» » » » Илья Ильин - Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм


Авторские права

Илья Ильин - Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Ильин - Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм"

Описание и краткое содержание "Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм" читать бесплатно онлайн.








точного происхождения, в первую очередь дзэн буддизма (чань)

и даосизма.

Важное последствие этого уже описанного нами выше яв

ления -- высокая степень теоретической саморефлексии, прису

щая современным писателям постмодернистской ориентации,

выступающим как теоретики собственного творчества. Да, по

жалуй, и специфика этого искусства такова, что оно просто не

может существовать без авторского комментария. Все то, что

называется "постмодернистским романом" Джона Фаулза,

Джона Барта, Алена Роб-Грийе, Рональда Сьюкеника, Филип

па Соллерса, Хулио Кортасара и многих других, непременно

включает весьма пространные рассуждения о самом процессе

написания произведения. Вводя в ткань повествования теорети

ческие пассажи, писатели постмодернистской ориентации неред

ко в них прямо апеллируют к авторитету Ролана Барта, Жака

Дерриды, Мишеля Фуко и других апостолов постструктурализ

ма, заявляя о невозможности в новых условиях писать "по

старому".

Симбиоз литературоведческого теоретизирования и художе

ственного вымысла можно, разумеется, объяснить и чисто прак

тическими нуждами писателей, вынужденных растолковывать

читателю, воспитанному в традициях реалистического искусства,

почему они прибегают к непривычной для него форме повество

вания. Однако проблема лежит гораздо глубже, поскольку эс

сеистичность изложения, касается ли это художественной лите

ратуры или литературы философской, литературоведческой,

критической и т. д., вообще стала знамением времени, и тон

здесь задают такие философы, как Хайдеггер, Бланшо, Деррида

и др.

Как же сложилась эта модель "поэтического" мышления,

вполне естественная для художественного творчества, но, на

первый взгляд, трудно объяснимая в своем философско-лите

ратуроведческом варианте? Она сформировалась под несомнен

207

ПОСТМОДЕРНИЗМ

ным влиянием философско- эстетических представлений Востока,

что разумеется, не предполагает ни автоматического заимствова

ния, ни схематического копирования чужих традиций во всей их

целостности.

Каждый ищет в другом то, чего ему недостает у себя, да

леко не всегда осознавая, что ощущаемый им недостаток или

отсутствие чего-либо есть прямое, непосредственное порождение

его собственного развития -- естественная потребность, воз

никшая в результате внутренней эволюции его духовных запро

сов. Поэтому воздействие и, соответственно, восприятие фило

софско-эстетических концепций иного культурного региона, в

данном случае, восточного интуитивизма, происходило всегда в

условиях содержательного параллелизма общекультурных про

цессов, когда возникшие изменения не находят у себя соответст

вующей формы и вынуждены в ее поисках обращаться к иной

культурной традиции.

Как уже говорилось выше, современный антитрадициона

лизм постмодернистского сознания своими корнями уходит в

эпоху ломки естественно-научных представлений рубежа XIX

XX вв., когда был существенно подорван авторитет как пози

тивистского научного знания, так и рационалистически обосно

ванных ценностей буржуазной культуры. Со временем это

ощущение кризиса ценностей и трансформировалось в неприятие

всей традиции западноевропейского рационализма -- традиции,

ведущей свое происхождение от Аристотеля, римской логики,

средневековой схоластики и получившей свое окончательное

воплощение в картезианстве.

Аллан Меджилл выявляет один существенный общий при

знак в мышлении Ницше, Хайдеггера, Фуко и Дерриды: все

они -- мыслители кризисного типа и в данном отношении явля

ются выразителями модернистского и постмодернистского созна

ния: "Кризис как таковой -- настолько очевидный элемент их

творчества, что вряд ли можно оспорить его значение** (314, с.

12). "Кризис" -- "это утрата авторитетных и доступных разуму

стандартов добра, истины и прекрасного, утрата, отягощенная

одновременной потерей веры в божье слово Библии" (там же,

с. 13). Меджилл связывает все это с "крахом", приблизительно

около 1880-1920-х гг., историзма и веры в прогресс, которую

он считает "вульгарной формой историзма" (там же, с. 14).

Высказывания подобного рода можно в изобилии встретить

сегодня практически в любой работе философского, культуро

логического или литературоведческого характера, претендующей

в какой-либо степени на панорамно-обобщающую позицию. В

этих условиях дискредитации европейской философской и куль

турной традиции возникла острая проблема поисков иной духов

ной традиции, и взоры, естественно, обратились на Восток.

Призыв к Востоку и его мудрости постоянно звучит в работах

современных философов и культурологов, теоретиков литературы

и искусства: следует отметить призыв к Востоку Фуко в его

"Истории безумия в классический век" (184); к ветхозаветному

Востоку обращается Деррида в своем "антиэллинизме"; апелли

рует к китайской философии Кристева в своей критике

"логоцентризма индоевропейского предложения", якобы всегда

основывающемся на логике (в результате оно оказывается не

способным постичь и выразить алогическую сущность мира, и в

силу своей косности налагает "запрет" на свободную ассоциа

тивность поэтического мышления) 24.

Наиболее значительную роль в формировании основ по

стмодернистского мышления сыграл М. Хайдеггер. Его, разуме

ется, нельзя назвать постструктуралистом, но он был среди тех,

кто основательно подготовил почву для этого движения. Именно

в результате реинтерпретации некоторых элементов его учения

постструктуралисты выработали собственный способ философст

вования, и самым существенным из этих элементов была его

концепция "поэтического мышления".

Хэллибертон в своем исследовании этой проблемы

("Поэтическое мышление: Подход к Хайдеггеру", 1981) (222)

утверждает, что по мере того как Хайдеггер все более отходил

от традиционного стиля западной классической мысли, открывая

для себя то, что впоследствии Поль де Ман назовет "слепотой

откровения" или "слепотой проницательности", он все более

приближался к "классике" Востока. Апеллируя к авторитету

Лао-дзы, Хайдеггер характеризует его стиль как поэтическое

мышление и воспринимает дао как наиболее эффективный спо

соб понимания "пути" к бытию.

"В слове "путь" -- Дао, -- замечает Хайдеггер, -- может

быть, скрыто самое потаенное в сказывании...", и добавляет:

"Поэзия и мышление являются способом сказывания" (235. с.

198-199).

__________________________

24 Согласно Кристевой, "единственной лингвистической практикой, которая

ускользает от этого запрета, является поэтический дискурс. Не случайно

недостатки аристотелевской логики в ее применении к языку были отмече

ны, с одной стороны, китайским философом Чан Дунсунем. который

вышел из другого лингвистического горизонта (горизонта идеограмм), где

на месте Бога выявляется диалог Инь-Ян, и, с другой стороны, Бахтин,

который попытался преодолеть формалистов динамической формализацией,

осуществленной в революционном обществе" (277, с. 92).

209

ПОСТМОДЕРНИЗМ

По хайдеггеровской терминологии, "оказывание" относится

к сущностному бытию мира, к подлинному, аутентичному его

существованию. Чтобы испытать язык как "сказывание", надо

ощутить мир как целостность (основная задача хайдеггеровской

философии), как "здесь-бытие", охватывающее всевременную

тотальность времени в его единстве прошлого, настоящего и

будущего.

Особую роль в "сказывании" играет поэтический язык ху

дожественного произведения, восстанавливающий своими наме

кающими ассоциациями "подлинный" смысл слова. Поэтому

Хайдеггер прибегает к технике "намека", т. е. к помощи не

логически обоснованной аргументации, а литературных, художе

ственных средств, восходящих к платоновским диалогам и диа

логам восточной дидактики, как они применяются в индуизме,

буддизме и прежде всего в чаньских текстах, где раскрытие

смысла понятия идет (например, в дзэновских диалогах-коанах)

поэтически-ассоциативным путем.

Именно опора на художественный метод мышления и стала

формообразующей и содержательной доминантой системы мыш

ления и философствования позднего Хайдеггера. Строго говоря,

хайдеггеровская модель мышления менее всего сводима к одно

му лишь Хайдеггеру и связана с широким кругом явлений, ус

ловно определяемых как феномены "постнаучного мышления".

Если ограничиться хотя бы только французской традицией, то

среди приверженцев подобного стиля мышления мы найдем


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм"

Книги похожие на "Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Ильин

Илья Ильин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Ильин - Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм"

Отзывы читателей о книге "Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.