Алан Элфорд - Когда боги спустились с Небес

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Когда боги спустились с Небес"
Описание и краткое содержание "Когда боги спустились с Небес" читать бесплатно онлайн.
Очередная книга Алана Элфорда — ещё более сложная для осмысления и дерзка по выводам, чем «Путь феникса. Тайны забытой цивилизации». Задавшись вопросом происхождения богов, богинь и человечества, автор использует древнейшие письменные источники — не только Библию (включая апокрифические Евангелия), но и шумерские и аккадские таблички, тексты Кумранских свитков, египетских папирусов. Знания в области религиозных обрядов древних, их быта, традиции, языковых тонкостей, имеющих сакральный смысл, сопоставление незначительных, на первый взгляд, фактов позволяют А. Элфорду по-своему трактовать господствующие в современной науке взгляды. Однако автор предупреждает читателя, чтобы понять его позицию, надо принять образ мышления древних.
Теперь я хочу кратко вернуться к тайне стены и хижины, которым Энки поведал весть о Потопе, чтобы Утнапиштим (или Атрахасис) смог построить корабль и спастись. Следует отметить, что мотив хижины появляется во всех трёх сохранившихся легендах о месопотамском Потопе. Я уже привел два из трёх примеров использования этого мотива, а теперь хочу процитировать третий, из шумерской легенды о Зиусудре:
В Киуре бога […] стена […]
Зиусудра, у края встав, слышит […]
[Энки говорит: ] — Край стенки слева, ну-ка, послушай!
Край стенки, скажу тебе слою, прими моё слово!
Будь внимателен к моим наставленьям!
Потоп пронесётся надо всем миром,[685]
Дабы семя человечества уничтожить.
Окончательное решенье, слово божьего собрания […]
Решение, реченное Аном, Энлилем, Нинхурсаг,
Царственность, её прерывание […].[686]
Каково значение этой стены? Почему она столь важна, что все древние авторы включали её как главный элемент в легенды о герое Потопа?
Ответ, я думаю, уже был дан в начале этой книги, когда стало ясно, что стеной назывался свод подземного мира Другими словами, стена была поверхностью планеты. Это особенно очевидно в легенде «Гильгамеш и Агга», но также можно отметить и в других текстах, например, в «Эпосе о Гильгамеше», где герой свешивается через стену, чтобы увидеть мертвые тела, плывущие по реке подземного мира; в легенде «Энмеркар и повелитель Араты» царю Урука говорят, что ему придётся отделиться от богини Инанны стеной, потому что богиня спустится в подземный мир. И ещё в одной шумерской легенде павшая богиня Нингаль заявляет: «Как павший бык, я не смогу подняться по стене Ура [её разрушенного города][687]».
Что это означает в случае Утнапиштима? Эго означает, что он живёт внутри небесной планеты Шуррупак, И это также предполагает, что «дом», в котором живёт Утнапиштим, это сама планета Небеса Внимательные читатели вспомнят использование той же метафоры в шумерских плачах, приведённых в главе 6, где горожане восклицали: «О, буря, вернись в свой город, вернись в свой дом».[688]
Теперь прочитаем совет, который Энки дал Утнапиштиму:
Слушай, хижина! Стенка запомни!
Шуррупакиец, сын У бар-Туту,
Снеси жилище, построй корабль.
А что, если «дом» в действительности был планетой? Разрушение дома, следовательно, метафора разрушения планеты?[689] Более того, превращение дома в корабль может стать прекрасной аллегорией для превращения планеты в рой метеоров.
Притянуто за уши? Абсолютно нет. Мы думаем, что Утнапиштим действительно был человеком? Вспомним слова, произнесенные Гильгамешем, когда он столкнулся лицом к лицу с Утнапиштимом в первый раз:
Гляжу на тебя я,Утнапишти,
Не чуден ты ростом — таков, как и я, ты.
И сам ты не чуден — таков, как и я, ты.
Не страшно мне с тобою сразиться;
Отдыхая, и ты на спину ложишься.
Утнапиштим похож на Гильгамеша. Но Гильгамеш не был обычным человеком Он был на две трети бог, «побег Урука», который был силён, как нб-sir Ану. Он был Мес, или метеоритом, «проросшим семенем нового дерева». Он родился на Земле от священного брака двух павших божеств.
Кроме того, Гильгамеш был титаноподобным царём — богом, равным по своей природе шумерскому богу Зу, или вавилонскому Мардуку, или египетскому богу-соколу Гору. Если Утнапиштим выглядел, как Гильгамеш, следовательно, Утнапиштим тоже не был человеком. Но это не должно нас удивлять, потому что Утнапиштим никогда прямо не заявлял, что он — человек. Наоборот, именно он снисходительно отметил, что Гильгамеш сделан из плоти богов и людей.
Есть и еще один момент. Почему так оказалось, что Гильгамеш представлял себе Утнапиштима совершенным в битве? Эта строка очень сильно раздражает специалистов по месопотамской мифологии, которые не могут себе представить мирного спасителя всего живого в таком воинственном виде. Но этот эпитет приобретает совершенный смысл в свете взрыва планеты, потому что Утнапиштим действительно затеял сражение, что следует из его катастрофического спуска на Землю. Он действительно сражался в битве, потому что сам Потоп ревел, как сражение.
Корабль Утнапиштима был огромным метеоритом или, если быть технически точным, взорванной планетой. Он и буквально, и метафорически разрушил свой дом и построил корабль.
Когда мы так представляем эти события, то используем именно тот вид аллегорий, которые использовали древние люди, жившие в своих тростниковых хижинах, которые легко можно было разобрать и построить из них тростниковые же лодки.[690]
Более того, нет лучшей метафоры, чем «корабль», чтобы назвать, скорее, абстрактное представление о планетоподобном «метеорите» Утнапиштима, плывущем по небесным водам между Небесами и Землёй.
Это нелепо? Мы принимаем желаемое за действительное? Нет. На самом деле месопотамские тексты содержат загадочные упоминания о срезанном носе корабля, которые невозможно объяснить. В легенде «Гильгамеш и Агга», к примеру, атака Киша на Урук описана такими словами:
Людей он поверг, людей он вознёс,
С пылью он людей смешал,
Страны враждебные он сокрушил,
Прахом «уста земель» покрыл,
Ладьи гружёной нос отсёк.[691]
Подобные представления есть и в «Эпосе о Гильгамеше», но здесь герой выражает надежду, что его подъём на Небеса не будет сопровождаться катастрофическим падением божества, подобного Агге:
За меня другой не умрёт,
Груженый корабль [Небеса] не потонет [на Земле],
Три рубахи не порвутся,
На стене [поверхности Земли] никого не затопит,
Дом и хижина не будут разрушены.[692]
Писатель эпоса затем повторяет загадочный трёхстрочный стих:
Затем он утонул, затем он утонул,
Затем корабль Маган утонул,
Затем корабль «Мощь Магилума» утонул.[693]
Этот корабль Маган (Магур) очень смущает учёных. Он встречается снова в легенде «Энки и мировой порядок», «нагружённый до небес».[694]
Смысл всех этих отрывков очевиден — потопленный или разрубленный корабль символизирует бывшую планету Небеса Эта метафорическая аллегория практически идентична мотиву срубленного дерева, который мы рассмотрели в главах 5 и 6.
И все же этот мотив потопленного или разрубленного корабля можно найти и в древнеегипетских текстах. В Заклинании 132 Текстов саркофагов мы находим такие слова: «канат порвался, и паром был утерян в волнах потопа».[695] Египтяне верили, что достичь загробной жизни можно, только «причалив» ладью к великому «причалу» неба.[696]
Теперь давайте внимательно исследуем корабль Утнапиштима. В «Эпосе о Гильгамеше» Энки даёт следующие инструкции:
Тот корабль, который ты построишь,
Очертаньем да будет четырёхуголен,
Равны да будут ширина с длиною,
Как Океан [Апсу], покрой его кровлей![697]
Вполне понятно, что конструкция этого корабля, как и Ноева ковчега, вызывает большие затруднения и споры среди учёных. Достаточно сказать, что фразу «кровля, как у Апсу» следует понимать буквально: кровля Апсу — это земная кора, но изначально она была поверхностью планеты Небеса. Следовательно, корабль Утнапиштима был равен по своему объёму небесной планете Шуррупак.[698] У корабля была кровля, как поверхность планеты, потому что корабль был по своему предназначению и строению планетой. Вот почему все его размеры были равны между собой. Корабль имел сферическую форму.
Теперь мы понимаем, почему и корабль Зиусудры из шумерского «Мифа о Потопе» назывался магургур, что означает «очень большой корабль».[699] Также понятно, почему корабли Утнапиштима и Атрахасиса называли экаллу — «большой дом» или элиппу (элиппу рабити) — «великий корабль».[700] Более того, все размеры корабля Утнапиштима соответствовали размерам зиккурата, как объяснили Джон Гарднер и Джон Майер:
«Корабль был огромен, размером с самый большой зиккурат Вавилона… для его строительства использовалось большое количество материалов… его размеры предполагают нечто похожее на зиккурат или храм, нежели на корабль…»[701]
Это так. Как отмечено в главе 4, зиккурат или храм был микрокосмом планеты Земля и отражением планеты Небеса. Следовательно, корабль Утнапиштима был на самом деле не кораблём, а упавшей «горой», которая вторглась в подземный мир и стала истинно «космической горой». Зиккурат был уменьшенной копией этой космической горы, построенной из кирпича.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Когда боги спустились с Небес"
Книги похожие на "Когда боги спустились с Небес" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алан Элфорд - Когда боги спустились с Небес"
Отзывы читателей о книге "Когда боги спустились с Небес", комментарии и мнения людей о произведении.