Сергей Хоружий - «Духовная практика» и «отверазние чувств» как феномены энергийной антропологии. Компаративный анализ
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Духовная практика» и «отверазние чувств» как феномены энергийной антропологии. Компаративный анализ"
Описание и краткое содержание "«Духовная практика» и «отверазние чувств» как феномены энергийной антропологии. Компаративный анализ" читать бесплатно онлайн.
Этот текст следует понимать по-марксистски – от конкретного к абстрактному. Непосредственная тема его вполне конкретна: перцептивные феномены в мистическом опыте и, ближайшим образом, феномен трансформации самих средств, модальностей восприятия, отмечаемый почти всеми мистическими традициями и по-русски издревле именуемый отверзанием чувств.
Источник: Библиотека "Института Сенергийной Антрополгии" (http://synergia-isa.ru/?page_id=4301#H)
1998.
Примечания
1
V.L.Wimbush, R.Valantasis. Introduction. // Asceticism. Oxford University Press.1995.P.XXXI.
2
См., в основном, предыдущую статью, "Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности".
3
С.С.Хоружий. К феноменологии аскезы. М.1998.
4
"Йога-сутры" Патанджали. Сутра I.35 // Классическая йога. М.1992.С.103. Формулировки комментаторов: Е.П.Островская, В.И.Рудой. Реконструкция системы. Цит.изд.С.25.
5
Сутра III.3. Цит.изд.С.147-148.
6
Сутра III.36. Там же. С.169.
7
Сутра III.38. Там же.С.170.
8
Е.П.Островская, В.И.Рудой. Цит.соч.С.60.
9
Там же. Отметим попутно, что упомянутое здесь соотнесение (гомология) системы перцептивных модальностей человека с устроением космоса – частый мотив и в духовных практиках и, еще более, в эзотерических и оккультных учениях, в русской мысли находимый, в частности, у Флоренского.
10
Venerable Vappo Thera. The Mahabodhi // The Journal of the Mahabodhi Society of India. 1979, vol.87, No 1-3, p.5.
11
Б.Д.Дандарон. Мысли буддиста. Черная тетрадь. СПб.1997.С.131.
12
Там же.
13
Там же. С.132,134.
14
А.Г.Фесюн. Психологические аспекты учения Кукая // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск.1991.С.85.
15
H. von Guenther. Buddhist Philosophy in Theory and Practice. Penguin Books. 1972.P.153.
16
Хридая-сутра. Пер.С.Ю.Лепехова // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск.1991.С.98-99.
17
Алмазная праджня-парамита сутра. Пер.Е.А.Торчинова // Психологические аспекты буддизма.С.113.
18
Сэкида Кацуки. Практика Дзэна // Дзэн-буддизм. Бишкек.1993.С.638. Здесь выражена крайняя позиция, и Судзуки, еще более авторитетный учитель, несколько корректирует ее: "Люди, не понимающие всей глубины учения Будды, принимают его за некую этическую культуру, и ничего более. Они считают, что буддизм - это философия позитивизма... Но такие представления не совсем соответствуют учению Будды" (Д.Т.Судзуки. Основы Дзэн-буддизма // Дзэн-буддизм.С.107.). Тем не менее, и Судзуки пишет: "Дзэн появляется только тогда, когда умствование Махаяна буддизма сводится к реальным фактам жизни и становится непосредственным выражением внутренней жизни человека"(Там же.С.112.). Поправка, в итоге, мало принципиальна.
19
Д.Т.Судзуки. Цит.соч.С.166.
20
Сэкида Кацуки. Цит.соч.С.521.
21
Там же.С.631.
22
Там же.С.645, 665.
23
В.В.Малявин. Совершенный человек в даосской традиции // Совершенный человек. Теология и философия образа. М.1997.С.157.
24
Чжуан-цзы. Ле-цзы. Пер.В.В.Малявина. М.1995.С.74-75.
25
Там же.С.80.
26
Там же.С.300.(Курсив наш: мы отметили четкое указание на антропологическую границу).
27
В.В.Малявин. Цит.соч.С.155.
28
См. С.С.Хоружий. К феноменологии аскезы. М.1998.
29
Сутра III.3. Цит.изд.С.147-148.
30
Дж.Нурбахш. Психология суфизма. М.1996.С.136. (Автор, д-р Джавад Нурбахш - профессор психиатрии и глава суфийского ордена Ниматуллахи.)
31
См. "Аналитический словарь исихастской антропологии" в кн. С.С.Хоружий. К феноменологии аскезы. М.1998.
32
Дж.Нурбахш. Цит. соч. С.118.
33
Там же.С.118-119.
34
Фахр-ад-Дин Али б.Хусайн Кашифи Ваиз. Капли из источника вечной жизни. Цит.по: А.А.Хисматулин. Суфийская ритуальная практика. СПб.1996.С.66.
35
Дж.Нурбахш. Цит.соч.С.112.
36
Там же.С.135.
37
Там же.С.112.
38
Ал-Кушайри. Азбука мистического пути. Пер.А.Д.Кныша //Ступени (Санкт-Петербург).1992.Вып.2(5).С.131.
39
А.Д.Кныш. Примечания. Там же.С.137.
40
Дж.Нурбахш. Цит.соч.С.139.
41
А.Д.Кныш. Фана // Ислам. Энциклопедический словарь.М.1991.С.252.
42
Kак мы увидим, в исихастском опыте красноватый свет ассоциируется с явлениями ложного опыта - наваждения, прелести.
43
Дж.Нурбахш. Цит.соч.С.132-133.
44
Встречаются и более детальные подразделения, как напр., схема "четырех путешествий": "Суфии различают четыре путешествия. Первым из них является достижение состояния, называемого "фана", что иногда переводят как "уничтожение"... Достигнув состояния "фана", суфий начинает Второе Путешествие... Это стадия "бака" (постоянство). Сейчас он уже учитель ... Во время Третьего Путешествия такой учитель становится духовным руководителем каждого из людей... Он работает на многих уровнях... Во время Четвертого и последнего Путешествия Совершенный Человек руководит перемещением других на состояние, которое обычно считается физической смертью, на следующую стадию развития, невидимую для обычного человека" (Идрис Шах. Суфизм.М.1994.С.339.). Тут, впрочем, стоит оговорить, что тексты данного автора, как общепризнано, содержат крупную долю субъективных фантазий.
45
Ал-Кушайри. Цит.соч.С.131-132.
46
О.Ф.Акимушкин. Зикр // Ислам. Энциклопедический словарь.С.77.
47
Там же.
48
См. С.С.Хоружий. К феноменологии аскезы. М.1998.
49
А.А.Хисматулин. Суфийская ритуальная практика.С.75.
50
К этому пункту можно сделать два замечания. Во-первых, термин "тренинг" не вполне адекватен, ибо по своей семантике обозначает скорей подготовительную, служебно-техническую деятельность: тренинг не самоценен, но совершается ради применения его результатов в некой иной деятельности, которая есть истинная самореализация человека. Разумеется, этой служебности нет и не может быть в "онтологическом аутотренинге", и в свете сказанного, само сочетание "онтологический тренинг" есть, строго говоря, contradictio in adjecto. Тем не менее, мы прибегли к этому термину как хорошо передающему необходимые в "практике" моменты навыка и метода. - Во-вторых, можно провести структурную параллель с процессом в токамаке, осуществлением управляемой термоядерной реакции в камере с магнитными стенками. В обоих случаях налицо те же две компоненты процесса: искомое - "трансцендирование", достигаемое путем кумулятивного фокусирования энергии; необходимое условие искомого - создание и энергийное (а не вещественно-эссенциальное) хранение-ограждение особого процессуального пространства: "магнитные стенки" в токамаке, стража внимания - в "практике", Параллель, конечно, чисто формальна и не должна выводиться за пределы общих элементов структуры.
51
Ср.напр., об Элевсиниях: "Мисты не оставались безучастными зрителями того, что совершали жрецы... Они издавали стоны, представляя этим Димитру, горюющую о потере своей дочери ... пляской представляли, как Димитра искала свою дочь, etc.etc." (Н.И.Новосадский. Елевсинские мистерии.СПб.1887.С.129.)
52
V.D.Marchioro. From Orpheus to Paul. A History of Orphism. Lnd.1930.P.132.
53
Ямвлих. О египетских мистериях. Пер.Л.Ю.Лукомского. М.1995.С.90-91. (Курсив наш). Заметим, что тут все же есть наводящее указание: духовные чувства как-то ставят физические себе на службу. Точно то же соответствие найдем позднее у Паламы (см.ниже).
54
Новосадский Н.И.. Цит. соч. С.97.
55
Там же. С.99.
56
Там же. С.97.
57
Там же. С.128.
58
Св.Григорий Богослов. Слово 4 (Слово Первое обличительное на царя Юлиана). // Творения.Т.1. СПб.Б.г.С.85.
59
См.V.D.Marchioro. Loc.cit.P.58.
60
Ф.Ф.Зелинский. Древнегреческая религия. СПб.1918.С.62.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Духовная практика» и «отверазние чувств» как феномены энергийной антропологии. Компаративный анализ"
Книги похожие на "«Духовная практика» и «отверазние чувств» как феномены энергийной антропологии. Компаративный анализ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Хоружий - «Духовная практика» и «отверазние чувств» как феномены энергийной антропологии. Компаративный анализ"
Отзывы читателей о книге "«Духовная практика» и «отверазние чувств» как феномены энергийной антропологии. Компаративный анализ", комментарии и мнения людей о произведении.