Роман Пономаренко - 38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунги»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунги»"
Описание и краткое содержание "38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунги»" читать бесплатно онлайн.
Опыт Второй мировой войны свидетельствует, что офицерский корпус войск СС проявил себя одним из самых эффективных среди армий воюющих сторон. Это не может не вызывать удивление, поскольку войска СС, по сути своей являясь нацистской партийной гвардией, не имели ни истории, ни тем более — традиций. Каким образом в войсках СС удалось добиться такого высокого уровня подготовки офицерского корпуса? Как, где и кем осуществлялась подготовка офицеров? Каким критериям должны были соответствовать потенциальные офицеры? Играла ли нацистская идеология серьезную роль в подготовке эсэсовских офицеров? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в данной книге.
По мере того как формировалась учебная программа, сначала время от времени, но затем все более регулярно, в Бад-Тёльце начали проводиться концерты классической и камерной музыки, певцов и сольных музыкантов, выступления актеров и поэтов, которые знакомили курсантов с шедеврами европейской музыки и литературы. Чаще всего артисты приезжали из Мюнхена: Баварский государственный оркестр, камерные певцы и оркестр Мюнхенской государственной оперы, артисты Мюнхенского государственного театра, оркестр Мюнхенской филармонии и другие. Среди известных немецких оперных солистов школу в Бад-Тёльце посещали Людвиг Вебер и Карл Шмидт-Вальтер (оба из Мюнхенской оперы), Маргарита Кислинг-Розенштенгль, Элли Ней и другие.
Кроме творений немецких композиторов, таких как Бах, Бетховен, Вагнер, Лист, Моцарт, Шуберт и другие, в программу были введены произведения выдающихся европейских композиторов. Специально в учебную программу были включены творения Эдварда Грига, Яна Сибелиуса, Джузеппе Верди и Ференца Листа. Все программы перед концертами тщательно прорабатывались со слушателями на уроках, как теоретически, так и практически (на инструментах). Кроме этого, организовывались групповые посещения юнкерами музыкальных фестивалей в Байроте или Зальцбурге, спектаклей Мюнхенского государственного театра и концертов в «Школе Рихарда Вагнера» в Детмольде.
Наряду с обязательными занятиями у юнкеров была возможность заниматься в хоре или игрой на музыкальных инструментах. В их распоряжении находилась обширная музыкальная библиотека с творениями европейских композиторов, нотами, музыкальными книгами и богатая коллекция музыкальных инструментов — скрипок, альтов, виолончелей, духовых инструментов, пианино и так далее. Большой актовый зал школы был снабжен великолепным органом (что часто удивляло многих визитеров), камерная музыка стала неотъемлемой частью школы.
Кроме собственно учебных занятий в аудиториях в школе приветствовались и неофициальные занятия музыкой. Один из инструкторов школы, любитель музыки, вспоминал: «Как тот, кто всегда неистово любил музыку, и как исполняющий, и как преподаватель, я нашел аудиторию с превосходным органом, что было в новинку в военном училище, и музыкальную комнату с роялем. И неофициальная музыкальная игра стала неотъемлемой частью нашей работы в Тельце. Кроме этого, были музыкальные представления больших и маленьких оркестров из соседнего Мюнхена, с солистами и музыкантами всех видов. Все это означало исключительное обогащение образования в Тельце».
Кроме музыкальных время от времени устраивались литературные представления, например декламация «Фауста» и других великих произведений, среди прочих для этого приглашались директор государственного театра Толлинг и известный немецкий театральный актер Пол Гартманн.
Постепенно культурное воспитание превратилось в важный фактор идеологической подготовки, который не следует недооценивать.
Этот вошедший в офицерское обучение новый, эстетический, аспект почти всегда вызывал недоумение у командиров военных школ сухопутных войск, люфтваффе и кригсмарине, которые в 1944 г. часто приезжали с ознакомительными визитами в Бад-Тёльце. Понятно, что они посещали не только военные или спортивные мероприятия, но и «эстетические часы». Один из юнкеров вспоминал, как при посещении школы делегацией руководства Военной академии, во главе с начальником академии генерал-лейтенантом Хансом Шпетом[189], для нее в главном музыкальном зале было организовано специальное представление — «эстетический час»: Тема: «Вагнер и театральная часть оперы „Нюрнбергские мейстерзингеры“». В центре музыкального салона находился юнкершафт из приблизительно 30 юнкеров; преподаватель был за роялем, все вместе они продемонстрировали способность проникнуть в суть поэзии и в ее музыкальную форму. Вдоль стен находились приблизительно 20 генералов и офицеров Генерального штаба из Военной академии во главе со Шпетом.
Эти выдающиеся генералы были «безмолвны», никакого шептания между собой, только изумление и восхищение. Уже на следующей сессии армейские офицеры выразили намерение ввести подобные курсы и у себя. «Командир школы Фриц Клингенберг просто сиял. Фактически это была его собственная образовательная идея, или даже лучше — его концепция того, каким должен быть офицер и что должно составлять его образование»[190].
Однако следует сказать, что реакция на это у военных была все же двоякой. Чаще всего армейские офицеры смотрели на все это с восхищением и удивлением. Многих из них удивляло, что культурное воспитание не носило случайный, назидательный характер, а было важной частью воспитательной и образовательной работы. Но то, что все это проходило в период ухудшения военного положения Германии, оставляло у некоторых из них неприятный осадок, тем более что в армейских военных школах не было ничего подобного. В итоге из записи от 26 сентября 1944 г. в военном дневнике армейского кадрового управления, мы узнаем, что «большинство участников курса были не полностью удовлетворены посещением юнкерской школы в Тельце, поскольку они увидели, что школа действует как в мирное время, причем в манере, которую едва можно было увидеть в армейских военных училищах даже перед войной, не говоря уже о военном времени».
Тем не менее нововведения Клингенберга были восприняты с определенным интересом. Об этом свидетельствует то, что между Бад-Тёльце и другими военными училищами, даже Военной академией, существовала постоянная связь, и лица из эсэсовской школы, «ответственные за эстетическое воспитание», регулярно приезжали туда с докладами. Однако в тяжелейших условиях последнего этапа войны в армейских военных школах так и не было организовано ничего подобного.
В заключение отметим, что эффект эстетического воспитания немедленно показал себя в отношении морально-волевых качеств обучавшихся в Тёльце юнкеров, как немцев, так и европейцев.
Воспитание образцового поведения и хороших манер11 марта 1944 г. в СС разработали 13-страничное руководство по выработке у будущих офицеров культуры поведения и хороших манер. В этом документе говорилось: «Все офицеры юнкерской школы, которые являются преподавателями и воспитателями будущих офицеров войск СС, должны соответствовать стандарту в своих специализированных навыках и в социальном поведении, а также должны иметь образцовые манеры. Эта ориентация каждого отдельного офицера должна распространяться не только на боевое обучение, материалы курса или обучающие методы… но также должна охватывать отношение и поведение каждой личности…
Молодой офицер, прежде всего, нуждается в этой ориентации, так как, с одной стороны, сам он вырос и получил образование в основном в военное время, и поэтому не обладает почти никаким подобным опытом, но с другой стороны, через его работу и непрерывное сотрудничество с юнкерами он имеет возможность достигнуть лучших и устойчивых образовательных результатов, если только он показывает соответствующие способности и поведение. Поэтому он должен демонстрировать пример во всех отношениях. Рейхсфюрер СС заметил, что каждый офицер СС должен всегда вести себя образцово всюду, где бы ни был. Поэтому он должен обладать светскими манерами, применимыми ко всем случаям.
Светские манеры — это проявление образа жизни. Без хороших манер нельзя легко войти в общество. Они необходимы для хорошего социального поведения. Офицер СС должен овладеть формами даже устаревших социальных стандартов, чтобы быть в состоянии использовать их правильно при случае в тех социальных кругах, в которых они являются все еще общепринятыми.
Сейчас развились новые социальные обычаи, заменившие устаревшие. Новое развитие проистекает из принципа национального сообщества. Естественность и эстетика определяют их особенности.
Поведение каждого человека в обществе зависит от его собственного воспитания и развития. Те, у кого не было возможности получить надлежащее образование, должны будут постепенно развить его. Поскольку офицер СС особенно заметен, когда он в униформе, то ожидается, что он подаст пример людям, а по его внешности будут судить об СС. Следовательно он должен ориентироваться во всех общественных устоях и приличиях». А далее следовало: «Для офицера СС нет различия в поведении на службе или вне ее. У него нет частной жизни, где он мог бы укрыться. Он всегда — офицер СС».
Сложно спорить с этими сухими директивными строчками, отражающими сущность эсэсовского офицерского корпуса. Эта директива устанавливала правила поведения по следующим моментам:
— В форме или без формы, но офицер СС всегда остается офицером СС и должен быть образцом;
— Правила доклада начальнику;
— Поведение среди офицерского корпуса;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунги»"
Книги похожие на "38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунги»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Роман Пономаренко - 38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунги»"
Отзывы читателей о книге "38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунги»", комментарии и мнения людей о произведении.