Жак Маритен - Избранное: Величие и нищета метафизики
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Избранное: Величие и нищета метафизики"
Описание и краткое содержание "Избранное: Величие и нищета метафизики" читать бесплатно онлайн.
Жак Маритен (1882–1973), крупнейший религиозный философ современности, основоположник, наряду с Э. Жильсоном, неотомизма, сосредоточен не столько на истории мысли, сколько на продвижении томистской доктрины в собственно метафизической области. Образцы такого рода труда, возвращающего нас в сферу «вечной философии», представлены в настоящем томе. В противовес многим философским знаменитостям XX в., Маритен не стремится прибегать к эффектному языку неологизмов; напротив, он пользуется неувядающим богатством классических категорий. Общая установка его — сберегающая, исходящая из конфессионального взгляда на мир как на разумный в своем прообразе космос, чем сближается с интуицией русской религиозной философии. В том вошли также работы по теории искусства и проблемам художественного творчества, рожденные как отклик на сюрреалистические эксперименты, поставившие перед мыслителем задачу возвратить искусствоведческую мысль к твердым основаниям метафизики Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского и соотнести с ней современную ситуацию в художественном творчестве.
[421]
Hist, univ., 2 Partie, en. XX.
[422]
См. нашу статью «Евреи среди других народов» (ниже, гл. IV).
[423]
Problèmes sociaux, Réponses chrétiennes, p. 62.
[424]
Св. Григорий Великий. Horn. XXV in Evang.
[425]
Св. Фома Аквинский. In Joann., XVIII, lect. 1.
[426]
Эти страницы были написаны в 1939 г. С того времени более 6 млн. евреев были уничтожены нацистами во время самой огромной операции истребления, предпринятой человеческой жестокостью с помощью газовых камер и печей крематориев, лагерей медленной смерти, врачебных убийств, удушения в запломбированных вагонах и с помощью планомерного использования болезней, холода и голода. Но похоже, что еще остались антисемиты и люди, для которых «проблема евреев» не воскрешает в памяти никакой трагедии, никакой тайны, заставляющей дрожать христиан (Жак Маритен, 1946).
[427]
[Я обратился к тому же вопросу, но более кратко, в работе «Pour une philosophie de l'histoire». Éd. du Seuil, 1959. В данном сборнике эти страницы во избежание повторов были опущены.]
[428]
Ис 28: 16; 8:14.
[429]
Ис 28: 16 (Септуагинта).
[430]
Иоиль 2: 32 (3,5).
[431]
Ис 52: 7.
[432]
Ис 53:1.
[433]
Пс 19 (18): 5.
[434]
Втор 32: 21.
[435]
Ис 65: 1–2.
[436]
1 Цар 12:22; Пс 94 (93): 14.
[437]
1 (III) Цар 19: 10, 14.
[438]
1 (III) Цар 19: 18.
[439]
Ис 29: 10; Втор 29: 4.
[440]
Пс 69(68): 23–24.
[441]
См. Втор 32: 21.
[442]
Bossuet. Histoire Universelle, IIe parti, ch. XX.
[443]
«Когда вы увидите нас входящими в Церковь и приближающимися к вам, — говорит аббат Леман, — это событие не будет больше вестником смерти, но вестником жизни. Мы вернемся не для того, чтобы возвестить конец, но чтобы помешать ему. Святой ап. Павел, обратившийся иудей, который ясно видел судьбы нашего народа, называет обращение евреев богатством мира. Еще он называет его возвращением от смерти к жизни; не с концом времен, но именно с моментом наиболее удивительного сияния мира совпадет обращение евреев» (La Question du Messie, p. 150).
О. Алло считает, что обращение Израиля произойдет скорее до, нежели после явления «человека греха». Нам кажется, что гораздо более соответствует многим эсхатологическим текстам Священного Писания мысль, что обращение совпадет с падением и уничтожением Антихриста. Св. Августин допускает, что между уничтожением Антихриста и концом мира будет какой-то интервал. Это будет, несомненно, долгий период времени, говорит о. Цуккони в своем комментарии на Апокалипсис. См.: R.P. Fortuné de la Vallette. Apocalypse de saint Jean. — «Revue de l'Université d'Ottawa», juillet-septembre 1938 à avril-juin 1939.
[444]
См.: Ис 57: 19, 52: 7.
[445]
В Первом послании к Фессалоникийцам ап. Павел объясняет им, что они претерпели от своих собратьев то, что церкви Иудеи претерпели со стороны иудеев — от тех иудеев, «которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и чрез это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (1 Фес 2: 15–16). Эти слова — против тех иудеев, которые, будучи надменными и злыми убийцами пророков и Христа, преследовали христиан, чиня им препятствия для проповеди Евангелия своей клеветой, о чем здесь негодует ап. Павел. Он не имеет в виду — и это совершенно очевидно — еврейский народ как таковой, по поводу которого он говорит совсем иначе в Послании к Римлянам. Поскольку «дары и призвание Божие непреложны», этот народ остается «всегда любимым ради отцов». См.: Lagrange. Épître aux Romains, p. 266.
[446]
Чтобы сыны Израиля не видели больше исчезновения сияния его лица. Символ временного характера Ветхого Завета.
[447]
Ис 59: 20–21; 27: 9.
[448]
[См. выше прим. 70.]
[449]
Ис 40: 13–14; Иов 41: 2 (heb.).
[450]
Св. Фома Аквинский. In Joan., XVIII, lect. 1. — См. выше, с. 311.
[451]
Организованного моим другом Борисом Миркиным-Гетзевичем, вицепрезидентом Высшей свободной школы, которое было посвящено Французскому университету в изгнании и трудам, выполненным им во время войны с замечательной самоотверженностью.
[452]
Конгресс юристов, 1936.
[453]
См.: Marie Syrkin. German Police Testifies, в «Jewish Frontier», November, 1942.
[454]
Ibid., p. 27.
[455]
Доклад, опубликованный польским правительством в изгнании «London Fortnightly Review», December, 1942).
[456]
Hitler's Black Record (документация, собранная в нейтральной стране и затем переданная президенту Рузвельту Американским еврейским конгрессом), р. 4.
[457]
The Mayor of the Warsaw Ghetto. — «Jewish Frontier», November, 1942.
[458]
Ibid., p. 5.
[459]
Там же, «The Nazis in Chelm» (доклад, полученный «United Relief Commitee for Polish Jews» в Тель-Авиве. November 10, 1940) и «The Extermination Center» (сообщение, полученное польской еврейской рабочей партией «Бунд»).
[460]
«Jewish Frontier», November, 1942, p. 5, 32.
[461]
Hitler's Black Record, p. 5.
[462]
Hitler's Black Record, p. 6. «Jewish Frontier», p. 5.
[463]
Hitlers Black Record, p. 6.
[464]
Ibid.
[465]
«Jewish Frontier», p. 4, 5.
[466]
Ibid., November, 1942, p. 30–31.
[467]
Ibid., p. 33. Hitler's Black Record, p. 6.
[468]
«Jewish Frontier», November, 1942, p. 28.
[469]
«New York Post», January 23, 1943.
[470]
См. выше, с. 384–386.
[471]
«Die historische Erfahrung hat gelehrt, dass die Vernichtung eines fremden Volkes nicht gegen die Lebensgesetze verstôsst, vorausgesetzt dass diese Vernichtung total ist». См.: Grossraum Ordnung und Grossraum Verwaltung. — «Zeitschrift fur Politik», Juin, 1942. Цит. Хаимом Гринбергом в «Jewish Frontier», ноябрь 1942, с. 7.
[472]
Перевод с английского. Сборник «Pour la Justice» («За справедливость») включает те тексты об антисемитизме на английском языке, которые во избежание повторов не были переведены для данного сборника: «On Antisemi- tism» и «Christianity and Crisis», 6 октября 1941; «Help for the Persecuted», речь на собрании Emergency Rescue Commitee 28 марта 1942; «Atonement for All». — «The Commonweal», 18 сентября 1942; «Antisemitism as a Problem for the Jew». — «The Commonweal», 25 сентября 1942.
[473]
См. прим. 130.
[474]
«Contemporary Jewish Record», p. 47.
[475]
Основная тема, избранная Union of American Hebrew Congregation для его 38-й конференции, была «Исцеление человечества».
[476]
Чтобы письменно изложить текст радиопередачи, я использовал, сократив их, несколько страниц статьи «On Antisemitism» («Christianity and Crisis», Oct. 8, 1941), которая не была включена в этот сборник.
[477]
Радиопередача в Рождество 1943 г., не приведенная в этом сборнике.
[478]
… Дальше — Христос, распростертый.
Над миром греховным
В бездне пространства цвета слоновой
кости… На четыре стороны света
Полыхает яростное пламя
Бедные евреи отовсюду уходят
Некому за них заступиться
Нет на земле для них места
Чтобы отдохнуть, ни единого камня Евреи — вечные скитальцы..
Раиса Маритен. «Шагал», из «Ночного письма» (Paris, Desclée De Brouwer, 1939). Пер. А. Анненковой.
[479]
На самом деле именно в силу обманчивых личин истории, слишком похожих на действительность в том, что касается человеческих ошибок, из Христа насильственно сделали символ разделения между евреями и христианами. В глубинной реальности Его дела искупления, в самой тайне Его смерти на кресте, в вечном замысле Божьем нет разделения, но есть единение двух народов: Израиля и язычников, «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду… И, пришед, благовествовал мир вам, дальним [язычникам] и близким [евреям]» (Ап. Павел. Еф 2: 14–17). См. выше, с. 383.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Избранное: Величие и нищета метафизики"
Книги похожие на "Избранное: Величие и нищета метафизики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Жак Маритен - Избранное: Величие и нищета метафизики"
Отзывы читателей о книге "Избранное: Величие и нищета метафизики", комментарии и мнения людей о произведении.