» » » » Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море


Авторские права

Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательский дом «Вече», год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море
Рейтинг:
Название:
Борьба за господство на Черном море
Издательство:
Издательский дом «Вече»
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-9533-5105-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Борьба за господство на Черном море"

Описание и краткое содержание "Борьба за господство на Черном море" читать бесплатно онлайн.



Господство на море — один из краеугольных камней сути существования военно-морской силы. Это собственно то, ради чего вообще государство создает и содержит свой военный флот. И здесь не важно, понимается ли под «морем» все океаны Земли или конкретное море или часть этого моря. Главное — в нужной акватории Мирового океана в нужное время страна должна иметь полную свободу действия для решения там своих насущных проблем, как политических, так и экономических или военных, хотя, как правило, все они взаимосвязаны.

В преддверии Великой Отечественной войны только Черноморский из всех советских флотов имел задачу «обеспечить своё господство на театре». Почему только Черноморский? И если уж такая задача перед ним стояла, то как он с ней справился? И вообще — что такое «господство на море»? Ответам на эти вопросы и посвящена данная книга.






Так протекала операция ВВС Черноморского флота по уничтожению сил флота противника. Прежде всего надо отметить, что ее по праву считают венцом отечественного военного искусства в нанесении морской авиацией ударов по ВМБ. Первый и последний раз за время войны в ударе участвовала авиадивизия в полном составе, следовавшая на цель компактной группой в общем боевом порядке. Это был первый опыт массового одновременного применения групп различного предназначения по единому плану в авиации отечественного Военно-Морского флота. Даже из приведенного выше краткого описания видно, что операция планировалась очень тщательно, в ней в полной мере учли весь опыт Великой Отечественной войны, а также доступный нам иностранный опыт. Непосредственному проведению операции предшествовала боевая подготовка, целеустремленная на решение планируемых задач. Впервые за все годы войны в суточных планах действующих соединений и объединений ВВС флотов объем учебных мероприятий на полигонах с фактическим применением оружия превзошел боевые. Правда, здесь надо отметить, что в этот период, в том числе из-за недостатка топлива, интенсивность боевых вылетов была невысока.

По количеству участвующих в ударе самолетов операция по уничтожению сил флота в Констанце сравнима, например, с ударом японской авиации по Перл-Харбору: 317 и 353 соответственно. В результате японского налета американский флот лишился четырех линкоров, крейсера, трех эсминцев и нескольких вспомогательных судов. Кроме этого несколько кораблей, в том числе четыре линкора, получили тяжелейшие повреждения. Говоря о результативных авиационных ударах по ВМБ, надо, конечно, вспомнить итальянский Таранто. Тогда, в ночь с 11 на 12 ноября 1940 г., 21 британский самолет лишил итальянцев трех линкоров, только благодаря малым глубинам в базе два из них впоследствии смогли вернуть в строй. К результативным можно отнести налеты германской авиации на Кронштадт 21–23 сентября 1941 г. и Новороссийск 2 июля 1942 г.

В Кронштадте только 21 сентября в результате пяти последовательных ударов, в каждом из которых участвовало в среднем 40 бомбардировщиков, был потоплен эсминец «Стерегущий», от близких разрывов авиабомб получили различные повреждения крейсер «Киров», минный заградитель «Марта», эсминцы «Гордый» и «Славный», канонерская лодка «Пионер», а линкор «Октябрьская революция» получил тяжелые повреждения от прямых попаданий авиабомб. 23 сентября в результате атаки двух Ju-87 мы лишились линкора «Марат». Обычно пикировщики освобождались от своего груза, находясь на высоте 1500–2000 м. Некоторые экипажи бомбили корабли в Кронштадте с высоты 1200 м. Эти два «юнкерса» сбросили свои 1000-кг бомбы гораздо ниже. В этот же день «Октябрьская революция» получила еще два попадания 100-кг бомб, а также был потоплен лидер «Минск».

В Новороссийске 2 июля 1942 г. в результате налета более 50 бомбардировщиков от прямых попаданий бомб затонули лидер «Ташкент» и эсминец «Бдительный», транспорта «Украина» и «Пролетарий», спасательный буксир «Черномор». Получили повреждения различной тяжести учебный крейсер «Коминтерн», эсминцы «Сообразительный» и «Незаможник», подводная лодка Л-24, сторожевые корабли «Шквал» и «Шторм», плавучий док на 6000 т, транспорта «Ворошилов» и «Курск», торпедный катер.

Результатом удара по Констанце стало потопление подлодки U-9, миноносца «Naluka», четырех торпедных катеров и двух катерных тральщиков, десантной баржи F-568; противолодочного корабля Uj115, плавбазы «Uskok», полутора десятков катеров, буксиров, мотоботов. Даже с учетом затопления германских подлодок U-18 и U-24 итоги налета не впечатляют. Почему так произошло? Ведь операцию действительно спланировали очень качественно. Противодействие со стороны истребителей противника отсутствовало, огонь зенитной артиллерии оказался крайне неэффективным. Об этом говорят понесенные потери: над Констанцей мы потеряли один пикирующий бомбардировщик Пе-2 и один истребитель Як-9. Еще два Пе-2 из-за технических неполадок сели на воду и затонули[108].

По-видимому, главной причиной низкой результативности удара явилась недостаточная подготовка летного состава в училищах, да и в строевых частях. Вопрос этот очень сложный, так как во всех встречающихся публикациях на тему обучения летного состава, как правило, присутствуют только общие патриотические фразы и рассказы о суровости быта, а вот налет часов на курсанта не указывается. Эти цифры действительно на поверхности не лежат, но если покопаться… Вот данные из материалов выпускных экзаменов Военно-морского авиационного училища им. Сталина за 1940 г. Учебная эскадрилья на бомбардировщиках СБ имела налет 7433 часа и 38 534 посадки на 72 выпускника, то есть где-то в среднем 103 часа налета на человека. Учебная эскадрилья на истребителях И-16 имела налет 9198 часов, 51 801 посадку на 61 выпускника, то есть где-то в среднем 151 час налета на человека. Там же имелась еще одна эскадрилья на И-16, в которой средний налет на курсанта составил 143 часа. Две эскадрильи на МБР-2 имели средний налет на человека по 90 и 89,5 часа. По-видимому, налет эскадрильи как учебного подразделения давался общий, то есть с учетом полетов на учебных самолетах, а не только на боевых машинах.

Естественно, все эти данные приблизительные, но представление о порядке цифр дают. В том же 1940 г. произведен ускоренный выпуск летчиков на истребителях И-15. У них самостоятельный налет на учебном самолете У-2 составил около 29 часов, на И-5 — три часа и на И-15 — 25,5 часа, то есть всего 57,5 часа. Кроме этого имелось 16 часов налета «вывозного», итого в сумме — 73,5 часа.

А вот налет в школе летчиков военного времени будущего аса Г.У. Дольникова (15 побед) составил лишь 34,5 часа, из них 11 часов самостоятельно и целых 5 часов на боевой машине. Как свидетельствовал выдающийся советский летчик М.М. Громов «наши ребята гибли массами, так как их выпускали в воздушные бои после 8 часов налета на „яках“, в то время как немцы под Сталинградом проходили выучку в 450 часов, а потом перешли как минимум на 150-часовую подготовку, несмотря на протесты генералов люфтваффе».

Если брать не воспоминания, а документы, то летчики Пе-2 прибывали в боевые части, имея налет в 1941 г. — до 7 часов, в 1942 г. — до 13 часов, в 1943 г. — 15 часов, в 1944 г. — 17 часов. При этом они в 1942 г. выполняли одно бомбометание с пикирования, в 1943 г. — два; правда, в 1944 г. — четыре. Таким образом, в ходе подготовки к операции 60 % летчиков 13-й авиадивизии удвоили свой опыт в бомбометании с пикирования.

Параметры бомбардировок с пикирования самолетов Пе-2[109]



О слабой подготовке молодых летчиков во время войны говорят и небоевые потери. Правда, тут требуются уточнения. К боевым потерям относится в том числе и гибель самолетов на аэродромах от ударов противника. Поскольку это никакого отношения к качеству летного состава не имеет, то мы их учитывать не будем. Кроме этого боевые потери подразделяются на самолеты сбитые и пропавшие без вести, то есть когда экипаж улетел на выполнение боевого задания и на аэродром не возвратился. Чаще всего причиной гибели машины становился отказ материальной части, в том числе от полученных боевых повреждений, а также ошибки пилотирования. По этой причине пропавшие без вести самолеты можно лишь частично отнести к боевым потерям, то есть потерям непосредственно от воздействия противника. Но даже если пропавшие самолеты отнести к боевым потерям, то в ВВС ЧФ на долю небоевых в 1941 г. пришлось 15 %, в 1942 г. — 29,5 %, в 1943 г. — 31 %, в 1944 г. — 34,3 %.

Ежемесячные боевые и небоевые потери ВВС ЧФ за 1944 г.



Нельзя делать однозначные выводы о сложных процессах по какому-либо одному параметру, но согласитесь, что подобные соотношения боевых и небоевых потерь о многом говорят. Кстати, обратите внимание на 1941 г. — там все летчики готовились по полноценной программе, и доля небоевых потерь оказалась минимальной за всю войну.

Если продолжить сравнение удара по Констанце с другими, приведенными выше, то нужно отметить еще один момент. И в Перл-Харборе японцы, и в Таранто британцы четко знали, чего они хотят, и готовились к уничтожению конкретных кораблей, а не вообще сил флота противника в базе. Отсюда такое соотношение пораженных линкоров и кораблей других классов. При налете на Кронштадт главными целями немцы выбрали линкоры, крейсера и эсминцы, ведущие огонь по позициям германских войск, а также ряд береговых объектов. Учитывая, что они сумели поразить оба линкора, потопить лидер и эсминец, нанести повреждения крейсеру «Киров», то можно сказать, что поставленную задачу они частично выполнили. Что касается удара по Новороссийску 2 июля 1942 г., то немцы выполнили его не в форме операции, а в ходе боевых действий германской авиации по советским узлам коммуникаций, и тут действительно у них не было приоритетных морских целей — что было больше размером, то и бомбили.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Борьба за господство на Черном море"

Книги похожие на "Борьба за господство на Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Платонов

Андрей Платонов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море"

Отзывы читателей о книге "Борьба за господство на Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.