Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Борьба за господство на Черном море"
Описание и краткое содержание "Борьба за господство на Черном море" читать бесплатно онлайн.
Господство на море — один из краеугольных камней сути существования военно-морской силы. Это собственно то, ради чего вообще государство создает и содержит свой военный флот. И здесь не важно, понимается ли под «морем» все океаны Земли или конкретное море или часть этого моря. Главное — в нужной акватории Мирового океана в нужное время страна должна иметь полную свободу действия для решения там своих насущных проблем, как политических, так и экономических или военных, хотя, как правило, все они взаимосвязаны.
В преддверии Великой Отечественной войны только Черноморский из всех советских флотов имел задачу «обеспечить своё господство на театре». Почему только Черноморский? И если уж такая задача перед ним стояла, то как он с ней справился? И вообще — что такое «господство на море»? Ответам на эти вопросы и посвящена данная книга.
В целом с июля по декабрь 1942 г. авиация флота произвела свыше 1450 самолето-вылетов для ударов по базам, конвоям и транспортным средствам противника в море. В частности, 9 сентября Ил-4 5-го гвардейского минно-торпедного и 36-го дальнего бомбардировочного авиаполков потопили в Ялте германские MFR F-125 и F-134, а также итальянские торпедные катера MAS-571 и MAS-573. В ходе другого налета советская авиация потопила 18 сентября в Балаклаве катер MFK «Deutschland» и MFRF-533.
Кроме того, с мая по октябрь 1942 г. минно-торпедная авиация флота совершила 47 самолето-вылетов на постановку мин, выставив 27 якорных АМГ и 18 донных А-1—4. Все мины были выставлены в районе Феодосии, Керченского пролива и в Азовском море. Исключение составили шесть донных мин, сброшенных над Севастопольскими бухтами 5 июля.
В 1943 г. наряду с подводными лодками на коммуникациях противника действовала 63-я авиационная бригада ВВС ЧФ, преобразованная во второй половине года в 1-ю минно-торпедную авиационную дивизию. В начале года в составе 63-й авиационной бригады находилось всего 15 самолетов Ил-4 и три Пе-2. В первом квартале на флот поступило Ил-4 — 14, Пе-2 — 15 и DB-7B «Бостон» — 34. С учетом потерь и пополнений среднее количество самолетов во втором и третьем кварталах 1943 г. в 1-й минно-торпедной авиадивизии поддерживалось на уровне: Ил-4 — 30, Пе-2 — 20, DB-7B «Бостон» —15–16 и A-20G — 6.
Базировалась авиационная бригада вначале на аэродромы Гудауты, Бабушеры, Кобулети и Алахадзе. В феврале часть, а в течение лета 1943 г. и все остальные самолеты минно-торпедной авиадивизии перебазировали на аэродром Геленджик-2. Но даже в этих условиях полет на дальние коммуникации противника занимал от 2,5 до 6 часов. Поэтому удары по судам противника в море и в базах западнее меридиана Севастополь могли наносить только самолеты-бомбардировщики и торпедоносцы Ил-4 5-го авиаполка и самолеты DB-7B «Бостон» 36-го авиаполка. Действия самолетов Пе-2 40-го авиаполка ограничивались по дальности лишь Севастополем. Кроме этого на флоте отсутствовали истребители дальнего действия, способные прикрывать ударные самолеты на дальних коммуникациях противника. В отдельных случаях командование ВВС ЧФ использовало для этих целей самолеты A-20G. Однако по своим тактическим и летным характеристикам они не могли успешно решать задачи самолетов прикрытия.
Удаленность морских сообщений и их большая растянутость приводили к большому расходу средств на воздушную разведку. Так, например, в течение сентября на воздушную разведку выполнили 1005 самолето-вылетов, что составляло более 20 % от всех самолето-вылетов, произведенных ВВС ЧФ за это время. Во второй половине сентября на воздушную разведку ежедневно вылетало от 7 до 24 самолетов. Однако отсутствие на флоте качественных специализированных самолетов-разведчиков делало авиационную разведку крайне малоэффективной: растрачиваемый ресурс вылетов никоим образом не соответствовал объему и достоверности полученной развединформации.
Все это давало повод послевоенным исследователям заявлять о неблагоприятных в целом условиях для действия ВВС Черноморского флота на удаленных морских коммуникациях противника. Однако на то они и характеризуются как удаленные, что находятся на пределе радиуса действия ударной авиации. Это естественно и одинаково справедливо применительно к любому другому флоту.
Борьбу с морскими и речными перевозками противника в западном и северо-западном районах Черноморского театра авиация флота вела путем нанесения бомбовых и торпедных ударов по судам противника в море и в портах, а также постановкой активных минных заграждений в местах, где наблюдалось наиболее интенсивное движение судов противника.
Применение торпедного оружия авиацией флота на протяжении 1943 г. оказалось неравномерным. Из 355 самолето-вылетов торпедоносцев 82 сделано в первом квартале, 15 самолето-вылетов — во втором, 104 самолето-вылета — в третьем и 154 самолето-вылета — в четвертом. Всего в 146 атаках израсходовали 143 торпеды. Ценой 12 самолетов-торпедоносцев уничтожены венгерский транспорт «Koloszvar» (22 января), транспорт «Boy Federsen» (10 августа) и MFR F-418 (17 октября). Во второй половине года атаки конвоев в море производились группами низких торпедоносцев (от 2 до 6 самолетов) самостоятельно или совместно с бомбардировщиками под прикрытием самолетов A-20G.
28 сентября черноморцы провели уникальную операцию. Видимо, кому-то из начальников не давали покоя лавры японцев, и они решили утроить «черноморский Перл-Харбор». 28 сентября шесть торпедоносцев атаковали корабли и суда в порту Констанца. В результате противник потерь не понес, а мы потеряли три машины. Одна торпеда взорвалась с внешней стороны мола, а остальные утонули в акватории порта. Дело в том, что глубина в порту в то время составляла 11–13 м, что теоретически позволяло применять торпеды 45—36АН, делавших после приводнения «мешок» до 10 м. Однако это при скорости сброса 250 км/час — но, судя по отчетам, все самолеты сбрасывали торпеды на скорости 280 км/ час. Это могло привести к поломкам торпед или увеличению глубины их «мешка».
С конца мая 1943 г. возобновились авиационные минные постановки в северо-западной части Черного моря, а также на реках Дунай и Днепр. Самолеты вылетали с аэродрома Геленджик. Им приходилось летать на удаление до 800 км и даже больше с дополнительными бензобаками. Постановка мин осуществлялась одиночными самолетами и реже группами по 2–3 самолета в ночное время.
Минные постановки ВВС ЧФ в 1943 г.
Как видно из таблицы, наибольшее количество мин было выставлено на речных сообщениях противника, где явный приоритет имел Дунай (108 мин).
Минные заграждения, поставленные авиацией, создавали напряженную обстановку, нарушали судоходство и нанесли противнику некоторый ущерб — однако прервать его коммуникации ввиду своей малочисленности они не смогли. Последнее являлось отчасти следствием недостатка самих авиационных мин. В определенной мере это объясняется большой потерей минного боезапаса в первом полугодии 1942 г., в том числе из-за передачи его армейцам. Так, за первый год войны Черноморский флот передал фронту 3461 мину, из которых АМГ-1 и других отечественных авиационных — 54, британских A-IV — 109.
Авиация флота не смогла достичь большой эффективности в использовании минного оружия потому, что не располагала нужным количеством самолетов-миноносцев, а часть авиации, которая использовалась для минных постановок, ставила мины на большом расстоянии от своих аэродромов и в различных районах театра. Кроме того, отрицательно сказалось также отсутствие на флоте современных мин отечественного производства. Британских неконтактных мин, используемых авиацией, также оказалось недостаточно. Например, на 1 июля 1943 г. на складах минно-торпедного управления их имелось всего 81.
Наряду с применением ударной авиации для действия на дальних морских сообщениях в торпедном и минном вариантах командование флота широко использовало ее и в бомбардировочном варианте. При совместных вылетах с торпедоносцами бомбардировщики обеспечивали их удар по судам противника, обнаруженным воздушной разведкой. В ряде случаев бомбардировщики, действуя группой в 4–6 самолетов, наносили удары по судам в море самостоятельно. Также самостоятельно они подвергали бомбовым ударам главный порт противника в Крыму — Севастополь. Например, в марте самолеты 1-й минно-торпедной авиационной дивизии нанесли три удара по Севастопольскому порту. В них приняло участие в общей сложности Ил-4 — 36 самолетов, DB-7B «Бостон» — 15 и Пе-2 — 12. В результате 30 марта была потоплена плавказарма «Evtokia» (706 брт), на ней погибло пять немцев, девять русских и около 40 румын.
Бомбовые удары группами в 2–6 самолетов наносились также по порту Ак-Мечетъ, военно-морской базе Констанца и конвоям противника в море на участке коммуникации Севастополь — Одесса. Однако в связи с тем, что радиус действия самолетов Пе-2 40-го авиационного полка не позволял использовать их западнее Севастополя, количество бомбовых ударов по конвоям и портам противника на дальних морских сообщениях оставалось невелико и существенной роли в срыве морских сообщений противника не сыграло.
За весь третий квартал 1943 г., самый напряженный для 1-й авиадивизии, на бомбовые удары по коммуникациям противника совершено 233 самолето-вылета, из них 29 ночью. Также 27 октября в районе Ялты авиация ЧФ потопила буксир «Baikal». В конце 1943 г. шли сравнительно ожесточенные бои в районе Керченского пролива, где флотские штурмовики и Пе-2 достигли заметного успеха. В частности, они потопили семь MFR: F-594 (28 ноября), F-306 и F-341 (30 ноября), F-573 (1 декабря), F-360 (3 декабря), F-305 и F-369 (5 декабря).
Так протекала активная деятельность Черноморского флота после падения Севастополя и до начала 1944 г. Подводя некий промежуточный итог с точки зрения господства на Черном море, можно обратить внимание сразу на несколько моментов. Прежде всего, советский флот за все это время не терял своего превосходства в силах и средствах. Даже в отношении авиации — так как 4-му воздушному флоту Германии противостояли, кроме ВВС флота, как минимум авиация еще нескольких южных фронтов, и вместе они имели численное превосходство. Что касается тех сил германской авиации, что целенаправленно действовали против Черноморского флота, то лишь во время третьего штурма Севастополя они реально превосходили советскую авиацию в районе крепости.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Борьба за господство на Черном море"
Книги похожие на "Борьба за господство на Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море"
Отзывы читателей о книге "Борьба за господство на Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.