» » » » Андрей Платонов - Трагедии Финского залива


Авторские права

Андрей Платонов - Трагедии Финского залива

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Платонов - Трагедии Финского залива" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Платонов - Трагедии Финского залива
Рейтинг:
Название:
Трагедии Финского залива
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
Издательский дом «Вече»
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Трагедии Финского залива"

Описание и краткое содержание "Трагедии Финского залива" читать бесплатно онлайн.



Во второй половине 1941 года Финский залив стал ареной трагических событий. В августе Балтийский флот, потерявший контроль над заливом, совершил трагический прорыв из Таллина в Кронштадт. По своим последствиям он был сравним с поражением при Цусиме. Загнанные противником на свою последнюю базу балтийские моряки выдержали разрушительные удары германской авиации по Кронштадту, провели сложнейшую эвакуацию гарнизона Ханко, а затем пережили страшную блокадную зиму.






Установленные мобилизационным планом сроки переоборудования и вооружения призванных тральщиков, в общем, выдержали, однако оборудование этих кораблей отличалось невысоким качеством, не хватало запасных частей к механизмам и вооружению. Многие мобилизованные суда поступили в плохом техническом состоянии, из-за чего некоторые из них пришлось сразу же поставить в средний, а «Менжинский» — в капитальный ремонт. «Орджоникидзе», «Москва», «Балмашев» вышли из среднего ремонта и приступили к боевой подготовке только в середине июля.

Укомплектованность экипажей мобилизованных тральщиков составляла 20–40 %, в основном, это личный состав БЧ-5. Из командиров кораблей, их помощников и командиров боевых частей 80 % призвали из запаса, причем половина из них ранее на тральщиках не служили и в Финском заливе не плавали. Рядовой и старшинский состав, имевший опыт тральных действий в советско-финляндской войне и уволенный в запас осенью 1940 г., на 90 % обратно на тральщики не вернулся. Причина этому стала отвратительная работа военкоматов, а также Ленинградского флотского полуэкипажа, который в такие тонкости, как опыт службы на конкретных классах кораблей, не вникал. Абсолютное большинство матросов, прибывших на мобилизованные тральщики, на кораблях вообще ранее не служили, а проходили только сборы в период 1937–1939 гг. на сборных пунктах общей допризывной подготовки, около 40 % рядового состава и этого не имели. Особенно тяжелое положение сложилось с минерами, сигнальщиками, рулевыми, комендорами и радистами — этих специалистов за неделю не подготовишь.

А тут еще качество призывников… Например, одному из них записали военную специальность «сигнальщик» на том основании, что он «на гражданке» участвовал в постройке сигнальной вышки. И это не единичный случай. Благодаря кинофильмам и романам широко известна шутка, что подводник — это тот, кто ездит на подводе. Во время приема призванного личного состава на корабли подобных «шуточек» было с избытком. Пришлось до 40 % минеров, сигнальщиков, рулевых, комендоров, радистов и командиров отделений с тральщиков 5-го дивизиона перевести на мобилизованные корабли и столько же необученных — на этот дивизион. Боевая подготовка вновь вступающих кораблей ускорилась, зато ее уровень у тральщиков 5-го дивизиона заметно понизился.

При таких ненормальных условиях недельный срок, установленный мобилизационным планом на боевую подготовку призванных кораблей, оказался недостаточным. Тем не менее ввиду острой потребности в тральщиках приходилось высылать их на боевое траление даже до истечения упомянутого недельного срока, не считаясь с недостаточной отработкой боевой организации, некомплектом и слабой подготовкой личного состава.

Так, уже 5 июля из Кронштадта в губу Кунда пришел 4-й дивизион тихоходных тральщиков под командованием капитана 3-го ранга Н.Н. Рудовского, состоявший главным образом из мобилизованных тральщиков типа «ижорец» с недостаточно обученным личным составом. Этому дивизиону, поступившему в оперативное подчинение командиру ОВР Главной базы, приказали протралить на ширину в две мили введенный в действие в начале июля прибрежный фарватер на участке маяк Мохни — банка Диомид (фарватеры 8 ТМ-и, 8 ТМ-з, 8 ТМ-ж и западная часть фарватера 8 КМ-е). Траление надлежало произвести сначала подсекающими (змейковыми) тралами, затем буксирующими тралами (Шульца) с координированием траления определением места ведущего тральщика по двум углам, измеренным секстаном, то есть по всем правилам, применявшимся в период послевоенного траления 1940 г. В итоге предполагалось уничтожить в полосе фарватера минные заграждения противника, обнаруженные 27 июня у маяка Мохни и 2 июля в районе огня Летипеа.

Начав траление с восточной части порученного им района, тральщики 4-го дивизиона с 6 по 15 июля протралили не только полосу прибрежного фарватера, но и весь район заграждения И-75, вытралив при этом последние оставшиеся в этом заграждении восемь мин. Вначале работу осложняла не только необученность экипажей, но и то, что в губе Кунда отсутствовали средства материально-технического обеспечения кораблей. Поэтому тральщикам приходилось пополнять запасы топлива у острова Лавенсари, из-за чего они потеряли на переходы в общей сложности около пяти тральных дней.

Воздушная разведка противника выявила общее направление прибрежного фарватера и факт производившегося на нем траления, что повлекло за собой постановку противником еще трех минных заграждений. Одно из них, заграждение И-55, поставленное 11 июля финской подводной лодкой в нескольких милях восточнее маяка Мохни, своей южной частью прилегало к полосе фарватера 8 ТМ-з. Два других заграждения, И-56 и И-80, состоявшие каждое из шести германских донных магнитных мин типа RMA, поставили 9-10 июля, вероятнее всего, катера. Похоже, именно их в ночь на 8 июля дважды наблюдали с эскадренного миноносца «Сметливый», шедшего в районе Мохни. В первый раз, чтобы не обнаружить себя, эсминец не открывал огня, а во второй раз сделал по катерам четыре залпа, после чего они скрылись. Заграждениями И-56 и И-80 перекрыли весь проход по фарватеру 8 ТМ-ж между банкой Калькгрунд и маяком Верги. Заграждение И-56 оказалось севернее полосы фарватера 8 КМ-ж и поэтому ни разу не было пересечено нашими кораблями и судами, а заграждение И-80, наоборот, пересекалось ими на каждом переходе по фарватеру 8 ТМ-ж.

Вечером 13 июля из Таллина в Кронштадт вышли эскадренный миноносец «Сметливый» и четыре подводные лодки, для проводки которых за тралом удалось выделить всего один Т-205. Идя немного севернее оси фарватера 8 ТМ-и, тральщик в 23:30 подсек мину на заграждении И-74, а около полуночи 14 июля в пяти милях восточнее маяка Мохни, при пересечении южной части заграждения И-55 взрывом мин в трале оторвало левый параван. Чтобы не задеть правым параваном за грунт, тральщик, не уменьшая скорости хода, продолжал проводку кораблей за одним полутралом. В это же время в районе маяк Мохни — мыс Лобинем эсминец «Сметливый» артиллерийским огнем якобы дважды не давал торпедным катерам противника выйти в атаку. По трофейным документам, катеров в том районе не было. Зато около 3 часов 14 июля в районе маяка Пыхья Ухти эсминец «Артем», шедший в охранении трех подводных лодок, проводившихся за тралом Т-211, артиллерийским огнем помешал финским торпедным катерам высадить диверсионную группу на территорию Эстонии.

Встречный конвой в составе транспорта «Казахстан» и двух ледоколов, проводившихся из Кронштадта в Таллин за тралом Т-215, за время с 3:20 до 4:25 14 июля якобы дважды атаковался в районе маяк Мохни — мыс Юминданина шестью торпедными катерами противника. Несмотря на отсутствие кораблей охранения и сравнительно слабый артиллерийский огонь с тральщика, противник, «хотя и выпустил несколько торпед, но не добился успеха». При второй атаке на Т-215 пришлось обрубить трал, чтобы полным ходом уклониться от четырех торпед, из-за чего конвой в течение получаса шел без противоминного охранения. Но это произошло в районе мыса Юминданина, где в то время не было минных заграждений противника. За час до первой атаки торпедных катеров, когда на расстоянии около двух миль от маяка Мохни пересекалось минное заграждение И-74, с Т-215 якобы обнаружили вражескую подводную лодку, которая вскоре подорвалась на мине.

Никаких подлодок в том районе противник не терял, да и на атаки торпедными катерами никто не претендует. Можно предположить, что конвой оказался свидетелем постановки германскими катерами минного заграждения И-28, но, по трофейным документам это вроде бы произошло в предыдущую ночь.

Обратим внимание на факт целой серии докладов об атаках наших сил кораблями противника, то есть о возрастании его активности на коммуникации Таллин — Кронштадт. Все это в сочетании с возрастанием минной угрозы должно было заставить Военный совет КБФ всемерно укреплять свои позиции в Финском заливе, перехватить инициативу у противника. Однако этого не произошло, и в дальнейшем действия советских сил продолжали носить рефлексивный характер, то есть мы боролись с последствиями и не пытались предотвращать саму угрозу.

По приказанию командования КБФ 9 июля из Кронштадта в Таллин выслали 8-й дивизион мобилизованных тихоходных тральщиков под командованием капитана 3-го ранга П.М. Крастина и семь «рыбинцев». Тральщики 8-го дивизиона в период с 14-го по 21 июля с двухдневным перерывом, связанным с пополнением запасов топлива в Таллине, протралили на всю ширину фарватеры 8 ТМ-з и 8 ТМ-и, вытралив при этом шесть мин в южной части заграждения И-55 и три мины в заграждении И-74.

В то время как тральщики 4-го и 8-го дивизионов с большим напряжением и с постепенно возраставшим умением очищали от мин прибрежный фарватер, надводные корабли противника в период с 11-го по 21 июля продолжали ставить минные заграждения в средней части Финского залива, на предполагаемых путях наших кораблей на линии Таллин — Родшер.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Трагедии Финского залива"

Книги похожие на "Трагедии Финского залива" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Платонов

Андрей Платонов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Платонов - Трагедии Финского залива"

Отзывы читателей о книге "Трагедии Финского залива", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.