Протоиерей Иоанн Толмачев - 3.Недели по Троице 1-17
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "3.Недели по Троице 1-17"
Описание и краткое содержание "3.Недели по Троице 1-17" читать бесплатно онлайн.
2. Поскольку надежда истинных христиан на блаженную вечность так несомненна, то она и не посрамит их (Псал. 39:5;[1126] Рим. 8:24[1127]).
Бог поругаем не бывает: Он исполнит Свои обетования (Евр. 4:1[1128]).
Слава истинных христиан
"Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах" (ст.7).
"В сих словах святой апостол Павел под сокровищем понимает неизреченную славу верующих, а под глиняным сосудом — слабость нашего естества и немощь нашей плоти."[1129]
Каждый возрожденный Божьей благодатью христианин носит в сердце своем славу Царства Небесного, эта внутренняя слава совершенно скрыта, пока человек находится здесь на земле, но некогда откроется во всем свете.
Слава истинных христиан.
1. Ее ближайшие свойства.
а) Это сокровище мы носим теперь в глиняных сосудах.
Что под этим понимается? О чем это напоминает нам?
б) Но однако и в глиняных сосудах это сокровище проявляется, как слава:
а. в отношении христиан к временным скорбям и страданиям (ст.8–9[1130]);
b. в их постоянном уподоблении Иисусу Христу (ст.10–11[1131]);
с. в их деятельности о благе ближних (ст.12–13[1132]);
d. в их живой уверенности и уповании на блаженную вечность (ст.14[1133]).
2. Эта слава некогда исполнится.
а) Исполнение это начинается уже здесь.
Оно обнаруживается у истинных христиан через истлевание внешнего и постоянное обновление "внутреннего человека" (ст.16[1134]).
Главным условием к такому внутреннему преуспеванию служат скорби и страдания (ст.17[1135]).
б) Но совершенно исполнится в вечности (ст.18[1136]).
Из несовершенного придет в совершенное, из сокрытого явится в полном свете (ср. Мф.13:43[1137]).
К чему должна побуждать нас истина, что мы носим сокровища благодати в глиняных сосудах?
"Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах" (ст.7).
1. К ободрению для малодушных, чтобы с дерзновением принимать сокровища благодати, когда они предлагаются.
2. К предостережению, чтобы не надмеваться этими сокровищами, а носить их в себе со смирением.
3. К напоминанию о необходимости быть бдительными, как к сосуду, так и к сокровищам.
Образцы церковной проповеди. Наибольшая заповедь. (Ответ законнику на вопрос о заповедях)
В числе других совопросников явился к Иисусу Христу один "законник," или законоучитель, искушая Его и спрашивая: которая из заповедей больше всех в законе? Человек этот, как можно судить по самому его названию, принадлежал к разряду лиц, отличавшихся особенным знанием закона и принимавших на себя обязанность быть его толкователем.
Вопрос, предложенный законником Спасителю, был один из главных вопросов, занимавших в ту пору иудейское общество, и служил выражением тогдашнего настроения умов. Когда, под влиянием фарисейской секты, развилось в народе преувеличенное понятие о важности внешних — обрядовых дел закона, и вместе с этим начал между ними иссякать дух истинного Богоугождения, тогда они, вместо того, чтобы под руководством Богодарованного закона идти путем предположенной для него цели — путем покаянной веры и любви к Богу, и самым опытом изведать его главные и существенные требования, стали вдаваться в излишние и скрупулезные рассуждения о том, какие заповеди в законе имеют больше важности, какие меньше, и среди них выискивать главную заповедь, чтоб на ее исполнении успокоить надежду своей праведности.
Мнения были различны, и по самому направлению, принятому иудеямя, естественно, склонялись более к внешним и формальным предписаниям закона. Например, существовало у многих то мнение, что заповедь о жертвах, как таком деле, которое исключительно совершается в честь Сущего, и составляет именно первую заповедь закона; считались также в числе главных заповедей другие правила обрядности, — закон о хранении субботы, об обрезании, и т. п. Конечно, при этих рассуждениях одни старались выказать свое превосходство над другими в понимании закона, и святая Божья воля делалась, вследствие того, предметом человеческого совопросничества и состязания; между тем, подобные споры не могли не приводить в недоумение и истинных ревнителей закона. Таким образом, отчасти — чтобы найти удовлетворение недоумению, отчасти — чтобы изведатъ мысль Иисуса, законоучитель обращается к Нему со своим вопросом.
Посмотрим теперь, какой дан ему Спасителем ответ. В другом случае, т. е. если бы вопрос был обращен не к такому важному лицу, — это обстоятельство могло бы не заслуживать особенного внимания, но тут Сам Начальник веры и Совершитель спасения дает свой отзыв на вопрос, действительно важный по своему общему содержанию. Что же отвечал Спаситель? "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" (ст.37): это, говорит, есть первая и наибольшая заповедь. Но вслед затем Он присоединяет к ней другую — подобную: : возлюби ближнего твоего, как самого себя (39), и в заключение прибавил, что в сих двух заповедях состоит весь закон и пророки, — то есть сущность всего учения закона и пророков.
Таким образом, Спаситель указал не только первую и большую заповедь закона, но и общее существенное содержание его заповедей, обнимающее собой все остальные без исключения. Все это, по смыслу Его слов, заключается в любви, которая, сосредотачиваясь в любви к Богу, проявляется потом любовью к ближним. Из этого видим, что Спаситель ставит дух и существо закона выше его внешних предписаний, и как Провозвестник благодати Нового Завета, который пишется на скрижалях сердца, указывает для человека высоту нравственного совершенства в его внутренней жизни — в чувстве сердца и вообще в проявлениях духовной жизни. Впрочем, Он не упускает здесь из вида положительных требований закона, и слов Его нельзя назвать каким-либо уклонением от прямого ответа на предложенный вопрос: обе указанные заповеди приведены Им из того же древнего закона, и еще прежде высказаны у Моисея в разных местах (Втор. 6:5;[1138] Лев. 19:18[1139]). Тут показывается, что и ветхий закон не составляет существенной противоположности с Новым Заветом и в коренных положениях своих имеет одну и ту же окончательную для человека цель — утвердить в его душе внутреннее общение с Богом и обратить это для него в предмет первой потребности.
Но где же прямой ответ на вопрос законника, когда Спаситель говорит сначала об одной заповеди, но тут же указывает на две, и в заключение ту и другую из них вместе устанавливает основанием закона и пророков? Которую из них нужно считать главной, и одну ли ее нужно признавать такой? Будем точнее держаться собственных же слов Спасителя. Когда Он приводит заповедь о любви к Богу и говорит, что это есть первая и наибольшая заповедь в законе, то значит, так и нужно понимать ее. На нее даже и нельзя смотреть иначе, судя по самому содержанию этой заповеди и по самой форме ее изложения. Человеку вменяется в обязанность — любить Господа Бога своего всем сердцем своим, всей мыслью. Можно объяснять различным образом эти выражения, так, например, под "сердцем" можно понимать душевную способность чувствований, или, как другие понимают, стремлений, под "душой" способность живых ощущений, или же вообще духовную силу жизни и деятельности, под "мыслью" умственную силу человека. Но во всяком случае выходит то общее замечание, что любовь к Богу должна царствовать над всем, что есть в душе человека, занимать его собой ежечасно и ежеминутно — остается ли тут место для другой какой-либо сторонней любви? После этого можно разве только удивляться тому, каким образом законник, спрашивавший Иисуса, и другие не сознавали всего значения этой обязанности. Единственное на это объяснение мы находим в том вышеуказанном обстоятельстве, что они слишком отдалялись от внутреннего духа служения Богу и всю нравственную деятельность свою сосредотачивали на делах внешности, а потому здесь только и видели для себя правило жизни.
Но почему Спаситель приводит потом другую заповедь закона, считая Свой ответ как бы неоконченным? Он говорит, что вторая заповедь подобна первой — y иудеев были очень извращены и сужены понятия о любви к ближним, которую они ограничивали приязнью к единоплеменникам, и то более внешней, чем внутренней — теперь Христос внушает законнику должное понятие о том, как важна священная обязанность любви к ближним и какого требует к себе внимания. Заповедь о любви к ближним подобна первой — потому что, как и первая, сосредотачивает внимание человека не во внешних, условных отношениях приличия или каких бы то ни было житейских форм, которые часто бывают сухи и холодны, без содержания, а во внутреннем чувстве благорасположенности. Требует от человека таких же чувств бескорыстия и самоотвержения, как первая, наконец, нераздельно с ней соединена при самом исполнении. Только истинная любовь к ближним в человеке может подать твердое и несомненное свидетельство о том, что он любит Бога, потому что здесь человек имеет самое живое и близкое к нему поприще для развития и выражения собственной любви к Богу. "Не любящий брата своего, которого видит, — говорит апостол Иоанн, — как может любить Бога, Которого не видит?" (1 Иоан. 4:20).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "3.Недели по Троице 1-17"
Книги похожие на "3.Недели по Троице 1-17" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Протоиерей Иоанн Толмачев - 3.Недели по Троице 1-17"
Отзывы читателей о книге "3.Недели по Троице 1-17", комментарии и мнения людей о произведении.