Протоиерей Иоанн Толмачев - 1.Неделя Триоди Великопостной.
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "1.Неделя Триоди Великопостной."
Описание и краткое содержание "1.Неделя Триоди Великопостной." читать бесплатно онлайн.
И святой апостол Павел поучает верующих сими словами: «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:12–13). Потому то Господь повелел нам «любить и врагов своих» (Мф. 5:44).
Правда, нелегко для нас такое примирение, горько это нашему самолюбию, — но эту то злую в нас силу и надо сломить, этого то нечистого духа и надо нам изгнать. Ведь самолюбие то и разрушает наше взаимное согласие и расторгает союз нашей любви: оно и посевает между нами ненависть и вражду и вводит нас в худые и пагубные для ближних наших дела. Его то и надо нам убить, убить христианским смирением, сознанием своей виновности и испрошением прощения у оскорбленного нами, или оскорбившего нас брата нашего. Тяжело для нас такое самоунижение, но тяжело только вначале, — a после — о, какою вознаградится неизъяснимою радостью! Тогда как будто рай чувствуется у нас в душе. Тогда можно отнести к нам слова Спасителя: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21).
Необходимое и спасительное правило — испрашивать друг у друга прощение. Дело в том, что мы, как грешники, имеем нужду в очищении своих грехов и потому всегда, и особенно в дни покаяния, должны просить у Бога прощения и оставления грехов и прегрешений наших. A как же мы будем просить об этом? И получим ли от Бога прощение, если наперед сами не простим своих ближних и не испросим у них прощения в своих грехах? Ведь уже мы слышали, на каком условии Господь Бог обещает нам прощение и оставление грехов наших, «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14). Не на этом ли самом условии ежедневно и сами просим у Отца нашего небесного оставления грехов наших?
«Остави нам дóлги наша» (так молимся Ему), «яко же и мы оставляем должникóм нашим» (молитва Господня). A иначе что? Иначе и нам нет отпущения грехов, если мы не прощаем грехов против нас ближних наших. «Если», сказал потом Господь, «не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15). Господь воспрещает нам являться к Нему даже с жертвами и не приемлет от нас даров наших, как скоро мы не исторгли из сердца ненависти к ближнему и не примирились друг с другом. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–24).
Видите, братие, Господь и дары, и жертвы наши приемлет только тогда, когда мы в согласии и мире с ближними нашими. A какой от нас лучший дар Господу, как не подвиг поста и молитвы? Какая от нас важнейшая и благоприятнейшая Ему жертва, как не покаяние, не сокрушенное исповедание грехов, по слову Давида: «жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:18–19).
Судите же теперь, сколь важно и необходимо для нас взаимное примирение и прощение друг другу прегрешений наших, когда мы, вступая в постный и молитвенный подвиг, готовимся приносить Господу Богу покаяние и просить у него прощения и оставления грехов наших. Без примирения и прощения друг с другом, и сами не получим прощения от Бога, останемся как и были, грешниками и пойдем (чего Боже сохрани!) с грехами своими в вечность. А, напротив, сколько спасительно примирение и взаимное друг другу прегрешений прощение! За это обещается нам от Бога прощение и оставление прегрешений наших. Этим мы приобретаем мир в совести нашей и дерзновение к Богу. Примирившись друг с другом, — о, как приятно будет нам вступить в дни покаяния! С какой надеждой и упованием на милосердие и любовь Божью мы тогда «приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16).
Что после этого сказать, братия? Восхищаться ли нам временами минувшими, скорбеть ли о времени настоящем? Восхвалять ли обычаи и правила предков, осуждать ли обычаи и правила наши? Да, далеко, далеко непохожи стали мы на своих предков. О, как они были благочестивы и боголюбивы! Как хорошо понимали и как верно исполняли святые христианские обязанности! С какой точностью соблюдали и священное церковное правило взаимного примирения и прощения при вступлении в Святую Великую Четыредесятницу! Каждый обязанностью считал первее испросить прощение и благословение у своего духовного отца, потом проститься с родителями и сродниками и знакомыми. Святой обычай этот был тогда всеобщий! A ныне? Ныне он у многих считается уже лишним, ныне соблюдают его едва одни простолюдины. Так изменил у нас все настоящий век! Так ослабевают все почти правила и обычаи христианские в наше время!
Братия! «Не сообразуйтесь с веком сим» (Рим. 12:2),[333] но «стойте в вере» (1 Кор. 16:13)[334] и «держите предания, которым вы научены» (2 Фесс. 2:15);[335] соблюдайте благочестивые обычаи и христианские правила, которым следовали наши добрые и благочестивые отцы. Верьте, что взаимное примирение и прощение друг другу грехов есть существеннейшее качество и важнейшая обязанность христиан, и что «благодать дается» от «Бога» только «смиренным» (1 Петр. 5:5),[336] и отпущение грехов кающимся (Лук. 24:47).[337] Боже наш, слава Тебе.
Основы и средства оправдания
Быстро подвинулась к нам Святая Четыредесятница, как время необходимого покаяния и очищения, в течение которого мы должны очистить и душу, и тело, чтобы сделаться достойными соединения со Христом. Как бы чувствуя это, князь мира сего с своей стороны делает все усилия, чтобы возможно больше отягчить наши души и телеса всевозможными прегрешениями, и с этою целью особенно ревностно раскидывает сети всяких искушений, желая отвлечь нас от возвышенных помыслов в суете и наслаждениям греховного мира. По давнему обычаю, сохранившемуся от времен язычества, сырная или подготовительная к Великому Посту неделя превращается в период дикого разгула, в течение которого дается полный простор всевозможным страстям — как бы с целью удовлетворить их до полного пресыщения. И в это именно время роковой разлад между духом и телом достигает наивысшего развития; дух усиленно пытается освободиться от гнета низменных страстей, чтобы подняться на высоту созерцания бесконечного идеала, a тело неудержимо льнет к этим страстям и хочет как бы всецело отдаться им навсегда.
Борьба для немощной натуры весьма сомнительная и опасная. Для многих она грозит падением и гибелью. Но именно в это опасное время и является к нам на помощь Святая Церковь, которая своими молитвословиями, чтениями и песнями поддерживает дух и не дает ему окончательно пасть в опасной борьбе. Напоминая ему о высшем назначении человека, она не только предостерегает его от увлечений страстями, указывая на предстоящий страшный суд, на котором бесконечная справедливость воздаст каждому по делам его, но и предлагает надлежащие средства для противодействия искушениям и соблазнам. Начертав в прошлом евангельском чтении картину страшного суда, Святая Церковь предлагает теперь нашему вниманию уяснение тех основ и средств, руководясь которыми мы можем достигнуть оправдания и таким образом избавиться от приговора, произнесенного над левой половиной человечества.
Христос Спаситель, только что изложив пред тем молитву Господню, как образец всякой молитвы, нашел благовременным сделать затем несколько разъяснений и дополнений к ней. Одним из существенных прошений в ней является прошение: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.» Разъясняя эту мысль, Спаситель говорит затем: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф.6:15).
В этих словах высказана глубочайшая тайна оправдания человека пред Богом. Это отнюдь не произвольное условие, a результат вечных законов нравственного миропорядка. Человек немощен по своей природе и грешен по своим делам; поэтому он находится в неоплатном долгу перед бесконечной безгрешностью Отца Небесного. Но по Своему милосердию Отец Небесный не требует от нас полного очищения наших грехов перед бесконечным правосудием. Он готов простить их нам, и условием ставит лишь одно, чтобы мы сами прощали своим ближним совершенные ими прегрешения по отношению к нам, т. е. неоплатный долг отпускает нам взамен отпущения нами ничтожного долга, лежащего на наших ближних. Отсюда, такое прощение является самым верным и безошибочным показателем нашего собственного настроения. Если мы, прося у Бога прощения наших бесконечных согрешений, сами в свою очередь не хотим простить ничтожных прегрешений наших ближних, то значит — мы каемся неискренне и, так сказать, хотим обмануть Самого Отца Небесного. Нет таковым оправдания и прощения, и они примут должное наказавие от правосудия Божьего, как принял его тот бессердечный должник, который, сам только что получив от своего господина прощение громадного долга, не хотел простить своему собственному должнику бывшего за ним и ничтожного долга.[338]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "1.Неделя Триоди Великопостной."
Книги похожие на "1.Неделя Триоди Великопостной." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Протоиерей Иоанн Толмачев - 1.Неделя Триоди Великопостной."
Отзывы читателей о книге "1.Неделя Триоди Великопостной.", комментарии и мнения людей о произведении.