» » » » Жак Маритен - Знание и Мудрость


Авторские права

Жак Маритен - Знание и Мудрость

Здесь можно скачать бесплатно "Жак Маритен - Знание и Мудрость" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Научный мир, год 1999. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Знание и Мудрость
Автор:
Издательство:
Научный мир
Год:
1999
ISBN:
5-89176-064-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Знание и Мудрость"

Описание и краткое содержание "Знание и Мудрость" читать бесплатно онлайн.



Жак Маритен (1882-1973) является ведущим представителем неотомизма - обновленной версии томизма, официальной философской доктрины католической церкви.

Выпускник Сорбонны, в 1914 г. избирается профессором кафедры истории новой философии Католического института Парижа; год спустя начинает работу в коллеже Станислас (1915-1916). В 1913 г. публикует работу "Бергсоновская философия", в 1919 г. организует кружок по изучению томизма, идеи которого получают одобрение видных представителей французской культуры Ж.Руо, Ж.Кокто, М.Жакоба, М.Шагала, Н.Бердяева. После окончания первой мировой войны Маритен пишет работы: "Искусство и схоластика" (1920), "Антимодерн" (1922), "Размышления о разуме и его жизни" (1924), "Границы поэзии" (1926) и др. С 1927 по 1939 годы публикует труды: "Ангельский доктор" (1930), "Религия и культура" (1930), "О христианской философии" (1932), "Знание и мудрость" (1935), "Интегральный гуманизм" (1936) и др.

В 1930-е годы сотрудничает с Институтом средневековых исследований в Торонто и рядом американских университетов; в 1940-1945 гг. живет и работает в США, являясь профессором Принстон-ского и Колумбийского университетов и основанной им в Нью-Йорке Свободной высшей школы. В США публикует работы:

"Символ веры" (1941), "Сквозь несчастья" (1941), "Мысль святого Павла" (1941), "Права человека и естественный закон" (1942), "Христианство и демократия" (1943), "Принципы гуманистической политики" (1944), "От Бергсона к ФомеАквинскому" (1944) и др.


В 1945-1948 гг. - посол Франции в Ватикане; в 1948-1960 гг. вновь преподает в Принстонском университете. Заслуги Марите-на и его влияние на духовную жизнь США отмечены в 1958 г. созданием в университете Нотр-Дам штата Индиана томистского центра его имени. В этот период им написаны: "Краткий трактат о существовании и существующем" (1947), "Значение современного атеизма" (1949), "Человек и государство" (1951), "Творческая интуиция в искусстве и поэзии" (1953), "Пути к Богу" (1953), "О философии истории" (1957), "Литургия и созерцание"(1959).

С 1960 г. живет во Франции. В 1961 г. ему вручается премия Французской академии по литературе. Философия культуры мыслителя получает признание на II Ватиканском соборе, влияние его идей ощущается в соборной конституции "О церкви в современном мире", на его работы Павел VI ссылается в экциклике "О прогрессе народов" (1967). В последний период жизни опубликованы работы: "Философ во граде" (1960), "Философия морали" (1960), "Записная книжка" (1965), "О милосердии и гуманности Иисуса"(1967), "О церкви Христовой" (1970) и др.

Умер Жак Маритен 28 апреля 1973 г. в Тулузе.

В центре внимания Маритена - вопросы философии культуры. Ему свойственно экзистенциальное прочтение томистского учения о бытии, умеренный реализм в теории познания, отстаивание гуманистического смысла в историческом процессе, пропаганда идей солидарности людей, "персоналистической демократии", христианизации всех сфер духовной культуры, экуменистического

сближения религий.

В 1994 г. издательством "Высшая школа" (Москва) опубликована работа: Жак Маритен. Философ в мире. В нее вошли переводы на русский язык произведений мыслителя: "Символ веры", "Философ во граде", "Краткий трактат о существовании и существующем", "Интегральный гуманизм".






6. Жаль, что это утверждение вышло из-под пера г-на Мишеля Сурио (Rev. de Metaphysique et dc Moral. - 1932, juill.-sept. - P. 365), который, поверив г-ну Брейе, выдает таким образом за обретенную истину очевидную ошибку, порожденную плохим пониманием текста. Неужели латынь в "De imitate intellectus" так сложна для эрудитов, что ни говори, людей ученых и скрупулезных?.

7. Blondel М. Le probleme de la philosophic catholique. - Paris: Blond: Gay, 1932.-223 p.

8. В этих главах г-н Блондель использует, цитируя длинные пассажи, исследования своего друга каноника Малле о Дешане.

Известно, что апологетика Дешана настаивает прежде всего на "охвате" следующих двух фактов: зова нашей падшей и предположительно спасенной природы, обращенной к откровению, которое ей неведомо; и присутствия Церкви, которая предлагает это откровение tanquam potestatem habens (как власть имущая. - Лат.) и являет сама собой, по словам Боссюэ,'' "сущее чудо".

9. Gardeil A. La credibilite et 1'apologetique. - Paris: Gabalda, 1928. - 316 p.

10. Garrigou-Lagrange R. De revelatione per Ecclesiam catholicam proposita. -Roma: Ferrari, 1921. - 2 vol.

11. Ibid. Prolegomena, cap. 2, 3. ·

12. Эта позиция, впрочем, заметно отличается от той, которую г-н Жильсон занимал в некоторых своих ранних работах.


198


13. Cf.: Jolivet R. Essai sur les rapports entre la pensee grecque et la pensee

chretienne. - Paris: Vrin, 1931. - 208 p.

14. Maritain J. De la sagesse augustinienne // Rev. de phliosophie. - 1939, juill. -dec. Idem // Maritain J. et R. Oeuvres completes. - Vol. 4. P. 785-817; Discours pour 1'inauguration du monument au cardinal Mercier, a Louvain // Inauguration du monument erige au cardinal Mercier. - Louvain, 1931. - P. 44-52; Le Songe de Descartes Paris: Correa, 1932. Idem // Oeuvres completes. - Vol. 5. - P. 13-222; Les Degres du Savoir. - Paris: Desclee De Brouwer, 1932. Idem // Oeuvres completes, vol. 4, p. 259-

1111.

15. Cf.: Fernandez R. Religion et philosophie // Νουν. rev. fr. - 1932, 1 mai.

16. Полная абстракция (лат.).

17. Аристотель. Метафизика. Л. 1073, а23

18. По вопросу о логосе указываем мыслителям, которым нравится использовать слово "Слово" не по назначению, думая, что этим они "возвращают философам их добро", на работы о. Лагранжа и большую книгу о. Лебретона:

"Возникновение учения о Троице" (Lebreton J. Les origines du dogme de la Trinite. Paris: Beauchesne, 1919.  644 p.). Нельзя рассматривать вопрос о логосе, не

зная этих работ.

19. Marcel G. // Νουν. rev. des Jeunes. - 1932, 15 mars.

20. По поводу природы богословия см. уточнения в Комментариях, п. 2.

21. Мы таким образом приходим, со своей стороны, к попыткам в работах философского содержания (напр. "Разделить, чтобы объединить, или Уровни знания" - Distinguer pour unir ου les Degres du Savoir) изучить проблему мистического опыта, вдохновляясь примером св. Фомы Аквинского и св. Иоанна

Креста.

22. См. Комментарии (в данной работе), раздел11.

23. Maritain J. Les Degres du Savoir // Oeuvres completes. - Vol. 4. - P. 772-774.

24. "Ratio hunana in rebus divinis est multum deficiens" (Разум человеческий, в божественных делах весьма недостаточен. - Лат.) Thomas Aquinas. Sum. theol., II-1I, 2, 4. Cf.: Sum, contra gent, I, 4: Compend. theol, cap. 36 De verit-, 14, 10; In

Boet. de Trin. 3, l,ad3.

25. "Интеллектуальная порядочность обязывает нас указывать на все, что имеет христианское происхождение в наших занятиях, в наших вопросах, в наших исследованиях, в наших философских теориях... Предлагаемое нами решение, вытекает из положительной религии; в одном смысле это решение весьма философское, потому что оно было принято разумом и подкреплено аргументами;но это открытие не мог сделать разумом, предоставленный сам себе. Более того. О самом таком вопросе надо сказать, что не один только разум его ставил и не один только разум подвергал его сомнению... Да, в этих исследованиях, в которых я в наибольшей степени и наилучшим образом пользовался своим разумом и методом, основанным на законах разума, мне часто являлся свет, который вовсе не был светом естественным" (Olle-La Prune L. Le prix de la vie. - 50-eme ed. -Paris: Belin, 1931.- P. 345-347.).



199

26. Без милосердия человек может обладать не только, например, ложной умеренностью скупца (направленной на имущество), но и подлинной естественно приобретенной умеренностью (направленной на имущество, заработанное честным трудом); однако без милосердия эта подлинная умеренность остается в состоянии предрасположенности (facile mobilis) и не достигает состояния подлинной добродетели (difficile mobilis) (лат.: легко изменяемой; трудно изменяемой).

27. Например, ниже богословских добродетелей и основных врожденных добродетелей располагаются также основные приобретенные добродетели, которые имеют формальный объект и правило, познаваемые естественным путем. Так что приобретенное естественное благоразумие осуществляется в свете принципов естественного разума, практических принципов, воспринимаемых через противопоставление: надо делать добро и избегать зла и т.п.

Но это приобретенное естественное благоразумие и другие основные добродетели без милосердия могут существовать лишь на положении предрасположенности, а не добродетели в собственном смысле слова, как нами уже было показано в предыдущем (п. 33) примечании. Таким же образом они без добродетели не обретают способности к взаимосвязи, соединения в единый и совершенно прочный организм, ибо они могут быть связанными лишь in statu virtutis (в статусе добродетели - лат., примеч. перев.) (ср.: Thomas Aquinas. Sum. theol.,1-11, 65, 1-2, и комментарии этого текста у толкователей св. Фомы). И чисто философское познание этих добродетелей остается поэтому чем-то фрагментарным, с точки зрения правильно понимаемой нравственной науки, не может образовать в рамках самой себя полное и органически содержательное учение о добродетели и поведении.

28. Различные виды подчиненности одной науки другой науке рассматриваются на с. 84 и далее; показывается (с. 88-189), что правильно понимаемую нравственную философию надо рассматривать как подчиненную богословию по своим принципам, простым и ясным образом, но как дополняемую и совершенствуемую им, а не по своим корням и происхождению.

29. Эти два слова могут здесь приниматься как равнозначные, хотя в строгом смысле слова это разные вещи. Ср.: Jean de Saint-Thomas. Curs theol., I.P., q. 1, disp.2,a. 11.

30. Cajetan. I., 1,3.

31. Слово "lumen" (свет. - лат., примеч. перев.) здесь должно восприниматься со стороны объекта, а не со стороны возможности познания или habitus. Cf.:

Jean de Saint-Thomas. Curs. theol., I. P., q. 1, disp. 2a. 7, Solemnes, I, p. 379b.

32. Это как раз то, что вытекает из раздела I комментария св. Фомы к книге 1 "Этики": "Sapientis est ordinare [...] Secundum antem diversus ordines quos proprie ratio considerat, sunt diversae scientie. [...] Ordo autem actionum voluntariarum pertinet ad considerationem moralis philosophiae". [Именно ученому надлежит направлять... Затем, в соответствии с различными направлениями, определяемыми рассматриваемыми аспектами, налицо различные науки... Более того, порядок


200


добровольной деятельности подлежит рассмотрению нравственной философии. лат.].

33. Cajetan, ibid., a. 4.

34. "... Accipit haec scientia... immediate a Deo her revelationem" [Здесь наука воспринимает... непосредственно от Бога посредством откровения, -лат.]. Thomas Aquinas. Sum. theol., I, 1,5, ad 2.

35. Cajetan, ibid., a. 4.

36. См. далее по тексту данной работы п. 12.

37. Cajetan, ibid., a .7.

38. "Правильно понимаемое" в своей сфере, без того чтобы кто-то ясно и четко установил это как нравственное богословие трактовку врожденных богословских и нравственных добродетелей; это не устанавливается, а высвечивается, об этом делается вывод, поскольку это знание подчинено богословию.

39. Поведение вблизи регулируется именно осторожностью

40. Cf.: Jean de Saint-Thomas. Curs. theol. l.P., q, 1 a. 5. Solesmes, II, p. 365 et

suiv.

41. Thomas Aquinas. Sum. theol., I, 1,3, ad 2.

42.См. с. 75,

43. См, с. 76.

44. В самом деле, она не могла бы быть тогда возвышена верой и именно содержание веры попадало бы под свет философии, так как вера в подобном случае могла бы заставить лишь принести материалы, данные откровением, к которому они имели бы отношение лишь на том естественном основании, что с их помощью шли бы поиски взаимосвязей и постижение значений: богословие было бы только применением философии к данным откровения; было бы достаточно для его самопостроения, чтобы догмы накладывались на философский подход (см. Maritain J. L'esprit de Descartes // Oeuvres (1912-1939). ~ [Paris]: Desclee De Brouwer, 1975. P. 155 et suiv. Idem: Ouevres completes. T.5, p.57-98). Так как в действительности богословие есть habitus самой мудрости, корнями уходящей в веру и, стало быть, сверхъестественной, по крайней мере, радикально и виртуально, которая использует его как инструмент философского познания, судя о нем со своей точки зрения, философское знание может быть возвышенным верой в его специфической сфере, лишь если оно подчинено богословской науке, которая является в таком случае, как это и есть в действительности, сотворенным участием божественного знания.

45. "... Theologia procedit ex principiis relevatis in Scriptura. Sed constat in Scriptura contineri multa pertinentia et praecepta moralia et instructionem nostram;

undedicitur. (II Tim, 3,16,17): Omnisscripturadivinitusin.'ipirata utilises! ad docendum, ad arguendum, ad corrigiendum, ad erudiendum, in justicia. ut perfectus sit homo Dei, ad omne opus bonum instructus. Ergo independenter a philosophia morali, ex suis principiis revelatis potest theologia discurreri circa res morales..." [Богословие осуществляется в принципах, открытых в Писании. Но в Писании имеются также и касающиеся нас нравственные наставления, данные нам в поучение, о чем


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Знание и Мудрость"

Книги похожие на "Знание и Мудрость" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Жак Маритен

Жак Маритен - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Жак Маритен - Знание и Мудрость"

Отзывы читателей о книге "Знание и Мудрость", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.