Владимир Гуляев - Древние цивилизации Америки

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Древние цивилизации Америки"
Описание и краткое содержание "Древние цивилизации Америки" читать бесплатно онлайн.
Кто такие индейцы и откуда они пришли? Существовали ли в древности связи между Старым и Новым Светом и кто на самом деле открыл Америку? Один из крупнейших ученых-американистов В. И. Гуляев на основе археологического материала дает нам уникальную возможность проследить эволюцию «америндов» — американских индейцев, начиная с эпохи верхнего палеолита и кончая появлением архаических государств. Материалы из доколумбовой Америки предоставляют возможность сопоставить пути развития двух независимых моделей эволюции древних цивилизаций — в Старом и Новом Свете.
Что же касается некоторых теотихуаканских черт в монументальной скульптуре и архитектуре Тикаля, то их появление можно объяснить наличием в этом крупном столичном городе квартала теотихуаканских торговцев, живших по своему укладу и молившихся своим богам. О том, что такого рода случаи не были чем-то из ряда вон выходящим, говорят примеры более позднего времени: наличие квартала торговцев майя в Нито на Атлантическом побережье Гондураса и квартала ацтекских купцов в Шикаланго на южном побережье Мексиканского залива.
Однако о присутствии Теотихуакана в одном из крупнейших городов майя — Тикале — мы располагаем более подробными сведениями, чем в других местах.
Эти связи начались уже с IV века н. э. и продолжались не менее столетия. По мнению американского ученого Рене Миллона, выходец из высшей теотихуаканской знати (его именной иероглиф условно переводится как «Скрученный Нос») прибыл в Тикаль из Каминальуйю и с помощью женитьбы на местной «принцессе» захватил, в конце концов, в свои руки верховную власть в городе. Во всяком случае, захват местного престола произошел без каких-либо насильственных действий. Ему наследовал его сын или внук (то есть тоже наполовину теотихуаканец) по имени «Грозовое Небо». На одной из стел майя из Тикаля (Стела 31) в большой иероглифической надписи речь идет как раз об этих событиях. Вполне естественно, что выходцы из Теотихуакана не были здесь одинокими пришельцами: их сопровождали воины и слуги чисто теотихуаканского облика и с теотихуаканским вооружением. Так, на упоминавшейся Стеле 31 «Грозовое Небо» изображен в сопровождении воинского эскорта в теотихуаканских шлемах и с теотихуаканскими копьеметалками, дротиками и с прямоугольными щитами, на одном из которых изображена маска одного из главных богов Теотихуакана — бога воды и дождя Тлалока.
Были обнаружены в Тикале и гробницы связанных с Теотихуаканом правителей. Среди сопровождающих знатных покойников вещей также представлено много изделий, которые выполнены в теотихуаканском стиле, хотя вполне возможно, что они сделаны не в далекой мексиканской столице, а на месте, но теотихуаканскими мастерами. Правда, есть и прямой импорт: ножевидные пластины из зеленого обсидиана (а этот минерал добывался как раз в окрестностях Теотихуакана), несколько сосудов на трех ножках и с крышками, украшенные типично теотихуаканскими мотивами.
Изображения вооруженных теотихуаканских персонажей обнаружены на каменных монументах и других городов майя: в Йашха (Стела 11) и в Вашактуне (Стела 5,336 г. н. э.).
Таким образом, влияние Теотихуакана и созданной им культуры на территории значительной части Мезоамерики в I тысячелетии н. э. вряд ли подлежит сомнению. Однако внутренняя структура самой теотихуаканской цивилизации во многом остается пока неясной. Что это — гигантская единая «империя», включившая всю Центральную Мексику, или просто сильный город-государство («ном», если сравнивать с Древним Египтом), подчинивший себе соседние самостоятельные прежде территории и сделавший их своими вассалами (выплата дани, предоставление вспомогательных войск, носильщиков)?
Много интересных сведений по этой проблеме дают исторические документы кануна испанского завоевания, относящиеся к той территории, где некогда доминировал Теотихуакан.
Накануне испанского завоевания долина Теотихуакана оказалась составной частью крупного государства Акольхуакана, столицей которого был город Тескоко. Тескоко вместе с Тлакопаном (Такубой) и ацтекским Теночтитланом еще в XV веке образовал знаменитую «Тройственную лигу», подчинившую себе большую часть Центральной Мексики. «Тлатоани» Тескоко был и верховным правителем всего Акольхуакана. Ему помогал в делах управления совет из 14 членов — так называемых «великих», являвшихся правителями зависимых от Тескоко 14 городов-государств, которые и составляли территорию «царства». Каждое из этих полуавтономных карликовых государств состояло из центрального городского поселения (столицы) и ряда зависимых от него земледельческих поселков и деревушек.
Что касается непосредственно долины Теотихуакана, то там к моменту испанского завоевания находилось четыре города-государства с обычной для такого рода территориально-политических объединений внутренней структурой: столица и зависимые от нее сельские поселения. Эти четыре центральных города держали под своей эгидой 88 зависимых селений, 55 из которых находились непосредственно в долине Теотихуакана. В 1580 году все население этой долины составляло, по данным налоговых списков колониальной испанской администрации, около 26 тыс. человек. Если учесть, что по сравнению с 1519 годом оно сократилось минимум в 2–3 раза (ужасы чужеземного завоевания, эксплуатация на полях и в рудниках, эпидемии неизвестных прежде индейцам болезней и т. д.), то к моменту завоевания общее число жителей долины доходило, вероятно, до 50–80 тыс., что примерно совпадает с расчетами численности населения для классического Теотихуакана.
Закат великой цивилизации
Обычно для того чтобы объяснить драматический конец одной из наиболее могущественных и высокоразвитых цивилизаций Мезоамерики, выдвигают две гипотезы: военное вторжение извне и внутренние социальные потрясения. Гипотеза о чужеземном нашествии имеет более раннее происхождение. Один из самых последовательных ее защитников — мексиканец Мигель Коваррубиас — утверждал, что главной причиной гибели Теотихуакана послужило нашествие варварских племен Северной Мексики.
Однако получила распространение и вторая гипотеза. Основные ее положения можно найти в работах Дж. Вайяна (США), который называет жителей классического Теотихуакана тольтеками: «Иштлилшочитл (индейский историк конца XVI в. — В.Г.) рассказывает, что падение Теотихуакана было вызвано религиозными распрями, восстаниями и недородом. Если первоначально город развивался постепенно, то позднейшая перестройка его была, по всей вероятности, произведена единовременно. Теотихуакан был перестроен наспех… Для строительства в таких крупных масштабах неизбежно требовалось большое напряжение сил народа, что легко могло повести к восстанию».
Более детально обосновывает эту версию мексиканский археолог Р. Пинья Чан. По его мнению, резкое изменение климата (он стал гораздо суше), эрозия возделываемых земель в связи с их интенсивной эксплуатацией, рост населения и социальный гнет вызвали внутренние потрясения, восстания и мятежи, что и привело в конечном счете к гибели города около 700–800 годов н. э.
В настоящее время имеются археологические данные, которые доказывают, что Теотихуакан погиб в эпоху своего наивысшего расцвета. Причем гибель его наступила довольно быстро в результате насильственного разрушения. Мексиканские ученые в ходе раскопок 1962–1963 годов установили, что все поздние постройки города несут на себе следы грандиозного пожара и разрушений по всей городской территории. При этом были ограблены все гробницы и тайники с ритуальными дарами, разбиты и обезображены скульптуры. Произошло это, по-видимому, в конце VII века н. э.
Но какова бы ни была точная дата гибели города, можно с уверенностью сказать, что гибель эта была насильственной и быстрой. Остается решить, кто же уничтожил одну из величайших столиц доколумбовой Мезоамерики? Может быть, восставшие низы теотихуаканского общества — земледельцы и ремесленники? Вряд ли это правдоподобно. По словам сторонников этой гипотезы, восстания вызвали экономические трудности, гнет правящей верхушки и общий упадок местной культуры. Но ведь гибель Теотихуакана произошла как раз в момент его наивысшего расцвета! Поэтому более вероятным выглядит мнение тех ученых, которые считают, что город был разрушен вторгшимися извне чужеземными племенами. Не исключено, что это были пришельцы с севера. Следует напомнить, что Теотихуакан в классический период (I тыс. н. э.) был самой северной областью зоны мезоамериканских цивилизаций. Он непосредственно граничил с пестрым и беспокойным миром варварских племен, среди которых были и оседлые земледельцы, не достигшие ступени государственности, и бродячие племена с охотничье-собирательским хозяйством. Теотихуакан, подобно древним земледельческим цивилизациям Средней Азии, Индии и Китая, постоянно ощущал давление этих варваров на свои северные границы. Один из успешных неприятельских походов внутрь страны мог закончиться разрушением этого крупнейшего культурного центра Мезоамерики.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Древние цивилизации Америки"
Книги похожие на "Древние цивилизации Америки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Гуляев - Древние цивилизации Америки"
Отзывы читателей о книге "Древние цивилизации Америки", комментарии и мнения людей о произведении.