Ричард Броуди - Психические вирусы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Психические вирусы"
Описание и краткое содержание "Психические вирусы" читать бесплатно онлайн.
Дерзкая и остроумная книга Ричарда Броуди переворачивает все, на чем до сих пор стояли психология, политология и менеджмент. Мышление и поведение человека, утверждает он, диктуются мемами. Мем — это психовирус, мыслеобраз. Он зарождается в нашем сознании и начинает самостоятельную жизнь. Он размножается и меняет наше поведение.
Мемы бывают забавными, как покемоны, и безобидными, как мини-юбки, а бывают вредными, как еда из «Макдональдса», и даже зловещими, как фашизм. Мемы могут сделать вас счастливыми и богатыми, а могут — бедными и больными.
Эта книга научит вас не только распознавать психовирусы, но и отделять хорошие мемы от плохих. Хватит подчиняться мемам — лучше заставьте их работать на вас!
Предположим, что какой-нибудь политик попытается тем или иным образом укрыться от атаки мемов и посвятить свою деятельность исключительно интересам государства. Однако если политик не «переведет» свои высокие цели на язык мемов, которые будут привлекательны для избирателей, у него не будет никаких шансов на победу в борьбе со своим политическим оппонентом, который ударит по самым чувствительным на данный момент точкам большей части избирателей. Не заботясь о том, насколько полезной будет его программа для страны.
Уже вскоре мы сможем увидеть, что у власти будут находиться только те политики, которые «транслируют» мемы, нажимающие на «кнопки» избирателей. И произойдет это вовсе не по чьему-либо злому умыслу, не из-за намерения бесчестных лиц обманывать избирателей или манипулировать их голосами, а в результате естественной меметической эволюции.
Победа политика на выборах определяется единственным фактором: его привлекательностью для избирателя; иными словами, политик должен произносить только «хорошие» мемы.
Целью выборных органов власти является отбор таких политиков, которые будут говорить то, что людям хочется слышать. Чем важнее значение для политической рекламы приобретает телевидение, тем меньше связан этот новый телевизионный политический образ с реальным человеком. Сегодня только безрассудный или беззаботный кандидат в президенты отважится появиться на телеэкранах, не воспользовавшись рекомендациями имиджмейкера — консультанта, который инструктирует его, каким образом произвести наилучшее впечатление на своих избирателей.
РОСТ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТАСогласно известному высказыванию Томаса Джефферсона, правительство правит тем лучше, чем оно правит меньше. Однако демократическая политическая система постепенно приобретает такую форму, в рамках которой правительство правит все больше. Направление этой эволюции определяют мемы, возбуждающие интерес избирателей.
Люди склонны уделять особое внимание мему вознаграждения — голосовать за тех политиков, которые поднимают вопросы, в решении которых избиратели лично заинтересованы. Когда я был студентом, активисты из штабов уговаривали нас голосовать за тех кандидатов, которые обещали увеличить бюджетные расходы на образование и на кредиты студентам. Конгрессмены не просто так возят «лакомые куски» в свои округа, они получают за это дополнительные голоса. В то же время эта практика приводит к увеличению бюджетных ассигнований и дальнейшей централизации федеральной власти.
Чтобы занять место действующего законодателя (президента и т. д.), кандидат должен обратиться к избирателям, использовав более привлекательные мемы, чем его конкурент. Нередко результатом реализации предвыборных обещаний становится дальнейшее разрастание государственных структур и увеличение расходов на их содержание. Общая тенденция такова: федеральные власти растут, жиреют и требуют больше денег, в то же время становясь все менее дееспособными, тогда как мемы, используемые в избирательных кампаниях, становятся все менее изысканными и все более мощными.
Впрочем, довольно сложно предсказывать, в каком направлении будет развиваться меметическая эволюция. На выборах
1994 года республиканцы, задействовав мемы миссии и опасности, получили большинство мест в палате представителей и в сенате. Они «обыграли» демократов, предвыборное обращение которых гласило: «мы на верном пути!» Республиканцы кричали: «Мы стоим на пороге кризиса! И мы можем справиться с этим опасным положением!» Их программа на выборах во многом напоминала того «троянского коня», с помощью которого в 1992 году демократы «нажимали на кнопки избирателей», обещая решить проблемы в сфере здравоохранения. О здравоохранении, впрочем, теперь мало кто вспоминает.
Чем искуснее политики бьют по чувствительным точкам избирателей, тем меньше результат выборов зависит от их реальных планов.
Как выглядела бы наша политическая жизнь, если бы большая часть избирателей овладела основами меметики? Мне кажется, что предвыборные кампании изменились бы в лучшую сторону, а правительственные чиновники, быть может, стали бы немного честнее.
Глава 10
Меметика религии
Каждый раз, глядя на тебя, я думаю:
Как же ты все так запустил.
Было бы намного лучше, если бы у тебя был план.—
Иуда.
«Иисус Христос — суперзвезда», либретто Джима РаисаКто-то из философов сказал, что верить в христианского Бога гораздо лучше, чем не верить: если Бог есть, то неверующие будут сурово наказаны. Если же Его нет, то — вы ничего не теряете, если поверите в Него? Этот аргумент апеллирует к чувствительной точке под названием «дешевая страховка» и представляется неоспоримым. И все же, будучи неисправимым реалистом, отважусь выдвинуть гипотезу, что религиозные догмы вовсе не дарованы нам небесами, но появились в результате действия одного из самых мощных психических вирусов.
В этой главе мы займемся рассмотрением религиозных догм. Я попытаюсь выяснить, откуда люди берут свои религиозные Истины, откуда эти Истины приходят в сознание, как они воспроизводятся и распространяются. Отношение людей к священным текстам различное: одни не верят ни единому слову, другие находят в них скрытый философский смысл, третьи убеждены в непреложной истинности Слова Божьего. За этими текстами стоят те же меметические законы, но поведение людей, убежденных в истинности религиозной доктрины, отличается от поведения тех, кто рассматривает эти тексты как иносказание и мифологию.
Вы можете сознательно «запрограммировать» свое сознание мемами, которые помогут вам достичь в жизни того, чего вы хотите. Это — один из основных мемов-стратегий меметической парадигмы. Противоположная стратегия — вера в религиозные догмы, которые не были приняты вами сознательно. Кроме того, меметической парадигме противоречит отношение к каким-либо мемам, религиозным или нерелигиозным, как к Истине, — в нашем контексте все мемы рассматриваются как полуистины.
Живущие в современном мире древние религиозные мемы прошли длительную меметическую эволюцию. Как и в отношении любых других мемов, принять решение должны именно вы — поможет или помешает достичь поставленных жизненных целей данная меметическая программа.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИКак возникли религиозные мемы? Ниже приводится один из возможных сценариев. В доисторическую эпоху способность принимать решения была крупной победой человека в естественном отборе. Выжили и смогли оставить потомство те пещерные люди, которые в ходе эволюции получили способность ответить на следующие вопросы:
/ Как спрятаться от этого саблезубого тигра?
/ Где пища?
/ Как мне найти г-на Того Самого или г-жу Ту Самую?
Как вы понимаете, таковы были повседневные заботы венца эволюции — пещерного человека.
Способность «решать проблемы» оказалась важным для выживания навыком. Однако вскоре после приобретения этого механизма первые люди смогли обратиться к решению «больших проблем», над которыми многие века потом бились философы:
/ Откуда мы пришли?
/ Зачем мы здесь?
/ Что мы должны делать?
Что же, эти проблемы действительно намного сложнее, чем те практические вопросы, которые приходилось решать в связи с опасностью, потребностью в еде и сексе. Тем не менее, проблемы «философские» были далеко не столь сложными, чтобы наши пещерные приятели не рискнули выдвинуть своих предположений. Тот когнитивный диссонанс, который возник в результате постановке этих вопросов, стал причиной создания ряда мемов, с помощью которых можно было что-то объяснить. Из этих догадок развились мифология, философия и религия.
Как это происходило? Как обычно: выжил самый приспособленный мем. Не вдаваясь в подробности истории религий, вернемся к нашему примеру — пещерным людям. Представим себе семейства Кремневых и Булыжниковых, которые озадачились вопросом — каково происхождение жизни на Земле. Свои версии выдвинули сразу несколько человек. Согласно предположениям Вилмы, нас создал Бог, однако о своем открытии она решила пока никому не говорить. Болван Барни ломал голову над этим вопросом несколько лет, но так и не смог найти ответа. Размышляя над этим вопросом, Бетти проявила чудеса сообразительности и находчивости и выдвинула гипотезу, согласно которой мы развились эволюционным путем из одноклеточных организмов. Естественно, гипотеза Бетти была отвергнута.
Еще один пещерный житель, Фред не удовольствовался поиском и нахождением ответа для себя самого: он не только понял, что мы созданы Богом, но также и то, что Бог наказал нам распространять эту истину под страхом адских мук[24]. Шаба даба ду!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психические вирусы"
Книги похожие на "Психические вирусы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ричард Броуди - Психические вирусы"
Отзывы читателей о книге "Психические вирусы", комментарии и мнения людей о произведении.