Журнал «Если» - «Если», 2005 № 02

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Если», 2005 № 02"
Описание и краткое содержание "«Если», 2005 № 02" читать бесплатно онлайн.
Геннадий ПРАШКЕВИЧ
ЗОЛОТОЙ МИЛЛИАРД
И вновь человечество стоит перед символическим камнем: один путь ужасен, а другой — еще хуже.
Дейл БЕЙЛИ
КОНЕЦ СВЕТА, КАКИМ МЫ ЕГО СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЯЕМ
Существует ли что-нибудь более окончательное, чем светопреставление? Не торопитесь с ответом.
Джон ГРАЙЗИМЕР
ПАР
Жизнь героя полна рутины: он ежедневно ходит на работу в институт, занятый изучением проблем свихнувшегося города.
Пол ДИ ФИЛИППО
ПРОБЛЕМЫ ВЫЖИВАНИЯ
Жалкий изгой, он и мечтать не смел, что судьба ниспошлет ему нечто большее, чем фляжка чистой воды.
Леонид КУДРЯВЦЕВ
ТРЕТИЙ ВАРИАНТ
До конца своих дней рыться в кучах мусора… Неужели дипломированный специалист по межпланетному праву смирится с такой унылой участью?
Хосе Антонно ДЕЛЬ ВАЛЬЕ
ДЕРЬМОВОЕ ДЕЛО
В конце концов, сколько можно попрекать человечество? Что же, мы действительно хуже всех? Думаете, на соседней улице чище?
ВИДЕОДРОМ
Известный режиссер, а по совместительству директор «Мосфильма», рассказывает о своих картинах и о проблемах российской кинофантастики… Впервые в традиционном подведении кассовых итогов года участвует и отечественный кинофильм… Новый эксперимент Роберта Земекиса — на этот раз с компьютерными технологиями… Корейская мультипликация — это аниме или все-таки нет?…
Глеб ЕЛИСЕЕВ
НЕ НАДО ГРЯЗИ!
Как только ни пытались фантасты воздействовать на неразумное человечество — и предупреждали, и запугивали, и взывали к совести… Все напрасно: цивилизация стремительно скатывается в экологический апокалипсис.
ЭКСПЕРТИЗА ТЕМЫ
Если верить нашим экспертам, фантасты все-таки смирились с неизбежностью экокатастрофы. Как говорится, поздно пить «Боржоми»…
РЕЦЕНЗИИ
Писатели Страны восходящего солнца, глиняные роботы Терри Пратчетта, а также новые книги Виктора Пелевина, Далии Трускиновской, Александра Зорича, Евгения Филенко и других авторов.
КУРСОР
Поток экранизаций фантастики грозит в скором времени окончательно захлестнуть мировой кинематограф!
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС
Читателей ждут рассказы Юлии Остапенко, Сергея Лукьяненко, Максима Дубровина, Кирилла Бенедиктова. А также история конкурса, получившего название «Рваная грелка» (об этимологии названия мы тоже расскажем).
Сергей ПИТИРИМОВ
ПАМЯТИ ТОРНА БЛЮМЕНФУНКЕЛЯ, ПОПЫТАВШЕГОСЯ ПЕРЕПЛЫТЬ МОРЕ
А ведь еще недавно мы полагали, что российских любителей фантастики не меньше, чем жителей столицы…
ПЕРСОНАЛИИ
Знакомьтесь: невымышленные биографии создателей вымышленных миров.
Определенно, "Монсегюр" не типичная книга на жанровом рынке постсоветского пространства — смесь приключенческого чтива и научной лекции. И можно было бы выставить положительную оценку дебюту, если бы Семёнова больше внимания уделила стилю. Язык книги пока очень неуверенный, местами напоминающий "стиль" школьных сочинений. Неплохо бы автору почитать теперь и более взрослую литературу.
Виктор Фортунатов
ГОРДИЕВ УЗЕЛ
Современная японская научная фантастика
Москва: Иностранка, 2004. — 493 с. Пер. с япон. 8500 экз.
Это первая со времен легендарных "мировских" сборников, "Времена Хокусая" (1967) и "Продается Япония" (1969), основательная антология японской НФ, претендующая на всеохватность. "Гордиев узел", демонстрируя целый срез этого вида литературы в Японии, позволяет проследить его развитие в течение полувека: в книге собраны рассказы и повести, напечатанные в Японии с 1961 по 2001 годы. Но самое главное, сборник дает читателю возможность выявить и оценить национальные особенности японской фантастики.
Если говорить о формальной стороне произведений, то придется признать: фантастика Страны восходящего солнца в основной своей массе вторична, причем не только по отношению к американской фантастике, но и к советской. Так, к примеру, титульная повесть Сакё Комацу выдержана в традициях советской НФ 60-х, где ученые ведут продолжительные диалоги о природе вещей и человеческой сущности (кстати, один из персонажей носит фамилию Кубичек, он наполовину чех, наполовину русский), а рассказ Ясутаки Цуцуй "Вьетнамское турбюро" напоминает фантасмагории Станислава Лема.
Однако японские писатели продемонстрировали замечательную способность наполнять "заимствованный" жанр своим собственным, уникальным содержанием. Многие произведения удивляют изощренностью фантазий, которые просто не могли прийти в голову наследнику рациональной европейской цивилизации. Повесть Тёхэй Камбаяси "Потанцуй с лисой" по форме — типичная дистопия. Иерархию в смоделированном писателем обществе поддерживает система раздачи пилюль, без которых человек не в состоянии выжить просто потому, что… его желудок, давно в этом мире ставший самостоятельным существом, может сбежать… А в рассказе Ёсио Арамаки "Мягкие часы" Марс становится съедобным, и потомок Сальвадора Дали, свихнувшийся миллионер, его старательно поедает…
Особую просветительскую ценность сборнику придает исчерпывающее исследование истории жанра в Японии, написанное литературоведом Такаюки Тацуми.
Андрей Щербак-Жуков
Андреае ЭШКАХ
ВИДЕО ИИСУС
Москва: Захаров, 2004. — 528 с. Пер. с нем. Т. Набатниковой. (Серия "Европейский триллер"). 5000 экз.
Вам не приходилось участвовать в археологической экспедиции, уважаемый читатель? На самом деле работа эта тяжкая, рутинная и крайне однообразная, подогреваемая лишь неистребимой надеждой "кладоискателя", что завтра, или уже сегодня, или сейчас — а вдруг!..
Это заветное "вдруг" реализуется в романе немецкого писателя самым неожиданным образом: раскопки на территории Израиля, где каждый метр древней земли — уже легенда, являют потрясенным археологам скелет с двухтысячелетним "стажем", но вполне современными пломбами в зубах. И припрятанную рядом с ним инструкцию к японской видеокамере, которая, как выяснится, поступит в продажу лишь через три года после описываемых событий.
Поднаторевшие в путешествиях во времени любители фантастики воскликнут: все ясно! Можно ждать лишь банального сюжетного разрешения.
Не спешите выносить приговор.
Автора не очень интересует фантастическая составляющая произведения. Он предпочитает маневрировать в русле триллера-детектива, а следовательно, вся эта история может быть жульничеством, авантюрой, политической игрой… И в книге всего этого хватает — и псевдонаучных махинаций, и авантюрных ходов, и политических интриг вкупе с деловыми баталиями. На протяжении всего повествования остается загадкой, какой из этих компонентов все-таки ведущий и к какому берегу причалит автор.
Несомненно, писатель все объяснит — открытые финалы в современной зарубежной фантастике считаются дурным тоном. Однако читатель, закрывший книгу, еще не раз задумается над тремя концовками произведения, пытаясь разложить их как паззл (любимый образ самого автора): если один финал сопоставить с другим, то решение выйдет иное, да и весь роман можно прочесть иначе…
Единственное, что остается неизменным при всех решениях, это ярко прозвучавшая в конце книги философская нота романа, не ведающая ни интриг, ни авантюры, ни фантастики.
Сергей Валентинов
Далия ТРУСКИНОВСКАЯ
ПРЕКРАСНАЯ АЛЕНА, или ОКАЯННАЯ СИЛА
Москва: РИПОЛ классик, 2004. — 352 с. (Серия "Караван любви"). 7000 экз.
Хоть и опубликован роман Далии Трускиновской в неформатной серии, а для мира фантастики он — родной.
Время действия: конец XVII столетия. Место действия: вся матушка-Россия от края до края, да еще с заездом в Ригу. Суть действия: соблазнение сверхъестественной мощью, а попросту говоря, даром ведь-мовства. Русская старина не была кристально-православной, стихия "тайной науки" пронизывала всю повседневную жизнь Московского государства. Далия Трускиновская с блеском представила эту пеструю и жутковатую колдовскую суету, о которой все вокруг знают, но истребить не могут (да, впрочем, и не особенно рвутся)… Главная героиня, начинающая ведьма, сначала и думать не могла о ведовских делах. Но соблазнение и падение ее произошло постепенно. Причем всякий раз, совершая горшее и горшее злодейство, она отыскивает себе оправдание. То праведный гнев, то служба свету, то справедливость… А в действительности бес водит ее за нос, искушая пробовать постоянно растущую силу на ближних. По-человечески столь достоверная история!
Настоящая большая находка автора — образ священника Григория. Это человек бедный, тихий, невоинственный и, на первый взгляд, почти бессильный против жестокости мира сего. Одним словом, редчайшая фигура для современной нашей литературы, накачанной злобой, ненавистью и безадресной жаждой мести аж по самую макушку. Именно его способность ко всепрощению и безграничному милосердию спасает заматеревшую ведьму…
Далия Трускиновская, работая над романом, перелопатила горы литературы, вдоволь попутешествовала, навела море справок. Результат отменный: с чисто исторической точки зрения, роман весьма точен. Попадаются мелкие ошибочки: то медные деньги забредают в 90-е годы XVII столетия, то на страницах романа рождается новый думный чин "окольничьи бояре". Но в целом книга и убедительна, и продумана, и очень хорошо проработана в фактическом плане.
Дмитрий Володихин
Александр ЗОРИЧ
БЕЗ ПОЩАДЫ
Москва: ACT — Люкс, 2003. - 398 с. (Серия "Звездный лабиринт"). 10 000 экз.
Перед нами продолжение романа "Завтра война", который критики уже успели причислить к модному направлению — "патриотическому трэш-роману".
На первый взгляд, геополитическая (или лучше сказать космополитическая?) ситуация 2620-х годов для России складывается как нельзя лучше. Это великая держава с могущественным космическим флотом, колониями и процветающей экономикой. Все сильные страны у нее в союзниках, слабые (например, Америка) отчаянно завидуют. Герои — почти сплошь православные, но обращаются друг к другу — "товарищ", военные симпатичны, патриотичны и даже по-своему целомудренны (в отличие, скажем, от беспринципных представителей богемы). Однако не стоит упрекать живущих на Украине авторов (Яну Боцман и Дмитрия Гордевского, скрывающихся под совокупным псевдонимом) в потакании национальной гордости великороссов. "Зоричи" вообще известны как мастера провокации, взять хотя бы апологию нетрадиционной любви в криптоисторическом романе "Карл, герцог".
Ситуация напоминает начало второй мировой: экономика процветает благодаря военным заказам, ученые работают исключительно на "оборонку", но когда доходит до дела, техника отказывает, на переднем крае неразбериха, ядерный щит планеты не в состоянии противостоять удару извне. И закономерный итог — Москва в руинах, власть в руках у подземного Комитета Обороны, глава которого подозрительно смахивает на Иосифа Виссарионовича… Просто коварный враг России — зороастрийская Конкордия — успел напасть первым. Другое дело, что видим мы все эти события глазами простодушного младшего лейтенанта Саши Пушкина (есть еще ксеноархеолог Таня Панина, но ей, видимо, предстоит сыграть свою роль в третьей части эпопеи). И склонны верить ему, потому что человек он хороший. В плену выстоял, на поле боя не струсил. И очень гордится своей родиной, верит в нее — несмотря ни на что. Возможно, как раз ему и предстоит спасти этот мир. Неспроста же именно он прикоснулся к страшной тайне планеты Глагол…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Если», 2005 № 02"
Книги похожие на "«Если», 2005 № 02" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Журнал «Если» - «Если», 2005 № 02"
Отзывы читателей о книге "«Если», 2005 № 02", комментарии и мнения людей о произведении.