Иван Иноземцев - Под крылом - Ленинград
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Под крылом - Ленинград"
Описание и краткое содержание "Под крылом - Ленинград" читать бесплатно онлайн.
Глава 3. В блокаде
В боях за Тихвин
Осенью 1941 года обстановка на советско-германском фронте снова осложнилась. 30 сентября - 2 октября немецко-фашистские войска развернули генеральное наступление на Москву. А вскоре активизировались боевые действия на тихвинском, ростовском и крымском направлениях.
Соединения и части Ленинградского фронта в конце сентября - начале октября сильными контратаками изматывали врага, перешедшего к обороне. Активное участие в боях принимала наша авиация.
Для более тесного взаимодействия авиации с наземными войсками в ВВС Ленинградского фронта были созданы три оперативные авиагруппы, из которых две группы по 12 самолетов - майора В. А. Сандалова и подполковника Алексеева были подчинены непосредственно командирам наступающих дивизий 55-й армии. Третья группа из 15 самолетов под командованием капитана С. Н. Полякова использовалась исключительно по заданию штаба ВВС фронта.
Особенно успешно поддерживала наземные войска группа майора В. А. Сандалова. Бомбардировщики и истребители наносили точные удары по вражеским позициям перед броском в атаку нашей пехоты. С 1 по 10 октября летчики группы совершили 184 самолето-вылета. Командир 268-й стрелковой дивизии генерал-майор Н. А. Соколов и представитель штаба ВВС Ленинградского фронта комбриг Бессонов дали высокую оценку действиям группы.
Центр боевых действий постепенно перемещался на левое крыло Ленинградского фронта, в район южнее Ладожского озера. Сюда подтягивались основные силы советских войск и противника. 11 октября наши воздушные разведчики обнаружили на дороге от Мги на Тосно движение вражеской колонны, насчитывавшей до 250 автомашин. В населенных пунктах летчики видели скопление пехоты, танков и автомашин.
Противник понимал, что пока Ленинград будет поддерживать связь со страной, захватить город не удастся. Поэтому он решил окончательно лишить город этой связи. Замысел врага состоял в том, чтобы сломить сопротивление советских войск на реке Волхов и ударом через Тихвин к реке Свирь соединиться там с финскими войсками и замкнуть кольцо блокады восточнее Ладожского озера.
Группа армий "Север" была усилена свежими соединениями, переброшенными из Германии, Франции, Греции. В первой половине октября под Ленинград прибыла даже 250-я испанская ("Голубая") дивизия.
Самолетный парк врага в результате больших потерь в период боев на дальних и ближних подступах к Ленинграду значительно сократился. К тому же 8-й авиакорпус и часть сил 1-го воздушного флота были переброшены на московское направление. Против Ленинградского фронта осталось около 250 самолетов. Наступление началось 16 октября.
ВВС Ленинградского фронта в середине октября имели 225 исправных самолетов, ВВС Краснознаменного Балтийского флота - 134{1}. Для действий на восточном крыле Ленинградского фронта за внешним кольцом блокады была образована авиационная оперативная группа во главе с заместителем командующего ВВС фронта полковником И. П. Журавлевым. Ему оперативно были подчинены и созданные там ранее 2-я и 3-я резервные авиагруппы полковников Е. Г. Туренко и Е. Я. Холзакова. На 17 октября в состав группы И. П. Журавлева входило 73 исправных и 38 неисправных самолетов. Но этого количества машин было явно недостаточно для решения всех задач, которые возлагались на группу. Кроме непосредственной поддержки сухопутных войск летчики прикрывали водную коммуникацию через Ладожское озеро с прилегающими железнодорожными путями, Тихвинский железнодорожный узел, Волховстрой, сопровождали транспортные самолеты, доставлявшие грузы в осажденный Ленинград. Поэтому для действий на тихвинском направлении привлекались авиационные части Ленинградкого фронта, не входившие в авиационную группу. Совместно с 54-й армией действовала Ладожская авиационная группа, образованная из состава ВВС КБФ. 52-я армия, подчинявшаяся непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования, имела свои военно-воздушные силы. 4-я армия, также находившаяся в подчинении Ставки, авиации не имела.
В целях деблокады Ленинграда войска Ленинградского фронта 20 октября начали Синявинскую наступательную операцию. Но завершить ее не удалось, так как в районе Тихвина создалась угрожающая обстановка в связи с наступлением фашистских войск. Ставка Верховного Главнокомандования приказала Ленинградскому фронту срочно перебросить туда значительную часть войск.
Основные усилия ленинградской авиации были направлены на поддержку наземных соединений.
Весьма успешно действовал 225-й ближнебомбардировочный авиаполк, которым командовал подполковник М. И. Белов, и особенно его первая эскадрилья во главе с лейтенантом В. Д. Панфиловым. Высокой точностью бомбометания в полку отличался штурман лейтенант И. А. Ковшаров. 27 октября он под сильным огнем зениток метко бомбил колонну пехоты с боевой техникой на дороге, проложенной врагом через болото. Среди фашистов началась паника. Но спрятаться им было некуда - кругом простиралась топь. Взрывами бомб гать была разрушена, и гитлеровцы нашли свою смерть в болоте.
Прикрывая войска в районе Ситомля, Тихвин, летчик 160-го истребительного авиаполка старший лейтенант А. П. Силантьев (Ныне Герой Советского Союза, маршал авиации. - Автор.).
29 октября сбил два "Юнкерса-88". Несколько блестящих побед над "мессершмиттами" одержали летчики 123-го истребительного авиаполка капитан Н. П. Можаев, лейтенант Г. Н. Жидов, младший лейтенант А. Т. Карпов.
Ожесточенные бои велись и в воздухе и на земле. Противник нес большие потери. Но, стремясь любой ценой полностью блокировать Ленинград, он бросал в бой новые силы. 8 ноября немецко-фашистские войска захватили Тихвин. Создалась исключительно угрожающая обстановка. С падением Тихвина была перерезана последняя железнодорожная магистраль, по которой к Ладожскому озеру транспортировались войска, продовольствие, боеприпасы, боевая техника, так необходимые защитникам и населению осажденного Ленинграда.
Наступление врага было остановлено во второй половине ноября. Попытки гитлеровцев прорваться через Тихвин к реке Свирь, а также через Волхов и Войбокало к Ладожскому озеру, соединиться с финнами и полностью блокировать Ленинград провалились.
Советское командование решило перейти в контрнаступление к востоку от реки Волхов, разгромить тихвинскую группировку противника и восстановить железнодорожное движение на участке Тихвин - Волхов. Новгородская армейская группа перешла в наступление 10 ноября, 52-я отдельная армия на маловишерском направлении - 12 ноября, 4-я отдельная армия в районе Тихвина - 19 ноября, 54-я армия в районе западнее Волхова - 3 декабря{2}.
Авиация действовала в исключительно сложных метеорологических условиях, поэтому на задание вылетали в основном мелкие группы самолетов. Удары наносились по скоплениям живой силы противника на поле боя и в населенных пунктах, а также по его коммуникациям. В течение нескольких дней наша авиация бомбила и штурмовала железнодорожные узлы Чудово, Мга, Тосно и эшелоны в пути следования.
В налетах на эти объекты отличились экипажи 125-го ближнебомбардировочного авиаполка, ведомые командиром полка майором В. А. Сандаловым, командирами эскадрилий капитаном А. И. Резвых, старшим лейтенантом В. К. Солдатовым.
Очень эффективно по железнодорожным станциям действовали летчики 174-го штурмового авиаполка. 16 ноября шесть штурмовиков под командованием капитана В. Е. Шалимова на станции Мга, на которой стояло два железнодорожных эшелона, бомбами, реактивными снарядами и пулеметно-пушечным огнем уничтожили 10 вагонов, паровоз и несколько десятков солдат и офицеров.
Советские летчики наносили удары по врагу не только днем, но и ночью. Еще в октябре 1941 г. на Ленинградский фронт прибыл в составе 20 ночных экипажей 44-й скоростной бомбардировочный авиаполк, личный состав которого переучился на пикирующие бомбардировщики Пе-2. Но пока еще летчикам приходилось летать еще на СБ. В темное время полк действовал одиночными самолетами, днем небольшими группами под прикрытием истребителей. Экипажи во главе с командиром полка подполковником В. И. Кочевановым, его заместителем майором М. Н. Колокольцевым, командирами эскадрилий майором И. П. Лымаревым, капитаном И. Ф. Кованевым, заместителями командиров эскадрилий капитаном П. А. Маркуца, капитаном Н. В. Кузнецовым, комиссаром эскадрильи капитаном И. П. Бурашниковым и другими наносили уничтожающие удары по вражеским колоннам, скоплениям танков и автомашин на подступах к Тихвину, в районе Облучье, Будогощь, Кукуй, Ругуй. В период боев за Тихвин летчики полка совершили около 300 самолето-вылетов.
Днем действовали в основном самолеты-штурмовики и истребители. 6 декабря удар по скоплениям фашистов на дорогах нанесла группа "илов" 174-го штурмового авиаполка во главе с майором С. Н. Поляковым. Другая группа того же полка под командованием старшего лейтенанта Ф. А. Смышляева уничтожала врага в населенных пунктах, не давая ему возможности укрываться от русских морозов. Успешно штурмовали гитлеровцев на дорогах и наши истребители.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Под крылом - Ленинград"
Книги похожие на "Под крылом - Ленинград" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Иноземцев - Под крылом - Ленинград"
Отзывы читателей о книге "Под крылом - Ленинград", комментарии и мнения людей о произведении.