Этьен Жильсон - Избранное: Христианская философия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Избранное: Христианская философия"
Описание и краткое содержание "Избранное: Христианская философия" читать бесплатно онлайн.
Этьен Жильсон (1884–1978) — один из виднейших религиозных философов современного Запада, ведущий представитель неотомизма. Среди обширного творческого наследия Жильсона существенное место занимают исследования по истории европейской философии, в которых скрупулезный анализ творчества мыслителей прошлого сочетается со служением томизму как величайшей философской доктрине христианства и с выяснением вклада св. Фомы в последующее движение европейской мысли. Интеллектуальную и духовную культуру «вечной философии» Жильсон стремится ввести в умственный обиход новейшего времени, демонстрируя ее при анализе животрепещущих вопросов современности. Опираясь на экзистенциальное прочтение томизма, Жильсон акцентирует мысль о свободе выбора, дарованной человеку, и предназначении его как продолжателя дела божественного Творения. В данный том вошли работы: «Учение Декарта о свободе и теология», «Бытие и сущность», «Бог и философия», а также ряд статей последователей и учеников Жильсона, посвященных его разностороннему творчеству.
Rerum orìginatione radicali — об изначальном происхождении (лат.).
[1239]
Christianus philosophus — христианский философ (лат.).
[1240]
Enfia — сущее (лат.).
[1241]
Ens certum — определенное сущее (лат.).
[1242]
Kein Geringerer als Hegel — не менее, чем Гегель (нем.)
[1243]
Esse — бытие (лат.).
[1244]
Esse tantum — только бытие (лат.)
[1245]
Die Lichtungsgeschichte des Seins. - высвечивание истории бытия (нем.)
[1246]
Ens qua ens — сущее как сущее (лат.).
[1247]
Invisibilia — невидимое (лат.).
[1248]
Exclamare voce magna: Ipse fecit nos — восклицать громким голосом: Сам создал нас (лат.).
[1249]
Ex nihilo — из ничего (лат.).
[1250]
Creatum — сотворенное (лат.)
[1251]
Subjicite earn — владейте ею (лат.).
[1252]
θεός παντοκράτωρ — Бог-вседержитель (греч.).
[1253]
Total ablehnend — целиком отверженный (нем.).
[1254]
Spekulativer Kopf — спекулятивная голова (нем.).
[1255]
De nihilo — из ничего (лат.)
[1256]
Ex nihilo omne ens qua ens fit- из ничего каждое сущее возникает как сущее(лат.)
[1257]
три Евангелия: от Св. Матфея, Св. Марка и Св. Луки.
[1258]
sich ereignet- происходит {нем.).
[1259]
Rodis-Levis G. Quelques éternelles, complements sur la creation des vérites éternelles, p. 73–77
[1260]
Si Deus non esset… — Если бы Бога не было (лат.).
[1261]
«Eternal truths in the thought of Descartes and of his adversary» — «Вечные истины в учении Декарта и его оппонентов» (англ.).
[1262]
["Journal of the History of Ideas?"] — «Журнал истории идей» (англ.).
[1263]
"Disputationes metaphysicae" — «Метафизические размышления» (лат.).
[1264]
«Thèses cartésiennes et theses thomistes» — «Принципы картезианства и принципы томизма»
[1265]
Si Deus non esset… — Если бы Бога не было (лат.).
[1266]
Bougerol J. G. Quaud Etienne Gilson rencontre saint Bonaventure, p. 35–42.
[1267]
«Исследования» (лат.).
[1268]
«Вопросы, обсуждавшиеся до того, как появился брат» (лат.).
[1269]
«Сумма брата Александра» (лат.).
[1270]
«Великолепие» (нем.).
[1271]
Введение (лат.).
[1*]
Декарт Р. Соч. в 2-х т. T.1. M., 1989. С. 252.
[2*]
Там же.
[3*]
Иисус (итал.).
[4*]
Дюмулен (du Moulin), Пьер (1568–1658), французский протестантский священник и полемист, известный своим красноречием и пылом, в течение 20 лет был проповедником в Шарантоне.
[5*]
Здесь и далее мы следуем оригиналу, где наряду с названием «Орден» (или «Орден иезуитов») фигурирует и название «Общество Иисуса».
[6*]
Ссылка на издание Сочинений Декарта под редакцией Адана и Таннери (см. здесь выше преамбулу к Примечаниям переводчика на с. 131).
[7*]
«Хранить самые общие и ныне наилучшим образом доказанные суждения философов».
[8*]
Декарт Р. Указ. соч. Т. 1. С. 255.
[9*]
Коимбр — город в Португалии, известный своим университетом, основанным в 1534 г. В XVIII в. Коимбр стал активным центром так называемой второй схоластики. В Коимбрском университете работал Л.Молина. Различные ордена основывали при университете свои коллежи, но особенно активны в этом были иезуиты.
[10*]
Т.е. «Ответ на Вторые возражения». См.: Декарт Р. Соч. в 2-х т. Т. 2. М, 1994. С. 184.
[11*]
Письмо к Шаню от 6 июня 1647 г. См. там же, с.556.
[12*]
Первонач[ала] фил[ософии]. См.: Декарт Р. Указ. соч. Т.1. С. 323.
[13*]
Там же, с. 588.
[14*]
Там же, с. 589.
[15*]
«…то истинно или возможно, что Бог познает как истинное или возможное, а вовсе не так обстоит дело, что Бог познает как истинное независимо от него существующие истины».
[16*]
Декарт Р. Указ. соч. Т. 1. С. 590.
[17*]
«каков род причины, согласно которой Бог установил вечные истины»… «причина того же рода»… «как действующая и тотальная причина».
[18*]
«тот благодаря кому вечные истины существуют или возникают».
[19*]
Ср. Е[встафий] из Сен-Поля: «Пять (видов действующей причины) в целом и частичном; так же существует другое деление на достаточную и недостаточную причину; первая — это та, которая единственная в своем разряде и роде производит целое действие, подобно лошади, которая одна тащит повозку; вторая же — та, которая совпадает с другой или с многими другими причинами того же рода и разряда, чтобы произвести одно и то же действие, как если бы повозку тащила не одна, а больше лошадей; в этом случае каждая из них была бы частичной действующей причиной этого действия».
[20*]
Письмо к Мерсенну от 27 мая 1630 г. (?). — Декарт Р. Указ. соч. Т. 1. С. 590.
[21*]
«…он создал их уже тем, что пожелал их существования и постиг его от века… учредил их и распределил… даже в плане рассудка».
[22*]
Декарт Р. Указ. соч. Т. 1. С. 591.
[23*]
Ср. св. Фома: «Тот же, кто пытается постичь Святую Троицу с помощью здравого смысла, наносит вере двойной урон. Во-первых, в том, что касается достоинства самой веры, которая такова, что относится к вещам незримым, превосходящим человеческий разум; поэтому Апостол говорит (Евр. 11, 1), что "вера есть вера в неявленное"; и так же Апостол говорит (1 Кор. 2, 6): "Мы говорим о мудрости среди совершенных; мудрости не от века сего, и не начальствующих века сего; но говорим о мудрости Бога в тайне, которая скрыта". Во-вторых, в том, что касается блага обращения других в веру. Ведь если кто-либо для доказательства веры приведет неубедительные доводы, он попадет в осмеяние к неверующим. Ведь они полагают, что мы опираемся на рассуждения подобного рода и верим благодаря им».
[24*]
целое больше части.
[25*]
Полное название сочинения: «Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом». Всего в нем содержится шесть размышлений; пятое называется «О сущности материальных вещей и снова о Боге — о том, что он существует» (Декарт Р. Указ. соч. Т. 2. С. 51–57).
[26*]
Там же, с. 52.
[27*]
неизменная и вечная природа.
[28*]
Там же, с. 250.
[29*]
Там же, с. 295
[30*]
гипотетическая.
[31*]
«…так и я не считаю сущности вещей и познаваемые относительно них математические истины независимыми от Бога; я считаю их незыблемыми и вечными потому, что так пожелал и распорядился Бог. И полагаешь ли ты это для себя досадным или приятным, с меня довольно того, что это — истина» (Декарт Р. Указ. соч. Т. 2. С. 296).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Избранное: Христианская философия"
Книги похожие на "Избранное: Христианская философия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Этьен Жильсон - Избранное: Христианская философия"
Отзывы читателей о книге "Избранное: Христианская философия", комментарии и мнения людей о произведении.