Александр Больных - Трагедия ошибок

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Трагедия ошибок"
Описание и краткое содержание "Трагедия ошибок" читать бесплатно онлайн.
Очередной том сериала "Морские битвы Первой мировой"
посвящен операциям на Средиземном, Черноморском и Балтийском театрах военных
действий, и Балтийском театрах военных действий, и свое название — "Трагедия ошибок"
— он получил недаром. Сотни кораблей английского, немецкого, российского,
французского, итальянского, австро-венгерского и турецкого флотов гонялись друг за
другом, сходились в бестолковых стычках, палили из всех орудий без единого попадания,
подрывались на собственных минах… Несоразмерность затраченных сил и полученных
результатов невольно заставляет вспомнить выражение "пальба из пушек по воробьям".
Так трагедия ошибок или все-таки комедия? Об этом судить читателю. Книга снабжена
большим справочным аппаратом и станет настоящим подарком для всех любителей
военной истории.
затоплен кормовой отсек, но в целом повреждения оказались невелики.
В 11.00 линейный крейсер прошел последнее минное заграждение, и лоцман был
отпущен. Кренясь на левый борт, "Гебен" добрался до мыса Нагара, где капитан спутал
буи и отдал неверный приказ рулевому. В 11.32 "Гебен", имея ход 15 узлов, крепко сел на
мель. Он оказался в довольно опасном положении. Неприятель мог обстреливать корабль
перекидным огнем из залива Сарос, атаковать его с помощью подводных лодок и
самолетов. Поэтому туркам пришлось привлечь все наличные миноносцы, чтобы
организовать ПЛО. Сюда же были подтянуты все свободные зенитные орудия и самолеты.
На берег с "Гебена" была послана группа корректировщиков под командой старшего
артиллериста линейного крейсера. Предполагалось организовать стрельбу "Гебена" по
вражеским кораблям в заливе Сарос.
Вечером 24 января англичане провели нерешительный обстрел "Гебена". Судя по
всплескам, они использовали орудия калибра 102–152 мм. Турецкие береговые батареи
ответили на огонь, но в темноте никто из противников успеха не добился.
На "Гебене" началась перегрузка боезапаса с носа в корму. Для стягивания с мели в
помощь машинам завели 2 адмиралтейских якоря, но попытка провалилась. Из
Константинополя прибыли почти все корабли турецкого флота. 21 января в 18.15 пришел
броненосец "Торгуд Рейс", который тоже пытался стянуть линейный крейсер с мели. Но
тяжелый корабль не двигался.
Англичане начали интенсивные бомбардировки "Гебена" с воздуха. Налеты проводились
и днем, и ночью. Особенно неблагоприятны для немцев были утренние часы. Мачты
"Гебена" торчали над пеленой тумана, ползущего над водой, но артиллеристы не видели
ничего. Команде оставалось лишь напряженно вслушиваться в жужжание моторов и ждать
разрыва бомбы. Хотя англичане сбросили огромное количество бомб (немцы насчитали
180 штук), в целом операция закончилась провалом. В "Гебен" попали только 2 бомбы. 22
января в 11.48 одна бомба попала в заднюю трубу и сделала в ней пробоину диаметром 3
метра. 23 января вторая бомба попала в ящик противоминных сетей левого борта.
Согласно сообщению газеты "Тайме" от 30 марта 1918 года, англичане провели 276
налетов и сбросили 15,4 тонны бомб. Особенно сильные надеты имели место 23 января.
Боевой дневник "Гебена" говорит:
"С 10.00 до 10.18 воздушная тревога, 6 самолетов сбрасывают бомбы. С
10.20 до 10.30 — 2 самолета сбрасывают бомбы. С 11.00 до 11.11 — 4
самолета сбрасывают бомбы. С 11.45 до 12.0–8 самолетов сбрасывают
бомбы. С 14.40 до 15.05 — 8 неприятельских самолетов сбрасывают бомбы.
В 14.45 неприятельский самолет сбит германским истребителем. С 17.07 до
17.21 — 4 самолета сбрасывают бомбы. С 20.08 до 20.43 — 3 самолета
сбрасывают бомбы. С 21.00 до 22.02 — 1 самолет сбрасывает бомбы".
Но, как мы видели, все эти атаки были напрасными. После первых неудачных попыток
снять "Гебен" с мели "Торгуд Рейс" ушел в Константинополь для пополнения запаса
угля. Немцам крупно повезло, что "Гебен" сел на песчаную банку и почти не повредил
днище. Теперь он пытался размыть песок работой винтов. 25 января снова пришел
"Торгуд Рейс". Его решили отшвартовать кормой у правого борта "Гебена" и попытаться
работой обоих винтов размыть банку. Несмотря на сильный ветер и течение, броненосец к
23.00 закончил швартовку. Машины "Торгуд Рейса" работали всю ночь. Промеры
показали, что глубина под килем "Гебена" постоянно увеличивается.
26 января в 10.00 была сделана еще одна попытка стащить линейный крейсер с мели. Его
тащили "Торгуя Рейс" и несколько буксиров. "Гебен" дал полный ход назад, но его лишь
развернуло на 13" в сторону и накренило на правый борт. Это показывало, что песок
начал разрыхляться. "Торгуд Рейс" снова отшвартовался у борта "Гебена" и начал
работать винтами. В 16.00 наблюдатели сообщили, что струя от правого винта броненосца
пробила проход под килем "Гебена" и видна с противоположного борта. Тогда по 2
буксира отшвартовались с каждого борта "Гебена", а броненосец начал тянуть в
направлении правой раковины. "Гебен" несколько раз дернулся, повернулся на месте и в
17.47 наконец сошел с мели. После этого он сразу направился в Константинополь. 27
января оба корабля с развевающимися стеньговыми флагами встали на якорь в Босфоре.
Еще одну безуспешную попытку предприняли с помощью подводной лодки. Ближайшей
лодкой союзников была Е-14 на Корфу. Когда 28 января она появилась у Нагары, цель,
увы, пропала. Зато сама лодка была обстреляна береговой артиллерией в Кум-Каче и
потоплена.
Тем не менее, "Гебен" был так тяжело поврежден, что до конца войны совершил лишь
один выход в море. Корабль отправился в оккупированный германскими войсками
Севастополь для большого ремонта, который закончился как раз вовремя, чтобы вернуться
в Константинополь в ноябре 1918 года до капитуляции. Но это произошло уже через 4
года после того, как "Гебен" и "Бреслау" стали косвенной причиной еще одного
катастрофического поражения британского флота в ноябре 1914 года. Правда, случилось
это за полмира от Дарданелл, у берегов Чили.
Оргвыводы последовали незамедлительно. Адмиралтейство немедленно отстранило от
должности Хейес-Садлера. Его заменил контр-адмирал Сесил Ламберт, занимавший до
этого пост Четвертого Морского Лорда. Хотя эта новая оплеуха Королевскому Флоту была
не менее оскорбительной, чем знаменитое бегство в 1914 году, на сей раз пресса
отреагировала достаточно спокойно. Гораздо больше вспоминали именно события начала
войны. Теперь ее исход был уже предрешен, и волноваться попусту не имело смысла.
Операция по большому счету — оказалась безрезультатной. После непродолжительной
паники англичане успокоились и не стали вызывать к Дарданеллам дополнительные
корабли. Впрочем, здесь они тоже обманули сами себя, значительно преувеличив масштаб
повреждений "Гебена".
Лазурная Адриатика
Бессмысленный флот
Именно это определение следовало бы дать Императорскому и Королевскому австро-
венгерскому флоту в описываемый нами период. Не бессильный и не бесполезный, как
раз с этим-то у австрийцев все было в порядке, а именно бессмысленный. Таким его
сделала сложившаяся стратегическая ситуация. Она не предусматривалась никакими
оперативными планами австро-венгерского штаба. Впрочем, если бы адмиралы и
попытались изобрести хоть какой-то разумный метод действий, найти реально
выполнимые цели — вряд ли это им удалось бы. Ведь последние полвека флоты
союзников по Тройственному Альянсу — Италии и Австро-Венгрии — занимались
увлекательнейшим делом: готовились к войне друг с другом.
Удивляться этому не приходится. Италия и Австрия всего лишь за 20 лет ухитрились
трижды повоевать между собой — в 1848, 1859 и 1866 годах. Именно в боях с
австрийскими войсками и родилось Королевство Италия. Чтобы забыть такое, требуется
много времени. Кроме того, Австрия даже в проигранной войне 1866 года (правда,
разгромили австрийцев все-таки пруссаки, а не итальянцы) сумела нанести итальянскому
флоту унизительное поражение при Лиссе. Сейчас Италия никак не могла окончательно
определиться между двумя направлениями экспансии. Часть политиков стояла за
создание собственной колониальной империи в Африке, что вело к столкновению с
Францией и Турцией. Другие ратовали за возвращение "исконных" территорий,
оставшихся во власти Австро-Венгрии (Триест). Когда в 1881 году Италия
присоединилась к Двойственному Союзу, выбор был сделан в пользу колоний. Именно
для этой цели и строился большой флот.
Австрия в 1879 году заключила союз с Пруссией, чтобы совместными усилиями
нейтрализовать русскую угрозу. Присоединение Италии к этому союзу стало крупной
дипломатической победой Вены. Бывший враг превращался в союзника, хотя австрийцы
никогда до конца итальянцам не верили. Возглавляли сомневающихся начальник
генерального штаба Конрад фон Гётцендорф и эрцгерцог Франц-Фердинанд. И ведь
оказались правы! А пока что Австрия могла целиком сосредоточиться на развитии армии,
забыв о дорогостоящих бронированных мастодонтах.
Отметим еще несколько любопытных особенностей австрийского флота. Еще в 1865 году
было ликвидировано Морское министерство, и руководство флотом было передано
морскому отделу (Marinesektion) Военного министерства. Двуединая монархия была
многонациональным государством, что создавало дополнительные проблемы. В 1914 году
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Трагедия ошибок"
Книги похожие на "Трагедия ошибок" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Больных - Трагедия ошибок"
Отзывы читателей о книге "Трагедия ошибок", комментарии и мнения людей о произведении.