» » » » Апулей - Апология, или О магии


Авторские права

Апулей - Апология, или О магии

Здесь можно скачать бесплатно " Апулей - Апология, или О магии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Проза, издательство НФ "Пушкинская библиотека", АСТ, АСТ Москва, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Апулей - Апология, или О магии
Рейтинг:
Название:
Апология, или О магии
Автор:
Издательство:
НФ "Пушкинская библиотека", АСТ, АСТ Москва
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
5-17-024179-8, 978-5-17-024179-8, 5-94643-122-6, 978-5-94643-122-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Апология, или О магии"

Описание и краткое содержание "Апология, или О магии" читать бесплатно онлайн.








…у Феокрита… — Во II идиллии, где подробно изображается любовная ворожба. Левий — латинский поэт нач. I в. до н. э., из сочинений которого сохранились лишь малопонятные отрывки, подобные цитируемому.

31 …Гомер всю чародейную силу приписывал… — Цитируются „Илиада“ (XI, 741) и „Одиссея“ (IV, 229 — о египетской земле), а затем следует вереница намеков на мотивы „Одиссеи“ (IV, 354 сл. — морской бог Протей; XI, 25 сл. — вызывание мертвых; X, 19 сл. — мех Эола с попутными ветрами; IV, 219 — Елена подливает в вино бодрящее зелье; X, 234 — Цирцея обращает людей в свиней) и „Илиады“ (XIV, 214–216 — „прельстительный“ пояс Афродиты). Тривия (букв. „тройная“) — богиня чародейства Геката, обитающая под землей, но отождествляемая с Дианой на земле и Луной в небесах. Меркурий. — Упоминается здесь как бог, сводящий души умерших в Аид. Солация и Портун незначительные римские морские божества.

32 …спутники Менелая, о коих преславный стихотворец повествует

…См. „Одиссея“ (IV, 368–369).

33 …вычитав из какой-то моей книги… — Эта книга не сохранилась. Межбедрие — один из многих неологизмов Апулея.

36 …были у меня предшественники и поименитее… — Аристотель считался основателем науки зоологии, Феофраст и Евдем — его непосредственные ученики, Ликон — ученый той же школы в следующем поколении. Из четырех перечисленных сочинений второе не сохранилось, а четвертое вряд ли является подлинным. Зоологические труды Апулея до нас не дошли. Платоновы преемники. — Апулей ради своей приверженности к платонизму погрешает против истины: все названные философы принадлежали к основанному Аристотелем перипатетическому „преемству“; сам Аристотель некоторое время учился у Платона, но не стал его преемником, а отошел от него, чтобы возглавить новую школу.

37. Стихотворец Софокл — соперник Еврипида… — Известный анекдот, упоминаемый еще у Цицерона („О старости“. 22).

38 …селахия, малакия… — Приблизительный смысл перечисляемых здесь греческих слов: акулы, моллюски без раковин, ракообразные, хрящекостные, моллюски с раковинами, острозубые, земноводные, чешуйчатые рыбы, чешуйчатые рептилии, летучие мыши, перепончатолапые, одинокоживущие, стайноживущие.

39. Квинт Энний. — Цитируется отрывок из несохранившейся поэмы Энния (нач. II в. до н. э.) „Гедифагетика“ (букв. „Сладкоядение“), переложенной с греческого (ст. 3 — по конъектуре Батлера, текст сильно испорчен).

40 …как свидетельствует… Гомер… — См. „Одиссея“ (XIX, 456 — по шраму от раны узнала Одиссея его нянька)

…рыбешку, которую вы именуете морским зайцем… — Морской заяц (греч. „тригона“) считался ядовитой рыбой, так что упоминание его обвинителем — явный след первоначального намерения уличить Апулея еще и в отравлении Понтиана. Для любовной ворожбы тригона не использовалась, но Апулей на всякий случай объявляет породу рыбы не вполне установленной и учеными рассказами старается отвлечь внимание слушателей.

41 …Феофрастово „О тварях кусачих и о тварях грызучих“… — Это сочинение не сохранилось, зато поэма Никандра „Противоядия“ (II в. до н. э.) дошла до нас

…Платон, изрекший… — См. „Тимей“ (59d), хотя Апулей дает здесь не столько цитату, сколько очень приблизительный (зато эффектный) пересказ.

42 …я-де зачаровал… некоего отрока… — Предполагалось, что мальчик был приведен в бессознательное состояние и так сделан посредником между чародеем и всеведущим божеством. Такая практика, как и вообще все виды гадания, предпринимаемые частными лицами, считалась противозаконной (гаданиями ведали специальные жреческие коллегии). Апулей утверждает, что у Талла случился обычный эпилептический припадок, так как даже и обвинитель не говорит, будто имело место гадание, а настаивает только на „колдовской“ причине обморока. Примеры из энциклопедического сочинения Варрона Реатинского „Древности божественные и человеческие“ относятся к его собственному времени, I в. до н. э. Траллы — город в Малой Азии, близ которого шла война римлян с Митридатом Понтийским. Нигидий Фигул — друг Варрона, один из первых римских пифагорейцев (из слов Апулея видно, что подобные действия были противозаконны только номинально: Нигидий не боялся колдовать, Варрон — писать об этом). Марк Катон Младший (Утический) знаменитый борец за республику против Юлия Цезаря, стяжавший репутацию философа-стоика своим демонстративным самоубийством, но не занимавшийся философией в собственном смысле слова. Апулей, по своему обыкновению, исходит из предпосылки, что все порядочные люди — философы уже в силу своей порядочности: отождествление, невыгодное для „неучей-деревенщин“ вроде Эмилиана.

43 …верю Платону… — См. „Пир“ (202е).

44 …представить… пятнадцать рабов. — Четырнадцать из них вызваны по требованию обвинителей как свидетели Таллова припадка, пятнадцатый — сам Талл; далее (47) Апулей оборачивает этот вызов против самих обвинителей. Талла Апулей отослал, вероятно, когда пошли слухи о чародействе.

…погладить по головке… — Иронический намек на посвятительный жест, посредством которого мальчик приобщается к ритуалу (в том числе магическому).

45. Раскаленный камень гагат. — Ср. Плиний, „Естественная история“ (XXXVI, 142): „Черный, гладкий, легкий, похожий на дерево… при обжигании издает запах серы… и позволяет распознать падучую“.

47 …в подражание пятнадцати жрецам… — Имеется в виду коллегия квиндецимвиров, хранившая священные „Сивиллины книги“ и гадавшая по ним во время опасности для государства.

48 …звенит ли у нее в ушах… — Звон в ушах (так наз. „аура“) часто предшествует припадку и еще при Гиппократе считался признаком болезни.

49 …Платон в… своем „Тимее“… — См. „Тимей“ (82а — 86b).

50. Соборная болезнь (morbus comitialis) — одно из названий эпилепсии (потому что если у кого-либо из участников народного собрания — комиций случался припадок, то собрание немедленно прекращалось). Название священный недуг восходит к древнему поверью, что в момент припадка в эпилептика вселяется божество…соединяется с черной желчью… — По мнению античных медиков, в человеческом теле гармонически сочетаются четыре жидкости: кровь, слизь (лимфа), желтая желчь и черная желчь, — от неправильного смешения слизи с черной желчью и возникает падучая болезнь.

51. Да и Аристотель пишет в „Проблемах“… — В этом сочинении (см. коммент. к 36) такого утверждения нет, но оно имеется уже у Гиппократа („О болезнях“, 3). Суждения Феофраста. — Упомянутая книга не сохранилась, но о целебном воздействии линовищ пишет также Плиний („Естественная история“, VIII, 111).

53 …рядом с ларами Понтиана… — То есть в своего рода „красном углу“ Понтиановой библиотеки, где стояли изображения божеств — покровителей дома.

54 …повиновался сновидению… — То есть воле бога, явившегося во сне (ср. „Метаморфозы“, XI)…воссылал богам немую молитву… — вопреки обычаю молиться вслух; немая молитва могла вызвать подозрение, что к богу обращаются с неподобающей просьбой.

55. Надутый ветрами мех. — См. „Одиссея“ (X, 28–55). Таинства Либера. Либер (греч. Вакх, Иакх, Дионис) был центральным божеством орфических мистерий, широко распространенных в античном мире.

56. Мезенций — нечестивый этрусский царь, „враг надменный богов“ („Энеида“, VII, 648)…ежели ты здесь, — оповести меня… — Так Апулей окончательно уворачивается от ответа на вопрос, что же было в свертке. Если этот предмет имел отношение к мистериям, то о нем можно было сказать только соучастнику этих мистерий. Но Апулей так и не сообщает, о каких именно мистериях идет речь (хотя это было дозволительно — ср. выше, о таинствах Либера), поэтому откликнуться на его призыв никто не может. Вероятно, в свертке хранились предметы, не имевшие отношения ни к каким мистериям, но как-то связанные с магией, — иначе Апулею было бы скорее выгодно напрямик вызвать „соучастника“, который тем самым сразу сделался бы свидетелем защиты.

57…по ночам совершал жертвоприношения… — Ночные жертвоприношения совершались подземным богам и были частным лицам воспрещены. В этом пункте своего оправдания Апулей особенно слаб, а потому преимущественно старается опорочить свидетелей обвинения. Улисс… тщетно мечтал разглядеть…“Видеть хоть дым, от родных берегов вдалеке восходящий» («Одиссея», I, 57) Одиссей мечтал, когда томился на острове Калипсо.

59. Подсказчики (номенклаторы) — рабы, памятливые на лица и имена и подсказывавшие хозяевам, как к кому обращаться из встречных…гол подбородком… — В те времена молодые люди обычно носили бородку, а в зрелом возрасте брились: безбородость связывалась в общественном сознании с юношеской порочностью.

60. Продавать дым — давать пустые обещания, мошенничать (фразеологизм).

61 …изображение… похоже на гнусный истлевший труп… — Изображения скелетов в Риме на пирах служили напоминанием о бренности земных услад (ср. Петроний, «Сатирикон», 35), так как это был традиционный облик лемура (см. коммент. к 64). Носить при себе изображение бога-покровителя (покровителем риторов был Меркурий) было обычным делом. Вероятно, обвинители хотели доказать, что Апулей поклоняется какому-то нетрадиционному («колдовскому») божеству, но не могли представить доказательств, — тут Апулей и предъявил своего деревянного Меркурия, твердя, будто это единственное, что у него было.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Апология, или О магии"

Книги похожие на "Апология, или О магии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Апулей

Апулей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Апулей - Апология, или О магии"

Отзывы читателей о книге "Апология, или О магии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.