Газета Завтра Газета - Газета Завтра 884 (43 2010)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Газета Завтра 884 (43 2010)"
Описание и краткое содержание "Газета Завтра 884 (43 2010)" читать бесплатно онлайн.
Алексей Касмынин КОЛОКОЛА
Доски — первое, что бросается в глаза. Доски сложены у входа в колокольню Свято-Боголюбского монастыря. Внутри всё ещё идут работы: ведь восстанавливать, медленно возвращать форму, насыщение и суть некогда потерянных, изменённых строений всегда тяжело. Процесс может тянуться долго и выглядеть со стороны медленным, даже остановившимся. Но разве не к тем же самым выводам мы придём, попытавшись замереть и следить, как сквозь влажную весеннюю землю прорастает трава?
Траву бесполезно упрекать в медлительности, несоблюдении расписаний и прочих проступках, подчёркиваемых нашим нетерпением и желанием немедленного ответа. И, несмотря на нашу реакцию, несмотря на то, что мы потеряли терпение и отказались от своей роли наблюдателя, трава всё равно из года в год покрывает огромные просторы, дополняя изумрудно-зелёную расцветку поздней весны, пусть сам процесс и не заметен нашего взора. В некоторых вещах постоянство и тихая настойчивость важнее выкриков и кратковременных надрывных усилий.
Путь на верх колокольни начинается с тёмной винтовой лестницы, на ступенях которой разложены тыквы, кабачки. Ничего удивительного, прохладная лестница — практически идеальное хранилище для овощей. Немыслимая картина для туристической достопримечательности, но колокольня Свято-Боголюбского монастыря и не является холодным, выхолощенным музеем с турникетами и надписями "руками не трогать". Здесь идёт истинная монастырская жизнь, колокольня жива и каждый день, вместе с обитателями монастыря, несёт собственную службу.
Внутри колокольни находится надвратная церковь Успения Пресвятой Богородицы, служба в которой проходит один раз в год, летом. Иконостас расписан силами живущих в монастыре монахинь. Пол из кирпичей — ровесников самой колокольни, скромное убранство, эти помещения существуют не для показных торжеств, от того, может быть, всё и выглядит настоящим, будто бы хранящим свидетельство таинств, не предназначенных для праздных взоров.
Отсюда начинается крутая дощатая лестница, проложенная, кажется, прямо в толще стен. Узкий кирпичный коридор, шаткие, но прочные ступени, странные помещения между жестяной крышей и округлым потолком церкви, оставшейся внизу. Рядом с кирпичной полусферой, видимой во мраке занятого голубями чердака, находится ещё одна лестница, последняя, ведущая к вершине колокольни. Солнечный свет бьёт сквозь люк, падает на кирпичную кладку покосившимся квадратом, создавая контраст с темнотой.
На высоте — там, где, прикреплённые металлическими скобами к огромным деревянным балкам, висят колокола, — постоянно дует ветер. Далеко внизу по земле тянется линия железной дороги, идущая от залитого солнцем горизонта и исчезающая в предвечерней дымке вдали. Рельсы отливают холодным медным блеском, отсветом осени. Здесь — первые вёрсты Транссиба, порог, с которого начинается кажущийся бесконечным путь. Равнина с перелесками всё ещё жёлто-оранжевая, золотая осень до сих пор здесь. Дальше, за железной дорогой, окутанная лёгким осенним туманом, медленно движется и лучится Клязьма.
Колокола молчат, даже сильный ветер не может поколебать их. Осень, жёсткий, но холодный свет от низко висящего солнца, кажется, останавливает время, заставляя поверить в вечность проходящего мимо момента. На вершине — колокола, как доказательство готовности и жизни внутри колокольни, внутри всей обители.
Когда колокола приходят в движение, их вибрация создаёт неповторимый протяжный, пульсирующий, но в то же время яркий звук, который не уничтожает осеннюю тишину, а скорее сосуществует вместе с ней, полнясь уважением к таинствам земли, привносит в повседневность частицы небесной гармонии. Вместе с колоколами звучит огромное железное било, прямые звуковые волны которого, будто бы отголосок из прошлого, вплетаются в колокольный перезвон. Колокольня стоит здесь не как величественная, но застывшая башня, не как памятник старины или объект туристического интереса, а как участник событий, происходящий сегодня, в настоящей, живой действительности. Маяк, сквозь который, словно световые лучи, тянутся линии, скрепляющие прошлое, будущее, настоящее.
Екатерина Глушик БРАТЬЯ И СЕСТРЫ
Есть вещи безусловные. О красоте их не надо говорить, почему это красиво. О гармоничности не надо растолковывать, почему это гармонично. Человек, даже не обученный соответствующей грамоте, понимает суть красоты и гармонии, проникаясь этим духом.
Есть святые места, в которых дух святой физически чувствуется, ощущается всяким: и верующим, и неверующим. Посетив такие места, в каком бы состоянии духа, здравии тела, ты ни пребывал, наполняешься внутренним светом, силой, укрепляешься и духовно, и телесно. Таким святым местом является Свято-Боголюбский женский монастырь.
Если можно сказать "великий паломник", то не про меня. Грешна. Но посетила я множество церквей, бывала в монастырях. Была там и в дни великих праздников, стояла на службах, и в будние дни. Но не видела такого количества людей, пришедших помолиться, причаститься. А ведь Боголюбово находится вдали от крупных населённых пунктов. Конечно, и денек удался. Редкая для поздней осени теплынь, ясное лазурное небо, с которым голубые купола храмов сливаются. В такие дни люди охотнее выходят из дома, чем в пасмурность и ненастье. Но посетители монастыря в Боголюбово, среди которых много семей с детьми— это не праздные зеваки, выбравшиеся на экскурсию по случаю.
Ныне в храмах при входе лежат платки, юбки, чтобы впервые или случайно зашедшие женщины, одетые неподобающим образом — без головного убора и в брюках, могли бы одеться и войти в храм в виде подобающем. Здесь, однако, лежащие предметы одеяния остались невостребованными: посетители — именно прихожане, люди воцерковлённые, знающие, как можно и должно войти в храм. Для большинства монастырь этот — не чужой: с сестрами сердечно здороваются, троекратно целуясь.
Служба закончилась. Верующие выходят из храма. Неспешно расходятся. Большая группа людей, однако, стоит на храмовой площади в ожидании кого-то или чего-то.
Вот в сопровождении сестер появляется духовник Свято-Боголюбского женского монастыря Архимандрит Пётр. Толпа устремилась к нему. Отец Пётр осеняет всех крестным знамением. Паломники, поначалу окружившие духовника, потом просто берут его в плотное кольцо, стремясь поцеловать его руку, и едва ли не уронили батюшку. Он высоко поднимает свой посох и потрясает им, смеясь. Хохочут и паломницы, понимая неловкость момента. Но, приехав за много километров, они стремятся не только осмотреть монастырь и окрестности (а на службе они уже отстояли), но и получить благословение.
Две девочки лет 8-9 копаются на газоне, переговариваясь. Увидев отца Петра, одна радостно крикнула: "Отец Пётр!" Вторая спрашивает удивлённо: "Это твой папа?" Девочка в недоумении: "Я же не сказала папа, я сказала "отец Пётр". Собеседница демонстрирует знание лексики: "А отец и папа— одно и то же". Визави с недоумением: "Ты, что ли, первый раз в монастыре?" Та подтверждает догадку. "А-а-а, — понимающе тянет знаток церковной иерархии. — Тогда понятно". "Так это твой дедушка, если отец, а не папа?" — новообращающаяся хочет реабилитировать свою несведущность. "Он всем дедушка,"— объясняет старожил монастырского быта и бросается к отцу Петру, освободившемуся из кольца окружения паломниц, прижимается к нему. Он обнимает девочку, и, положив ей руку на плечо, идет к храму.
Группы паломников перемешались, слышны призывы старших: "Автобус из Липецка, через 20 минут выезжаем". "Ярославль, никто не потерялся?" Около монастыря машины, автобусы с номерами разных регионов.
На благословение к отцу Петру подходят молодые крепкие мужчины. Смиренно клонят головы. Спортсмены. Хотят укрепиться в победном духе? Под благословение подходит молодая пара явно из числа "новых русских". Они стояли и терпеливо ждали, когда и до них дойдет очередь.
У монастыря большое хозяйство: скот, поля. Сестры заняты своим послушанием без суеты. Посетители очень деликатно не досаждают, осматривая великий памятник и духовный центр православия.
Посещение святых мест, подобных Свято-Боголюбскому женскому монастырю, укрепляет не только веру в Бога. Но и, что важно в наши времена уныния и мерзости запустения, веру в русских людей: одухотворённых, просветлённых, стоически преодолевающих уныние, отражающих нападки на свои духовные святыни, укрепляет веру в само будущее России.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Газета Завтра 884 (43 2010)"
Книги похожие на "Газета Завтра 884 (43 2010)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Газета Завтра Газета - Газета Завтра 884 (43 2010)"
Отзывы читателей о книге "Газета Завтра 884 (43 2010)", комментарии и мнения людей о произведении.