» » » » Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море


Авторские права

Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательский дом «Вече», год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море
Рейтинг:
Название:
Борьба за господство на Черном море
Издательство:
Издательский дом «Вече»
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-9533-5105-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Борьба за господство на Черном море"

Описание и краткое содержание "Борьба за господство на Черном море" читать бесплатно онлайн.



Господство на море — один из краеугольных камней сути существования военно-морской силы. Это собственно то, ради чего вообще государство создает и содержит свой военный флот. И здесь не важно, понимается ли под «морем» все океаны Земли или конкретное море или часть этого моря. Главное — в нужной акватории Мирового океана в нужное время страна должна иметь полную свободу действия для решения там своих насущных проблем, как политических, так и экономических или военных, хотя, как правило, все они взаимосвязаны.

В преддверии Великой Отечественной войны только Черноморский из всех советских флотов имел задачу «обеспечить своё господство на театре». Почему только Черноморский? И если уж такая задача перед ним стояла, то как он с ней справился? И вообще — что такое «господство на море»? Ответам на эти вопросы и посвящена данная книга.






В 15:40 поступило донесение от самолета, который обнаружил в 15:20 «один советский эскадренный миноносец в 45 милях юго-восточнее Одессы» и был при этом обстрелян зенитным огнем. Это был «Сообразительный», находившийся в этот момент в 60 милях южнее Одессы, далеко в стороне от точки, сообщенной румынским летчиком. Трудно сказать, были ли в тексте донесения искажения или с такой ошибкой румыны определили координаты. Еще одно путаное донесение поступило от самолета, обнаружившего в 15:45 «два эскадренных миноносца в 15 милях на зюйд-ост от маяка Олинька, шедших курсом 60° со скоростью 15 узлов». Элементы движения второй группы тральщиков определили довольно верно — но, судя по отчету, группа находилась в этот момент в 10 милях юго-западнее маяка Олинька.

С 16:30 до 17:45 воздушная разведка противника обследовала прибрежную полосу шириною от 10 до 30 миль и наших кораблей не обнаружила. К 18:10 румынское командование пришло к заключению, что все советские корабли ушли на восток. На основе всех поступивших за день донесений румынское военно-морское командование пришло к выводу, что на их коммуникациях действовали две-три группы советских кораблей. Одна группа состояла из двух эскадренных миноносцев, атаковавших в 11:40 румынский конвой в 20 милях севернее острова Змеиный, и из одного большого корабля, маневрировавшего восточнее того же острова. Вторая группа состояла из двух больших эскадренных миноносцев, маневрировавших примерно в 25 милях юго-восточнее острова Змеиный с очевидной целью перехвата путей из Констанцы, а также одного большого военного корабля, находившегося в 70 милях восточнее маяка Олинька. Третья группа, состоявшая из двух эскадренных миноносцев, маневрировала в районе Одесса — Тендра.

Как мы знаем, третьей группы вообще не существовало, остальное же в целом правильно. То, что наши тральщики румыны называли эсминцами «или миноносцами» — так кому в голову придет наносить удары по коммуникациям тральщиками? Что касается входившего в состав второй группы «большого корабля», то, вероятно, это был тот же «Сообразительный», но по данным радиопеленгования.

Таким образом, противник пришел к убеждению, что 13 декабря с нашей стороны действовали шесть эскадренных миноносцев под прикрытием двух крейсеров. Далее на основе донесений своей разведки об обнаружении нескольких подводных лодок он заключил, что наши надводные корабли взаимодействовали с подводными лодками. То есть думали о нас румыны хорошо — гораздо лучше, чем было на самом деле. Особенно в отношении взаимодействия надводных кораблей с подводными лодками — такое мы попытаемся сделать только в апреле 1944 г.

Что касается выводов, сделанных германо-румынским командованием, то они в основном свелись к двум пунктам: следует ожидать повторения набеговых операций и, главное, что можно противопоставить им в данных условиях, — это мины. Именно тогда, в декабре 1942 г., приняли решение о скорейшей проверке степени разрежения поставленных в 1940–1941 гг. оборонительных минных заграждений и на основе этой проверки, давшей весьма неутешительные результаты, в январе 1943 г. приступили в первую очередь к подновлению констанцского минного поля. На большее в то время не хватило средств, так как германский адмирал Черного моря приказал использовать почти все имевшиеся запасы якорных мин для постановки оборонительных минных заграждений в Керченском проливе. То есть немцы на то время признавали доминирующую роль Черноморского флота на театре и очень опасались активных действий надводных кораблей у румынского побережья. Отчасти это было связано, с одной стороны, с отвлечением основных сил авиации на сухопутное направление — в разгаре Сталинградская битва. С другой стороны, западное побережье и южная часть Черного моря в то время являлись очень «неудобным» операционным направлением для германской авиации. Она не мота действовать там со своих аэродромов в Донбассе и в Восточном Крыму — для этого нужен был маневр на румынские авиабазы, а обстановка такого не позволяла.

Воодушевленный тем, что в результате двух предыдущих набегов на румынские коммуникации, как тогда считали, противнику нанесен значительный ущерб, а также желая быть сопричастными к успехам Красной Армии на южном фланге советско-германского фронта, Военный совет ЧФ принимает решение нанести еще один удар. Для этих целей выделяются все те же тральщики Т-406 (брейд-вымпел командира 2-го дивизиона капитана 3-го ранга В,А. Янчурина), Т-407, Т-412 и Т-408, но поддерживали их на этот раз два эсминца — «Сообразительный» (флаг командира бригады траления и заграждения контр-адмирала В.Г. Фадеева) и «Беспощадный».

Вроде бы был учтен опыт прошлой операции, когда «Сообразительный» физически не смог успеть к месту боя одной из двух ударных групп. Но в данном случае это не имело значения, поскольку теперь тральщики должны были действовать вместе, одной разведывательно-ударной группой. Количество кораблей поддержки увеличили в связи с нахождением, по данным разведки, двух румынских эсминцев в Констанце и двух канонерских лодок в Сулине.

Вспомним еще об одном недостатке предыдущего рейда — отсутствии воздушной разведки. Правда, первой группе тральщиков удалось тогда обнаружить конвой противника и без помощи авиации; точнее говоря, конвой вышел прямо навстречу тральщикам в тот момент, когда они только собирались приступить к поиску. Однако все понимали, что делать ставку на везение нельзя, и на этот раз авиации флота приказали за три дня до выхода в море кораблей произвести воздушную разведку на участке коммуникаций Сулина — Бугаз, а также портов Констанца, Сулина, Бугаз и Одесса и, наконец, крымских аэродромов противника. В дальнейшем авиация флота должна была вести тактическую разведку для наведения кораблей на конвои и нанесения совместно с ними ударов, а также прикрывать корабли на переходе.

Неблагоприятные условия погоды в течение ряда дней не позволяли авиации флота приступить к предварительной разведке. Согласно прогнозу, погода в дальнейшем могла только ухудшиться. То есть стало очевидным, что ни воздушной разведки, ни совместных ударов по конвою, ни истребительного прикрытия не будет. По-видимому, в таком урезанном виде операция успешной могла быть только случайно, а с учетом известной истины, что при равных повреждениях вероятность потери кораблей у берегов противника всегда выше, чем у своих, — еще и неоправданно рискованной. Однако операцию решили проводить.

Проще всего можно было бы это объяснить русским «авось»: разведки нет — ну так, может, и сами на что-нибудь наткнутся; бомбардировщиков нет — ну так если корабли конвой найдут, то уж, наверное, и сами справятся; истребителей нет — ну так если наши сидят на аэродромах, то почему противник будет летать… Но это несерьезные рассуждения. Каких-либо документов, объясняющих, почему при ухудшающемся прогнозе погоды все же решили операцию проводить — нет. Но есть предположения. По-видимому, на свою авиацию изначально не очень-то рассчитывали: с начала войны не было примера хоть одной реально удачной совместной операции надводных кораблей и ВВС. Те единичные случаи, когда самолеты-корректировщики выходили на связь со стреляющим кораблем и давали какую-то информацию о падении своих снарядов, корабельными артиллеристами оценивались пессимистически.

Действительно, ведь весь процесс корректировки, как и наблюдение результатов стрельбы с самолета, носил исключительно субъективный характер и никакими средствами объективного контроля не подтверждался. Более того, артиллеристы иногда пренебрегали выдаваемыми летчиками корректурами и продолжали стрельбу на прежних установках прицела и целика — о чем летчики, естественно, не знали, но с самолета начинали поступать доклады, что снаряды ложатся по цели. А сколько раз было так, что авиация по каким-либо причинам вообще в последний момент отказывалась от выполнения задач? Таким образом, получается, что заведомо известное неучастие ВВС флота в операции не являлось критичным, поскольку на практике от нее ничего и не ожидали. К сожалению, последующие события 1943–1944 гг. во многом подтвердят этот вывод.

Однако вернемся к набеговой операции. Четыре назначенные тральщика вышли из Поти в 4 часа 26 декабря с небольшим запозданием против намеченного срока, а эсминцы покинули эту базу в 19 часов. В 10:52 26 декабря, когда разведывательно-ударная группа находилась в 100 милях западнее Поти, показался самолет-разведчик, который в дальнейшем в течение 3 часов 20 минут вел непрерывное наблюдение за движением группы. За это время с тральщиков сбрасывали глубинные бомбы в районе обнаружения одного или двух перископов, но они не сделали главного — не легли на ложный курс, как это предусматривалось планом. В 14:20 самолет противника скрылся. Полагая, что он вызовет бомбардировщики для атаки тральщиков на разведанном уже курсе, командир дивизиона в 14:35 послал радиограмму в адрес ВВС флота с просьбой выслать авиацию для прикрытия тральщиков — но, естественно, никто не прилетел. В 14:45 В.А. Янчурин донес по радио командиру бригады на «Сообразительный» об атаке подводной лодки и об обнаружении тральщиков самолетом противника.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Борьба за господство на Черном море"

Книги похожие на "Борьба за господство на Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Платонов

Андрей Платонов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море"

Отзывы читателей о книге "Борьба за господство на Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.