Петр Хохлов - Над тремя морями
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Над тремя морями"
Описание и краткое содержание "Над тремя морями" читать бесплатно онлайн.
Одновременно группы самолетов морской авиации наносили уничтожающие удары по крупным военным объектам и боевой технике противника на море и на суше.
Во второй половине дня 10 октября мощному удару нашей авиации подвергся порт Киркенес. Противник потерял два транспорта и сторожевой корабль, получивший повреждение. Двенадцать ИЛ-2 (ведущий лейтенант Смородин) под прикрытием восьми истребителей "аэрокобра" потопили в порту Вадсе две быстроходные десантные баржи, десять мотоботов и разрушили склад на причале.
С рассветом 11 октября 56 самолетов 261-й штурмовой и 1-й гвардейской смешанной авиадивизии 7-й воздушной армии на аэродроме Луастари уничтожили пятнадцать и повредили десять вражеских самолетов. Примерно в то же время группа истребителей-бомбардировщиков "киттихаук", ведомая капитаном В. П. Стрельниковым, топмачтовым бомбометанием потопила в Бое-фьорде две баржи, шесть мотоботов, взорвала склад боеприпасов, подавила огонь двух зенитных батарей. Небольшая группа наших штурмовиков ИЛ-2, ведомая старшим лейтенантом Н. Н. Сурововым, у острова Реней атаковала малые боевые корабли противника, при этом один сторожевой корабль потопила, два других повредила. А во второй половине дня 11 октября большая группа штурмовиков, которую вел Герой Советского Союза майор С. А. Гуляев, потопила в Бек-фьорде два транспорта, два сторожевых корабля, два малых охотника и повредила транспорт. Истребители прикрытия сбили три фашистских самолета ME-109 и один ФВ-190.
За день 11 октября летные экипажи ВВС флота совершили 350 самолетовылетов. Почти столько же раз они подымались в воздух и на следующий день, нанося врагу ощутимые потери.
Большую поддержку оказывала флотская авиация морским десантам, действовавшим в тылу противника и проявлявшим массовый героизм.
Коллективным подвигом были действия объединенного разведывательного отряда Северного оборонительного района и штаба флота. Они должны были нанести внезапный удар по вражеским батареям на мысе Крестовый, прикрывавшим вход в гавань перед Петсамо, и уничтожить их. Успех отряда мог значительно облегчить прорыв наших кораблей в глубь фьорда Петсамо-Вуона, что ускорило бы взятие Петсамо.
Путь от места высадки до мыса Крестовый - 30 километров - разведчики прошли по сопкам и болотистой тундре за двое суток. К двум часам ночи 12 октября вышли незамеченными за перешеек мыса Крестовый.
Преодолели проволочное заграждение. На рассвете атаковали четырехорудийную 88-миллиметровую батарею. Овладев ею, разведчики начали бой с гарнизоном, который по численности превышал наш отряд. Противник ответил контратакой.
Бой продолжался весь день при явном преимуществе немцев. К гарнизону из Линахамари спешили шлюпки и катера с подкреплением. С противоположного берега фьорда по южной и западной частям мыса, занятым нашими разведчиками, открыли огонь береговые орудия.
Положение отряда стало весьма тяжелым. И его командир капитан Барченко приказал: вынуть замки из орудий 88-миллиметровой батареи и временно отойти на ближайшую к мысу высоту.
Как только по радио поступило сообщение о положении на Крестовом, на помощь разведотряду вылегели истребители-бомбардировщики и штурмовики. Четыре часа они штурмовали немецкие батареи, обороняющие их подразделения. В результате на мысе Крестовый было уничтожено до 400 солдат и офицеров противника, подавлен огонь четырех зенитных батарей, разрушен причал.
Тем временем самолеты разведывательной авиации флота сбросили на парашютах пять контейнеров с боеприпасами и продовольствием, и отряд вновь устремился в атаку. Противник был разгромлен. Это дало возможность высадить ночью десант в Линахамари и тем ускорить взятие Петсамо (Печенги).
Для захвата Линахамари был сформирован сводный отряд моряков в количестве 660 человек под командованием майора И. Тимофеева. Им были приданы торпедные катера и малые охотники за подводными лодками. И те и другие могли стремительно прорваться через простреливаемую зону входа в фьорд и быстро произвести высадку десанта. Но накануне этой операции воздушная разведка обнаружила укрепления и проволочные заграждения в фьорде. Морские истребители-бомбардировщики тут же нанесли ряд ударов по обнаруженным целям, в том числе и по батареям на мысах Нумерониеми и Ристиниеми, прикрывавших вход в Петсамо-Вуона, и по 210-миллиметровой береговой батарее в Линахамари. Сделано было более 150 самолетовылетов.
Не дав противнику опомниться, на берег в Линахамари высадился наш морской десант. Он встречен был контратакой, противник стал подтягивать резервы. Командир десантного отряда майор И. Тимофеев запросил помощь авиации. Несмотря на поздний час, 16 истребителей бомбардировщиков и 6 штурмовиков поднялись в воздух. Удар оказался настолько эффективным, что сопротивление врага было сломлено. Десантники, продвигаясь стремительными бросками, быстро довершили разгром противника и захватили порт Линахамари. Путь на Петсамо был открыт.
Столь же успешно действовали корабли и авиация североморцев и на морских коммуникациях. Только за первую половину октября наши воздушные разведчики обнаружили у норвежского побережья более 30 конвоев и много одиночных транспортов. По своему составу немецкие конвои в те дни имели два-три транспорта и пять-шесть кораблей охранения. Основными способами действий против них были групповые последовательные удары торпедоносцев и штурмовиков, крейсерские полеты одиночных торпедоносцев в определенных для них районах моря, свободная охота небольших групп самолетов-топмачтовиков на ближних участках коммуникаций.
За этот сравнительно небольшой отрезок времени только минно-торпедная авиация потопила 20 транспортов и кораблей охранения.
С полудня 14 октября вновь резко ухудшилась погода. Сильный северо-западный ветер выносил на аэродром частые снежные заряды, ограничивавшие видимость до 100-200 метров. Наша оперативная группа во главе с Преображенским на своем выносном КП ждала штурмовиков с боевого задания. А мы неотлучно находились на радиопеленгаторе, беспрерывно давали своим самолетам курс на аэродром.
Вдруг зазвонил телефон. С выносного КП бригады торпедных катеров ее командир капитан 1-го ранга Кузьмин сообщил, что группа катеров, возвращаясь с торпедного удара, примерно в середине Варангер-фьорда попала в сильный снежный заряд и потеряла ориентировку.
- Помогите вывести их на базу.
Евгений Николаевич опустил телефонную трубку и посмотрел на меня. "Можем ли мы помочь в таком деле?" - говорил его вопросительный взгляд.
- Постараемся, - ответил я. - Пусть быстрее сообщат, на какой частоте работают рации катеров. И пусть один из их радистов считает по микрофону от одного до десяти и обратно. Мы запеленгуем его и выдадим курс.
Преображенский все это повторил в телефонную трубку Кузьмину.
Через пару минут мы услышали позывные с катеров, определили пеленг на них и выдали им точный курс на базу. Через десять минут мы снова дали катерам уточненный курс выхода на свою базу. А спустя еще сорок минут торпедные катера находились у берега полуострова Рыбачий.
Кузьмин благодарил по телефону Преображенского за боевую выручку. Евгений Николаевич отвечал ему: "Надо благодарить главного штурмана ВВС подполковника Хохлова. Это его заслуга".
Мы продолжали свою вахту на радиопеленгаторе до тех пор, пока последний из самолетов, находившихся на боевом задании, не приземлился на своем аэродроме.
Утро 15 октября. Телефонный звонок. Узнаю по голосу Героя Советского Союза подполковника А. Я. Ефремова, с которым вдоволь повоевали и на Балтике, и на Черноморье, а теперь вот сошлись на Севере.
- Петр Ильич, - гремит его голос в телефонной трубке. - Ты, помню, собирался слетать с моим полком на боевое задание, посмотреть, как мы работаем. Вот самый подходящий момент. Надо смести с лица земли склад топлива у немцев на северо-восточной окраине Вадсе. Полк поведу я. И я, и другой твой старый приятель командир эскадрильи Афанасий Иванович Фокин имеем большое желание включить и тебя в свою компанию...
Я попросил Андрея Яковлевича минутку подождать у телефона, а сам - к Преображенскому.
- С кем же ты собираешься лететь? - спросил Преображенский.
- С Героями Советского Союза Ефремовым и Фокиным.
- Ну, если с ними, слетай, Петр Ильич. Посмотри на их работу, добродушно сказал Евгений Николаевич.
- Добро, Андрей Яковлевич, - отвечаю я в телефонную трубку Ефремову. Буду в полку за час до вылета. Полечу с Фокиным.
- Ну, молодец. Не опаздывай.
Эскадрилья Фокина стартовала второй. В считанные минуты взлетел весь полк, собрался в воздухе и лег на маршрут, ведущий к норвежскому городу Вадсе. К нам пристроились 12 истребителей сопровождения. Летим над водами Варангер-фьорда, и меня вновь не покидают раздумья о своеобразии Заполярного края. В самом деле, не прошло и суток с тех пор, как шли со страшной силой снежные заряды, в которых теряли ориентировку и корабли, и самолеты, с такими огромными трудностями отыскивали нужный курс. А сейчас кругом, как говорят, тишь, да гладь, да божья благодать. Стоит на редкость хорошая погода. С высоты 3000 метров смотрится спокойное море. Слоистая с разрывами облачность где-то высоко над нами, горизонтальная видимость простирается на семь-восемь километров. Иногда в разрывы облаков бьют наклонные лучи солнца, и тогда падающие сверху снежинки искрятся серебром. Да, неповторима в своей суровой красоте природа Заполярья!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Над тремя морями"
Книги похожие на "Над тремя морями" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Петр Хохлов - Над тремя морями"
Отзывы читателей о книге "Над тремя морями", комментарии и мнения людей о произведении.