Хью Кеннеди - Великие арабские завоевания

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Великие арабские завоевания"
Описание и краткое содержание "Великие арабские завоевания" читать бесплатно онлайн.
Самая молодая мировая религия ислам, едва зародившись, начала решительным образом влиять на расстановку сил в разных странах на разных континентах.
За пятнадцать лет, прошедших после смерти пророка Мухаммеда в 632 году, его последователи покорили все центры древней цивилизации Ближнего Востока. А в следующем столетии мусульманские армии продвинулись до границ Китая с одной стороны и до границ Франции - с другой.
Мусульмане с легкостью разорвали тысячелетние торговые, культурные, религиозные и политические узы, связывавшие южный и северный берега Средиземного моря, - и создали уникальную империю, основанную лишь на единых религиозных принципах.
Феномен объединяющей силы ислама, скорости его распространения и его успеха исследует в этой увлекательной книге Хью Кеннеди.
Живое, динамичное описание одной из интереснейших эпох мировой истории!
«Times»
Хью Кеннеди сочетает глубокие знания ученого с талантом прирожденного писателя!
«Sunday Times»
Во имя Господа, милостивого и милосердного! Вот заверение в безопасности (аман), которое слуга Господа Умар, повелитель правоверных, дает жителям Иерусалима. Он обещает безопасность им самим, их имуществу, их церквям, их крестам, больным и здоровым в городе, и всем обрядам их веры. Церкви не будут заняты мусульманами и не будут уничтожены. Ни им, ни земле, на которой они стоят, ни их имуществу не будет ущерба. Не будет насильственного обращения. Ни один иудей не будет жить с ними в Иерусалиме.
Народ Иерусалима должен платить подати (джизья), подобно жителям других городов, и должен изгнать византийцев и разбойников. Те из жителей Иерусалима, которые пожелают уйти с византийцами, взяв свое имущество и покинув свои церкви и кресты, будут в безопасности, пока не достигнут своего убежища. Сельские жители, укрывшиеся в городе от войны, могут остаться в городе, если согласятся платить подати как горожане. По желанию они могут уйти с византийцами или вернуться к своим семьям. У них ничего не возьмут до первого урожая.
Если они будут платить подати, как обязались, то условия, изложенные в этом письме под заветом Господа, на ответственности Его Пророка, халифов и правоверных[32].
Далее приводится список свидетелей, в том числе Халида ибн аль-Валида, Амра ибн аль-Аса и будущего халифа Муавийи ибн Аби Суфйана. Действительно ли текст передает соглашение с Умаром или это древняя подделка, с точностью сказать нельзя, но он дает четкое представление об отношении мусульман к новым христианским подданным. Тот факт, что он подписан именем Умара, безусловно, добавляет ему весомости и авторитета. Упор на безопасность религии не удивляет, учитывая особый статус Иерусалима. Гораздо удивительнее заверение, что в городе не позволено будет селиться иудеям. Этот запрет был особенностью римского закона, и тот факт, что мусульманский источник подтверждает его, говорит о том, что христиане сумели провести свою линию в переговорах. Любопытны некоторые статьи, которые бросают свет на обстоятельства жизни города. Разрешение на отъезд греческих чиновников указывает на эмиграцию высших слоев общества и управленцев, а статья о сельских жителях, оказавшихся в городе, явно отражает современные обстоятельства.
Умар лично посетил город. Наиболее полный отчет о его визите представлен в хронике араба-христианина Сайда ибн аль-Батрика, известного также под христианским именем Евтихия Александрийского. Он писал в XI веке, но сохранял традицию, подчеркивавшую, что Умар обеспечил безопасность христиан в Святом Городе. Согласно его описанию, Софроний приветствовал Умара при въезде в город, и горожанам были даны гарантии сохранности их имущества и свободы религиозных обрядов. Когда настало время молитвы, патриарх предложил халифу помолиться в церкви Гроба Господня, но Умар отказался, сказав, что в этом случае мусульмане станут видеть в ней свою святыню и она будет потеряна для христиан. Затем он составил документ, в котором мусульманам запрещалось молиться в притворах церквей, и в результате церкви с тех пор оставались в руках христиан. Затем Умар потребовал выделить участок для постройки мечети, и патриарх за руку отвел его на гору, где когда-то стоял храм Ирода. Повествование явно составлено с целью закрепить статус иерусалимских христиан непререкаемым авторитетом самого халифа Умара.
Согласно арабской традиции, Умара направлял некий Кааб ибн Абхар, обращенный в ислам еврей, который якобы ввел в новую религию множество иудейских рассказов и преданий. В ответ на вопрос халифа Кааб предложил в тот день обратиться для молитвы к скале, выдававшейся в центре площадки, однако Умар отверг его предложение, пояснив, что для этой цели Господь назначил Каабу в Мекке. Умар отлично знал, что на этом участке стоял великий храм иудеев, разрушенный римлянами после великого восстания иудеев в 70 году н. э. и в византийские времена остававшийся грудой щебня. Он сам подал пример, начав расчищать площадку, и другие присоединились к нему. Возможно, он приказал выстроить там простое здание для молитвы. Известно, что паломник из Европы, христианин Аркульф, посетивший Иерусалим после мусульманского завоевания, но до начала строительства мечети в 685 году, нашел, что это место почитается мусульманами. По этой причине Купол Скалы иногда ошибочно называют мечетью Умара (или Омара).
К 640 году вся Сирия, за исключением одного-двух прибрежных городов попала под власть мусульман. Северной границей мусульманских владений стала Антиохия, древний город Кирхус и Манбидж. Здесь поставили гарнизон, а местные жители с радостью доносили мусульманам о приближении византийских войск. Впрочем, в тот момент византийцы были слишком обескуражены поражением, смертью в 641 году императора Ираклия и последовавшей за ней борьбой за императорский титул, чтобы предпринимать попытки контрударов.
Окончательное завоевание Сирии открыло мусульманским армиям путь через Евфрат и начало завоевания Джазиры. Арабское слово «джазира» означает «остров», но начиная с VII века этот термин применялся для обозначения «острова» между Тигром и Евфратом на территории современных Сирии и Ирака. С севера Джазиру ограничивали горы Антитавр на юго-востоке от Анатолии. Граница шла примерно параллельно современной границе Турции. Ландшафт там представляет собой более или менее плоские открытые равнины и пустыни. Историк более позднего времени отмечает: «Джазира сильно напоминает Средиземноморье — море степей, разделенное архипелагами речных долин и холмов, неравномерно заселенное по берегам». Эту местность объединяет характер ландшафта, сообщение здесь легкое и быстрое, но ко времени мусульманского завоевания район был разделен между Византией на западе и землями Сасанидов на востоке. Граница проходила близ древнего города Нисибия, примерно соответствуя современной сирийско-иракской границе. Это разделение предопределило пути завоевания Междуречья: мусульманские силы с запада захватывали земли Византии, войска из Ирака занимали бывшие Сасанидские владения на востоке.
В речной долине находилось множество древних городов. Самым знаменитым среди них была Эдесса, один из центров древнего христианства. По преданию, в I веке н. э. царь Абгар стал первым из монархов, принявших христианство. Главный собор, ныне полностью разрушенный, был одним из величайших христианских сооружений на Востоке. Город был и важным политическим центром — Ираклий обосновался в нем в конце сирийской кампании.
Завоевание Джазиры стало важной фазой консолидации исламских владений в Плодородном Полумесяце. Если бы она осталась в руках византийцев, то представляла бы постоянную угрозу Сирии и Ираку. Несмотря на ее стратегическое значение и древность ее городов, завоевание Джазиры весьма лаконично описывается в арабских источниках, и все они уделяют больше внимания условиям капитуляции, нежели ходу военных действий. Большинство сходится в том, что армию завоевателей возглавлял Ийяд ибн Ганам, получивший приказ халифа Умара вести армию сирийских арабов за Евфрат. Согласно одному сообщению, с ним было всего 5000 человек, но, несмотря на такую малую численность, он не встретил серьезного сопротивления. По-видимому, уход имперской армии византийцев не оставил местному населению иного выхода, как соглашаться на относительно легкие условия капитуляции, предлагавшиеся арабами. Даже Амида (Дийарбакр) с могучими городскими стенами, славой древней и средневековой военной архитектуры, кажется, сдалась без боя, как и мощная крепость, построенная византийцами в Даре в VI веке для отражения атак персов. Эдесса быстро капитулировала на условии, что христиане сохранят свои соборы, но не станут строить новых церквей и не окажут помощи врагам мусульман. ГЬрод Ракка на Евфрате тоже пал после короткого сопротивления. Точный маршрут армии Ийяда, обходившей провинцию и принимавшей покорность малых городов, неизвестен, но можно предположить, что он совершил марш по древней дороге, уводившей в Армению, прежде чем остановиться в Битлисе. Затем он вернулся в Сирию, где и умер.
Сирия была завоевана арабскими армиями, набранными в Хиджазе. Однако это не привлекло потока иммигрантов из Аравии. Курайшиты и их союзники, составлявшие мусульманскую элиту, хорошо знали Сирию и хотели сохранить контроль над ее ресурсами. Они не желали делиться с массой нищих бедуинов. Вместо того им предложили переселяться в Ирак. Как сказали бы в британской армии, Сирия предназначалась для офицеров, Ирак — для рядовых. В Сирии не основывали новых мусульманских городов, как позднее в Ираке и Египте. Все важные города мусульман приобрели свое значение еще в римские времена (хотя некоторые из них, такие как Скифополь, при исламе пришли в упадок и практически исчезли). Кажется, одно время намеревались основать новый город в Джабийе на Голанских высотах, в старом летнем лагере Гассанидов. Именно здесь халиф Умар встречался с предводителями победоносных армий, когда посещал Сирию. Однако Джабийя осталась тем, чем была, — просто местом временной стоянки: там не выстроили мечети и дворца для правителя, не отвели участков разным племенам. Мусульмане, очевидно, предпочитали селиться в уже существовавших городах. Мы видели, как для них выделили дома в Хомсе. В Халкисе и Алеппо за городскими стенами бедуины основали собственные поселения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Великие арабские завоевания"
Книги похожие на "Великие арабские завоевания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Хью Кеннеди - Великие арабские завоевания"
Отзывы читателей о книге "Великие арабские завоевания", комментарии и мнения людей о произведении.