Андрей Сахаров - Степан Разин

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Степан Разин"
Описание и краткое содержание "Степан Разин" читать бесплатно онлайн.
Донской атаман Степан Тимофеевич Разин стал любимым героем русского фольклора. Предания о нем живы во многих волжских городах, а песни про Разина до сих пор поются в народе — и о несчастной персидской княжне, которую он безжалостно бросает "в набежавшую волну" ("Из-за острова на стрежень…"), и о заветной разинской думе ("Есть на Волге утес…"). Чем же заслужил это человек, с именем которого связана одна из самых кровавых гражданских войн в истории России — казацко-крестьянское восстание 1670–1671 годов? Кем был он на самом деле? Удачливым атаманом, которому победы настолько вскружили голову, что позволили замахнуться на все Российское царство? Злодеем и бунтовщиком, кровавым убийцей, преданным анафеме Православной церковью? Или борцом за народное счастье, вождем Крестьянской войны, каким описывался Разин в трудах историков и писателей советского времени? Или же выразителем той неизбывной тяги народа к воле, к справедливой жизни, которая на деле оборачивалась кровопролитием и жесточайшими потрясениями российской государственности — что в семнадцатом, что в двадцатом столетиях?
Книга, написанная видным отечественным историком Андреем Николаевичем Сахаровым еще в советские годы, ярко и увлекательно, но вместе с тем точно и достоверно, при строгой опоре на источники, рассказывает о Разине и его последователях и о жизни России «бунташного» XVII века. Новое издание книги существенно дополнено автором.
Поначалу казаки вели себя скромно: жителей Фарабата не задирали, честно вели торговлю, платили золотой и серебряной монетой. Пять дней продолжался торг на улицах и базарах Фарабата, а на шестой день казаки стали подтягиваться к главным торговым рядам в центре города и собираться вокруг своего атамана.
Торговля еще шла, но казаки больше поглядывали на Степана, чем на товары. Вот он взялся за шапку и сдвинул ее чуть набекрень — и пошла потеха. Казаки бросились на торговцев и стали без разбора хватать их товары. Теперь они уже знали, у кого что есть. Очистив торговые ряды, казаки бросились шарить по богатым домам, немногочисленный фарабатский гарнизон был сразу же вырезан, всякую попытку сопротивления разинцы жестоко карали. Рубили фарабатцев саблями, стреляли их из пистолетов и пищалей, тащили в свой стан пожитки, волокли пленников.
К вечеру город был разгромлен и разграблен до основания. Пощадили казаки лишь православных купцов, которые с криками «Христос», «Христос!» выбегали им навстречу. Все русские пленники были освобождены, все начальные люди, богатые купцы, местные ростовщики убиты или жестоко наказаны. Напоследок казаки бросились на берег моря и подожгли там потешный дворец шаха; ограбили и сожгли они также расположенный неподалеку городок Астрабат.
Казаки погрузили огромную добычу в струги и отъехали недалеко от Фарабата. Там, на полуострове Миян-Кале между Фарабатом и Астрабатом в шаховом заповедном месте, Разин заложил свой стан.
Наступала зима 1668/69 года.
ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА
Пустынен конец полуострова Миян-Кале. Пески да болота, место низкое, сырое, но пройти к нему трудно — со всех сторон обступает его вода, а с сушей соединен он узкой горловиной; Здесь и решил обосноваться Разин на зиму. Красиво было шахово заповедное место, но опасно. Со всех сторон там взять можно казаков. Здесь же не достать. Сюда свезли они всю добычу, пригнали пленников и заставили их строить в самом узком месте полуострова земляной вал. На вал казаки поставили отнятые у персов пушки, проделали в нем бойницы.
После этого пленных погнали на строительство деревянного городка. Под присмотром казаков пленники рубили в окрестных лесах деревья, тащили их на полуостров, учили их казаки, как делать рубленые деревянные избы. Скоро уже стоял за земляным валом казачий деревянный городок. Теперь можно было устраиваться на зиму.
Неподалеку стояли разгромленные города Фарабат и Астрабат; казаки время от времени наведывались сюда, подчищая остатки, хватали приглянувшихся им женок и девок, тащили в плен зазевавшихся жителей. Отсюда они шли набегами на окрестные селения, хватали все, что попадет под руку. Вся фарабатская округа была теперь под казацким сапогом. Казаки хозяевами расхаживали в своем городке, понукали пленников на разные работы, потешались с женщинами, пили и гуляли без меры.
Казаки были довольны, каждый получил на дуване животов сверх меры столько, что даже увезти с собой было трудно. Если дотащить все это богатство до Дона, то их ожидает привольная, безбедная жизнь на долгие годы. Довольны были: казаки, смотрели в рот своему атаману батюшке, стремглав бежали исполнять любой его приказ, слушались каждого его слова. Верили, что со Степаном Тимофеевичем не сгинут они, а, напротив, укрепятся больше прежнего.
Теперь, засев за земляным валом в новых свежеструганых домах, казаки поумерили свои набеги, и хотя сами они сидели на месте, к ним проникали со всех сторон русские невольники. Бежали: тайно, под покровом темноты, вдруг возникали в ночи около ворот вала и на вопрос «Кто такие? Что за люди?» валились с плачем на землю, целовали ноги у изумленных караульных.
По всему побережью и дальше в глубь гор, по большим городам томились в плену и рабстве русские православные люди, томились и надеялись, что дойдут и до них казаки, освободят, помогут вырваться на родину; кому было невмоготу ждать, те уходили от своих хозяев. Их ловили, пороли плетьми, сажали в каменные подвалы, редким удавалось дойти до полуострова Миян-Кале. А уж если доходили, то встречали в казаках защитников и братьев. «Наберем добра разного, освободим людей православных от бусурманского плена», — любил повторять Степан своим товарищам. Казаки так и делали — волокли к себе добро отовсюду, куда доставала их рука, но и о земляках помнили, рыскали за ними по домам и подвалам, трясли посеревших от ужаса персидских купцов, ростовщиков, городских начальников: «Говори, бусурманская твоя рожа, куда православных спрятал?» И повсюду, где шел Разин со своими казаками, вместе с ним шла вольность для русских пленников, а заодно и крутая расправа с владельцами рабов, ненасытными кровопийцами.
Теперь из Миян-Кале далеко ли достанешь, многих ли освободишь. Отказываться же от своих слов и дел Разин вовсе не собирался: он пришел сюда как освободитель православных, как гроза бусурман. Так и будет.
В один из дней Разин призвал к себе оставшихся в живых правителей города и объявил им: «Приводите к нам христиан, невольников, а мы будем вам за них отдавать ваших людей». К тому же пленных надо было кормить-поить, а еды в лагере становилось все меньше, и какая сейчас польза от этих бусурман, смотрят волками — или сами сбегут, или бросятся на казаков. А православные люди ох как нужны. Ряды разинцев редели, многие погибли в боях во время налетов, на побережные городки, иные умерли от ран и болезней. Кто займет их место, где взять людей? Обо всем этом думал Разин, когда завел речь с персами об обмене.
Обмен начался на другой же день. Неизвестно, где и как добывали русских невольников богатые горожане, но только волокли их со всех сторон, меняли на своих отцов, братьев, жен, сестер, детей. Трое бусурман шли за одного русского — пусть знают, как чтит Степан Тимофеевич православный люд.
Проходила неделя за неделей. Зимние штормы сотрясали побережье. Разбухшее море подходило почти вплотную к разинскому стану. Промозглый, холодный ветер проникал в нетопленые деревянные дома, поставленные наскоро, бревно к бревну, без пакли, без мха. По вечерам едкий холодный туман опускался на полуостров, от болот шел тяжелый мертвенный дух.
Казаки давно уже не высовывались за земляные стены: персы стянули к Миян-Кале крупные силы и со всех сторон окружили казацкий стан. Жители Фарабата теперь осмелели, они нередко подбегали близко к валу, кричали казакам непотребное, кляли их, угрожали.
Казаки молча смотрели, как бушуют персы, — атаман приказал не тратить зря порох и пули, всякого боевого запаса оставалось в обрез. На юге персы срочно строили весельные струги, и здешние военачальники ждали, что вот-вот под Фарабатом появится шахский флот. Тогда можно будет ударить по казакам и с суши и с моря.
Разин сидел в своей избе, кутаясь в богатую соболью шубу, захваченную еще в Реште. Его тряс озноб. В избе было темно и сыро. Окна забиты досками, и все же тянет холодом из всех щелей.
Настроение у атамана было мрачным. Многие казаки больны, лежат в лихорадке, харкают кровью: от дурной воды, гнилой ествы и грязи немало людей маются животами, по телу идут чирьи. Мука заплесневела, сухари, крупы, толокно, взятые еще из Яицкого городка, отсырели и покрылись гнилью; помыться негде, от казаков идет тяжелый дух, прорывается сквозь дорогие кафтаны. Но сниматься с места было рано. Здесь хоть и плохо, да безопасно. Земляной вал взять трудно, сотня казаков задержит в этой горловине целое войско. На стругах к берегу по разбушевавшемуся зимнему морю тоже не подойдешь, да и не дадут казаки.
Остается только сидеть и ждать. Потеплеет, утихнет море — тогда прорывайся на все четыре стороны; сейчас же нельзя, разметает струги: волна, потонут казаки в ледяной воде. Кроме того, нехорошо выводить казацкое войско под мокрый снег, под пронизывающий ледяной ветер. Хоть плохо, да на. суше. Знал Разин хорошо казацкие привычки. Думал он так, как думали все его товарищи.
Сидело казацкое войско на песчаной отмели Миян-Кале и ждало теплых дней.
С первым теплом разинский стан зашевелился. Казаки потянулись к берегу, посматривали на еще гремевшее море, начали разные лодочные поделки — струги за зиму изрядно поистрепались, чистили сабли и копья, счищали грязь с пушек.
На круг, который собрал Разин с есаулами, казаки не шли, а плелись все в болячках, с грудными хрипами, с болящим нутром. Впервые за долгие зимние недели собрались они вместе. Но нет, не все в отдалении от стана, в песке, около самой воды выросло за зиму небольшое кладбище. Многие добрые казаки лежали теперь там, и ничего-то им не было уже не надо — ни дувана, ни воли. Успокоились рабы божьи — кто от ран умер, кто нутром изошел. Да и из живых пришли не все: многие ослабли, лежали по своим домам или выползли лишь до порога.
Смутно было на душе у Разина, когда, он шел на круг. Степан посматривал на своих ослабевших товарищей, видел их угрюмые лица, опущенные вниз глаза. Невесело собирались на круг казаки; забылись уже и лихие набеги, и богатые зипуны, наваленные кучами по домам. И зачем им добро, если нет сил, если догорает казак как свечка, сидя на одном месте. Что мог предложить им атаман? Персидские города закрыты, персы стоят рядом, из Миян-Кале нельзя высунуть и носа, идти домой — нет, об этом он не мог даже подумать… Какую славу он получил на Волге, на Яике, о нем насказывали сказки, о его налетах на персидские земли шла молва от Дербента до Астрахани! Разве мог он, победитель. московских воевод, гроза боярских и воеводских прислужников, освободитель всех людей, забытых богом и судьбой, вернуться в Астрахань, а главное — в свои верховые донские городки в таком обличии? А сейчас что может показать он с этими отощавшими, измученными людьми, которые и в глаза-то не могут взглянуть. Кто потом пойдет за ним, если приведет он с собой такое войско, и что скажут женки тех, кто лежит зарубленный и застреленный на Волге и Яике, под Рештом и Фарабатом или рассыпается прахом в песках Миян-Кале?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Степан Разин"
Книги похожие на "Степан Разин" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Сахаров - Степан Разин"
Отзывы читателей о книге "Степан Разин", комментарии и мнения людей о произведении.