Алексей Радзиевский - Танковый удар

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Танковый удар"
Описание и краткое содержание "Танковый удар" читать бесплатно онлайн.
В труде на большом фактическом материале анализируется опыт применения танковых армий в наступательных операциях Великой Отечественной войны. Раскрываются предпосылки создания танковых армий, их организационная структура и боевые возможности, вопросы подготовки операций, ввод армий в сражение и действия в оперативной глубине. Большое место уделено искусству управления танковыми войсками. Рассмотрены вопросы поддержания и восстановления боеспособности танковых армий.
Книга рассчитана на офицеров и генералов Советской Армии и всех тех, кто интересуется военной историей.
Книга содержит много таблиц. (DS)
Начала страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->. (DS)
Поэтому не случайно самые высокие абсолютные потери в танках и САУ, как это видно из приложения 4, были в Белгородско-Харьковской операции, где 1-й танковой армии пришлось участвовать в завершении прорыва обороны противника, вести борьбу за сильные опорные пункты, отражать контрудары мощной танковой группировки врага, а также в Проскуровско-Черновицкой операции, когда продолжительность боевых действий составила более месяца. К тому же в том и другом случае армия вводилась в сражение фактически по частям и в разное время. Следовательно, вместо сильного танкового удара действия сводились к многочисленным танковым атакам. Этим же объясняется тот факт, что максимальные среднесуточные потери зафиксированы во 2-й танковой армии в Орловской операции.
Большие потери, как свидетельствуют данные, армии несли на первом этапе операции. Если среднесуточный выход из строя танков и САУ во Львовско-Сандомирской операции, например в 3-й гвардейской танковой армии, составлял 7%, то на первом этапе (15–18 июля 1944 г.) он достиг 8,6%, а на третьем (28 июля — 29 августа 1944 г.) — в ходе преследования — снизился до 6,3%. Примерно аналогичной была картина в Висло-Одерской и в ряде других операций.
Наивысшие потери были при ведении боевых действий в городе. 3-я танковая армия, например, при подходе к Харькову (январь 1943 г) насчитывала 378 танков, вышла из боя в городе, имея 98 танков242.
Боевые потери от артиллерийского огня противника колебались от 58,8 до 94,8%, от ударов авиации — от 0,5 до 17,7%, от подрыва на противотанковых минах — от 2 до 14%, от фаустпатронов — до 24% (табл 23). Причем если по данным наступательных операций Советской Армии включительно по 1944 г. безвозвратные потери танков и САУ от огня артиллерии составляли 16% всех подбитых машин, то начиная со второй половины 1944 г. потери от кумулятивных снарядов и фаустпатронов повысились до 30–80%. На основании статистических данных потери танков и САУ от огня артиллерии при применении кумулятивных снарядов распределялись следующим образом: безвозвратные потери до 30%, требующие капитального ремонта — около 15%, среднего ремонта — 25%, текущего — 30%.
Таблица 23. Распределение боевых потерь танков и САУ в наступательных операциях танковых армий
Операции Армии Потери, % от артиллерийского огня от подрыва на минах от авиации от фаустпатронов от прочих причин Орловская 2 ТА 76 14 10 — — 4 ТА 68,5 8 17,7 — 5,8 Киевская 3 гв. ТА 94,8 2 0.5 — 2,7 Львовско-Сандомирская 3 гв. ТА 80 6 14 — — 4 ТА 91,8 3 3,4 — 1,8 Висло-Одерская 3 гв. ТА 88,5 2 9,5 — — 1 гв. ТА 63,1 5.3 10,5 20 1.1 2 гв. ТА 79,5 2 1.5 — 17 4 ТА 78,5 9,5 1 6,2 4,8 Берлинская 2 гв. ТА 58,7 5,8 6,6 24 4,9 3 гв. ТА 67,1 6,6 10,3 16 —Потери по типам машин распределялись так: танков — до 65%, самоходных артиллерийских установок — до 45% от общих, причем наибольшие безвозвратные потери были у средних танков — до 39%, у тяжелых — до 31% и наименьшие — у самоходных артиллерийских установок — до 20%. По техническим причинам танки и самоходные артиллерийские установки выходили из строя: из-за естественного технического износа — до 67%, из-за плохой технической эксплуатации — до 35%, по вине промышленности — до 25%.
Приведенная статистика позволяет еще раз отметить, что большинство качественных показателей потерь зависело от характера боевого применения бронетанковых войск и условий использования. Надежное огневое подавление противника, совместные действия танков с пехотой, инженерными войсками, предоставление необходимого времени на техническое обеспечение, высокий уровень квалификации механиков-водителей выступали в своей совокупности как факторы, способствующие сокращению потерь в операции.
Опыт минувшей войны показал, что не менее 60% боевых машин при подготовке операции и 85–90% боевых машин в ходе наступления прибывало на пополнение после ремонта. Следовательно, восстановление танков и САУ являлось главным источником восполнения потерь. В этих условиях перед танкотехнической службой стояли две главные задачи: восстановление боевых машин и проведение профилактических мероприятий. Основная же цель заключалась в повышении живучести техники. Это достигалось большой организаторской работой всех органов руководства с учетом конкретной обстановки и условий боевых действий, героизмом советских воинов и трудом личного состава тыловых частей и подразделений.
Планирование технического обеспечения операции начиналось, как правило, с момента получения командующим армией задачи и доведения ее до помощника командующего армией по технической части, работа которого включала: принятие решения и разработку плана технического обеспечения, подготовку средств ремонтно-эвакуационной службы к работе, проведение мероприятий по организации правильной эксплуатации материальной части. Решение помощника командующего по технической части основывалось на расчетах: предполагаемых потерь, средств, потребных для восстановления материальной части, наличных производственных возможностей, необходимого количества средств усиления, агрегатов и запасных частей для ремонта.
Организаторская работа по техническому обеспечению, осуществляемая практически непрерывно, особенно широко развертывалась с первых дней выхода танковой армии в резерв. В этот период в соединениях армии усилия всех ремонтно-восстановительных сил и средств, экипажей танков направлялись на быстрейшее приведение в порядок имеющейся материальной части. С механиками-водителями проводились специальные занятия по совершенствованию их знаний по эксплуатации машин в конкретных условиях обстановки. Для выявления и устранения неисправностей все танки и самоходные артиллерийские установки подвергались тщательному планово-предупредительному осмотру. Одновременно организовывались: обмен опытом по техническому обеспечению прошедшей операции, обучение экипажей эксплуатации машин с учетом времени года и особенностей театра военных действий, повышение технической квалификации, доукомплектование ремонтных и эвакуационных частей и подразделений, ремонт техники и т. д. Об эффективности проводимых мероприятий свидетельствует, например, тот факт, что ремонтные части 4-й гвардейской танковой армии под руководством инженер-полковника В. М. Ляпишева накануне Берлинской операции восстановили более 200 боевых машин243. В 1-й танковой армии накануне Белгородско-Харьковской операции было отремонтировано 1215 автомашин244.
При решении задач по подготовке материальной части к операции воины-ремонтники проявляли высокое мастерство и изобретательность. Так, при подготовке к заключительной операции войны солдаты и офицеры ремонтно-восстановительного батальона 1-й гвардейской танковой армии (командир батальона — инженер-подполковник А. А. Шабохин) проявили находчивость и смекалку в изготовлении пальцев траков непосредственно в армии: разыскали сталь нужного размера и качества, головки штамповали вручную и слегка закаливали. Всего было изготовлено около 30 тыс. штук пальцев. В результате этого к началу операции на всех танках изношенные пальцы были заменены самодельными; кроме того, имелось по 20 штук запасных245. Большую изобретательность проявили и воины-ремонтники 2-й гвардейской танковой армии, готовясь к Висло-Одерской операции. Дело в том, что в связи с наступившими морозами перед танкистами встал вопрос: как в условиях зимы сохранить боеготовность машин, добиться немедленного запуска двигателей без затрат моторесурсов на их прогрев. В 12-м гвардейском танковом корпусе этот вопрос решили довольно быстро — рядом с танковыми окопами был оборудован зимний бокс. Он представлял собой яму глубиной 3 м с укрепленными боковыми стенками и перекрытым бревнами верхом с пологим входом-спуском, который закрывался сплетенными из соломы матами. В боксах под «тридцатьчетверками» устанавливались танковые обогревательные печи, что позволяло постоянно поддерживать в танке плюсовую температуру (8–12° выше нуля) и немедленно запускать двигатель. Выйдя из бокса-блиндажа в боевой окоп, танк мог вести огонь или двигаться вперед для проведения атаки. Эти сооружения помогли сохранить моторесурсы для предстоящего наступления.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Танковый удар"
Книги похожие на "Танковый удар" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Радзиевский - Танковый удар"
Отзывы читателей о книге "Танковый удар", комментарии и мнения людей о произведении.