» » » » Владимир Козлов - Фанаты. Прошлое и настоящее российского околофутбола


Авторские права

Владимир Козлов - Фанаты. Прошлое и настоящее российского околофутбола

Здесь можно купить и скачать "Владимир Козлов - Фанаты. Прошлое и настоящее российского околофутбола" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство Литагент Амфора1d3ca9e5-9a03-102c-b202-edc40df1930e, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Козлов - Фанаты. Прошлое и настоящее российского околофутбола
Рейтинг:
Название:
Фанаты. Прошлое и настоящее российского околофутбола
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-367-00773-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Фанаты. Прошлое и настоящее российского околофутбола"

Описание и краткое содержание "Фанаты. Прошлое и настоящее российского околофутбола" читать бесплатно онлайн.



Футбольный фанатизм – это целый мир, достаточно закрытый и, может быть, не слишком понятный обычному человеку. Задача этой книги – рассказать о фанатской субкультуре объективно и непредвзято.






Переход фанатской прессы в виртуальное пространство во многом был спровоцирован возникновением в России так называемого правового поля в области СМИ. В конце 1990-х – начале 2000-х у фанзинов начались проблемы: получалось, что раз это печатное издание, то и должно соответствоватьзакону о СМИ и прочим требованиям – быть зарегистрированным и так далее. Возникли трудности с распространением.


Александр Шпрыгин («Каманча»), «Динамо» (Москва):

Розничные точки распространения – на них давили, чтобы они этим не занимались: закон о СМИ, нужна регистрация, надо указать исходные данные, вот то, вот се.

И это неправильно. Ну делают люди журнал. Нет же там призыва к экстремистской деятельности. Не трогайтевы его, дайте людям заниматься интересным им делом. Были бы умные чиновники – они бы сказали: да, там описание драки, но в то же время, как вывод ко всем этим дракам: не надо так делать, вы можете из-за этого пострадать. А так – милиционеру не понравилась какая-то фраза, и он начинает гонения на журнал.

Или, может быть, они хотели, чтобы с ними как-то договорились, «решили вопрос». Но надо понимать, что бюджет самиздата – это какие-то слезы и копейки, и уж явно не за какие-то дивиденды люди это делают.


Несмотря на закат самиздата футбольных фанатов в конце 1990-х – начале 2000-х, некоторые из существовавших тогда изданий сохранились до сих пор, а также появилось множество новых, уже не печатных, а электронных: фанатские сайты во многом заменили их самиздатовскую прессу.

Какого-либо серьезного каталога футбольных фанзинов, пожалуй, не существует, кроме того, который приведен в Интернете по адресу http://rfg.h12.ru/fz/fz.html.

От первых «роз» до «casual style»

Есть у футбольных фанатов и собственный стиль в одежде – хотя не все могут его придерживаться. Первых советских фанатов выделяла прежде всего атрибутика – полосатые шарфы цветов своей команды («розы», «розетки»), как правило связанные мамой, бабушкой или подругой, и соответствующие шапки. При этом, если была возможность как-то еще выделиться из толпы – например, за счет «модной» одежды, – фанат от нее, естественно, не отказывался.


Виктор «Батя», «Динамо» (Москва):

Можно было одеться по-другому, выделиться из толпы. Если один ты шел – тебя считали стилягой, неизвестно кем, а здесь ты шел – тебе никто слова не мог сказать. Волосы, длинный шарф, куртка короткая, модная, привезенная из-за границы, джинсы, какие-то ботинки белые, нереальные для тех времен – вот был типичный вид фаната. Мне в восемьдесят четвертом году привезли из Америки оранжевые ботинки высокие, как сейчас носят скинхеды. У меня были зеленые шнурки, и меня каждый мент останавливал – что это у тебя за ботинки? Я тогда знать не знал про скинов, про такую субкультуру, но знал, что такие ботинки носят.


По мере того, как появлялись контакты с заграницей, на смену самовязанным двухцветным шарфам пришла мода на атрибутику западных команд, имевших аналогичные с российскими командами цвета.


Виктор «Батя», «Динамо» (Москва):

У нас уже в восьмидесятые годы были контакты с «Челси», контакты с «Эвертоном», «Шальке-04» в Германии – со всеми «сине-белыми» клубами. Мы носили их атрибутику, потому что своей не было. Я носил шапку «Эвертон». Тот же шарф сине-белый мне «Профессор» через Костю «Трактора» привозил, такой команды сейчас и не найдешь – «Сент-Джонсон» из Шотландии. Сейчас во второй лиге играет. По тем временам шарф с вышивкой – это было чудо. Полосатые шарфы уже начали отходить, носили короткие шарфы с названием клуба.


В середине 1990-х российский футбольный фанат выглядел практически как скинхед – и неудивительно, в те годы эти две субкультуры переплетались довольно тесно. Куртка-«бомбер», джинсы, высокие ботинки – типичный вид фаната того времени. О брендах тогда еще не задумывались – не до того было. Но уже через несколько лет и в России появилась возможность носить те же бренды, каким отдавали предпочтение, например английские хулиганы – «casuals», которых по-русски назвали «кэшелс».

В Великобритании стиль «casual» возник еще в конце 1970-х – начале 1980-х. Само слово «casual» можно перевести как «обычный», «повседневный». В те годы часть английских футбольных хулиганов отказалась носить клубную атрибутику. Они старались затеряться в толпе – ведь так гораздо проще скрыться от полиции. Вместо того чтобы ходить «на цветах», футбольные хулиганы одевались в дорогие шмотки, причем строго определенных брендов, одинаковых для фанатов любой команды, – «Stone Island», «Fiorucci», «Pepe», «Benetton», «Sergio Tacchini», «Ralph Lauren», «Lyle & Scott», «Le Coq Sportif», «Ben Sherman», «Fred Perry», «Lacoste», «Kappa», «Pringle», «Burberry», «Slazenger». Так они вызывали меньше подозрений у полиции, зацикленной на парнях в «бомберах» и ботинках «Dr. Martens», а заодно могли легко внедряться в толпу враждебных фанатов. Считается, что первыми новую моду ввели фанаты команд «Ноттингем Форест», «Уэст Хэм», «Ливерпуль» и «Эвертон».

В 1990-е и 2000-е годы после некоторого спада у британских фанатов мода на «casual style» снова начала набирать обороты. Вслед за британцами и некоторые отечественные фанаты стали называть себя «кэшелс» и покупать одежду дорогих брендов – предпочтительно тех же, что и их британские коллеги. Однако доминирующим стилем у российских фанатов «casual» не стал. Может быть, не в последнюю очередь потому, что одежда этих брендов – сама по себе недешевая – в России стоит еще дороже.

Организованность и консолидация

В последние годы российский фанатизм не только становится более организованным, но и идет по пути укрупнения. Небольшие фанатские фирмы и группировки объединяются. Так в 2005 году было организовано движение «Фратрия», в которое входят крупнейшие «спартаковские» фанатские группировки.


Иван Катанаев, «Спартак» (Москва):

«Фратрия» объединяет как хулиганские, так и не хулиганские группировки. Это практически все, кто приходит на трибуну «Б» за воротами «Спартака». Мы, когда придумали «Фратрию», брали за аналоги лучшие итальянские образцы – бригаду «Лацио», бригаду «Ромы», бригаду «Милана». Очень массовые движения, в которых состоит по нескольку тысяч человек. «Фратрия» создана не по принципу фирмы или группировки, где решения принимают один-два лидера. Все более демократично, но и более жестко. Есть совет, который принимает стратегические решения – о каких-то акциях. Может быть, против команды или каких-то тренеров, или решений руководства, акции в поддержку игроков.


Примерно то же самое происходит и в движении питерского «Зенита», где появилось объединение фанатов «Юнайтед фронт».


«Борисыч», «Зенит» (Санкт-Петербург):

Движение с этого (2007-го. – В.К.) года преобразовалось. Самая большая организация это «Юнайтед фронт», который поглотил – ну не поглотил, но в который вошла целая куча других направлений и организаций, тот же «Невский фронт»… Там разные течения есть – и ультрас, и хулс.


Валерий «Сабонис», «Зенит» (Санкт-Петербург):

Существуют и мелкие фирмы, но они все консолидированы. Есть «Юнайтед фронт», которому клуб предоставил четыре сектора – с двенадцатого по пятнадцатый. Это фанатская программа клуба. А внутри «Юнайтед фронт» делится на группировки: там уже и «Невский фронт», и «Питерские волки», и фирмы всевозможные – в какой-то тридцать человек, в какой-то двадцать или десять. Либо хулиганская направленность – бойцы либо ребята, которые занимаются перформансом: пиротехническими шоу, баннерами, всеми этими визуальными акциями. Там тысяч пять, наверное, на этих секторах народу. Плюс, кроме этих секторов, есть еще одиннадцатый – рядышком, – на котором нахожусь я и где начал с две тысячи пятого собирать новую организацию.


Идет объединение и на более общем уровне, чем движения фанатов конкретных клубов. В 2007 году на основе ведущих московских и региональных фан-движений было создано Всероссийское объединение болельщиков (ВОБ). Цель его – поддержка национальной сборной по футболу и другим видам спорта, участие в организации массовых спортивных мероприятий и защита интересов болельщиков на всех уровнях, особенно в сфере отношений с правоохранительными органами. Создание ВОБ можно рассматривать как показатель того, что футбольный фанатизм официально признан властями.

Однако так было далеко не всегда.

История фанатизма

В СССР первые футбольные фанаты появились в начале 1970-х. От обычных болельщиков они отличались только более организованной поддержкой своих команд, например «кричалками». Чуть позже появилась атрибутика – полосатые шарфы, шапки, флаги. «Пионером» советского фанатизма стал московский «Спартак». Принято считать, что «спартаковское» движение существует с 1972 года – именно тогда на трибуне в первый раз появился человек с красно-белым шарфом. «Армейское» и «динамовское» движения чуть моложе – они существуют с 1976 года, хотя иногда называют и другие даты. Сейчас все эти цифры трудно проверить, ведь тогда никто тогда не задумывался о том, чтобы как-то зафиксировать появление фанатов. У некоторых клубов свои методы отсчета. Например, у питерского «Зенита» точной датой начала движения принято считать первый массовый организованный выезд на матч в Москву, хотя фанаты на трибунах появились раньше и единичные выезды были и до этого.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Фанаты. Прошлое и настоящее российского околофутбола"

Книги похожие на "Фанаты. Прошлое и настоящее российского околофутбола" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Козлов

Владимир Козлов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Козлов - Фанаты. Прошлое и настоящее российского околофутбола"

Отзывы читателей о книге "Фанаты. Прошлое и настоящее российского околофутбола", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.