Евгений Харитонов - Мелодии иных миров
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мелодии иных миров"
Описание и краткое содержание "Мелодии иных миров" читать бесплатно онлайн.
Харитонов Евгений
Мелодии иных миров
Евгений ХАРИТОНОВ
Мелодии иных миров
Музыкальная тема в фантастике - предмет, в некоторой степени освоенный литературоведами. А вот фантастическая тема в музыке - явление малоизученное. Поэтому сегодняшнюю статью можно считать лишь попыткой очертить границы проблемы. Автору пришлось создавать собственную систематику, дабы предложить читателям хоть какие-то координаты. Естественно, и статья, и сама тема открыты для обсуждения.
Фантастическое как способ мышления и мировидения присуще практически всем видам искусства. Фантастическая литература и фантастический кинематограф, фантастическая живопись и фантастическая фотография развиваются как самостоятельные жанры. Нам известны также эксперименты в области футуристической архитектуры, предпринимались попытки создания фантастического балета. Но все это, так или иначе, связано единой жанровой спецификой и вполне изучено.
Другое дело - музыкальная культура. Она лишена конкретики литературного, изобразительного или пластического произведения, прямых связей с предметным миром. Музыка апеллирует к сфере эмоций. Художественный образ создается посредством обобщенно-образной звуковой выразительности, через мелодику и ритм. Музыкальная культура подразделяется на множество жанров... И при этом колоссальное влияние на развитие музыки оказывает литературная фантастика, порождая новые жанровые формы, в особенности в современных направлениях - в роке, авангарде, поп-музыке.
Сразу оговоримся: даже для беглого анализа всего массива "фантастической музыки" потребовались бы книга или цикл больших очерков. Мы же всего лишь попытаемся наметить пунктиры для будущих исследователей этой интересной и плодотворной темы.
ПРЕДТЕЧИ
Проникновение фантастики в музыкальную культуру началось в эпоху романтизма. Но элементы ее "вторжения" мы без труда найдем уже в произведениях музыкальных романтиков, таких, как Моцарт, Глюк, Бетховен. Однако наиболее явственно фантастические мотивы звучат в музыке немецких композиторов Р.Вагнера, Э.Т.А.Гофмана, К.Вебера, Ф.Мендельсона. Их произведения наполнены готическими интонациями, мотивами сказочно-фантастической стихии, тесно переплетающимися с темой противоборства человека и окружающей действительности. Нельзя не вспомнить и норвежского композитора Эдварда Грига, известного музыкальными полотнами, в основу которых положен народный эпос, и произведения Генрика Ибсена, а также француза Гектора Берлиоза, в чьем творчестве тема стихии сил природы ярко выражена.
Самобытно проявился романтизм и в русской музыкальной культуре. Преисполнены фантастической образности сочинения Мусоргского "Картинки с выставки" и "Ночь на Лысой горе", оказавшие колоссальное влияние на современную рок-культуру. Мусоргскому принадлежит и музыкальная интерпретация повести Н.В.Гоголя "Сорочинская ярмарка". Кстати, проникновение литературной фантастики в музыкальную культуру наиболее отчетливо заметно как раз в творчестве русских композиторов: "Пиковая дама" Чайковского, "Русалка" и "Каменный гость" Даргомыжского, "Руслан и Людмила" Глинки, "Золотой петушок" Римского-Корсакова, "Демон" Рубинштейна и др. В начале ХХ века подлинную революцию в музыке произвел смелый экспериментатор Скрябин, апологет синтетического искусства, стоявший у истоков светомузыки. В симфонической партитуре он отдельной строкой вписывал партию для света. Фантастической образностью наполнены такие его произведения, как "Божественная поэма" (3-я симфония, 1904), "Поэма огня" ("Прометей", 1910), "Поэма экстаза" (1907).
И даже такие признанные "реалисты", как Шостакович и Кабалевский, использовали прием фантастики в своих музыкальных произведениях.
ПОДХВАТИВШИЕ ЗНАМЯ
И все-таки наиболее отчетливо фантастика проявилась в современной музыкальной культуре. Прежде всего в рок-музыке. Здесь можно выделить три условных группы: синтезаторные эксперименты (то, что получило название "Space music" и "Robotic music"); фантастика как часть музыкально-сценического образа и, наконец, литературная фантастика - как основа музыкального произведения.
Стремительно развивающийся научный прогресс не мог обойти стороной и музыку. В 1965 году Роберт Муг создал первый модулятор звуков, открыв новую музыкальную страницу - синтезаторную. Справедливости ради заметим, что первые эксперименты с электронным звуком состоялись лет на 30 раньше в России, а в середине 1950-х и в Европе. Яркий тому пример - сюита Пьера Шаффера "Мьюзик Конорет".
Синтезаторы существенно расширили диапазон звуков, тембров, ритмов. НТР и синтезаторы привнесли в музыку и другой существенный элемент - мотивы и идеи НФ-литературы, а чуть позже и фэнтези. На рубеже 1960 - 1970-х годов европейские музыканты, экспериментирующие с электроникой, стали развивать принципиально новые направления в рок- и поп-музыке - "Space music" и "Robotic music", которые сегодня преобразовались в "индастриэл" и "техно". Первыми в этой области добились серьезных успехов дедушки электронной психоделии германская группа "Tangеrine Dream" во главе с гениями синтезаторов Эдгаром Фрозе и Клаусом Шульце. Музыку "TD" вскоре окрестили театром звука и света и даже придумали определение жанру - "лазериум". Впоследствии их идеи подхватил и развил другой электронный гений - французский мультиинструменталист Жан-Мишель Жарр - непревзойденный мастер аудиовизуальных шоу. Насколько гармонично вплетены в его музыкальные сюиты НФ-темы, можно судить уже по первым альбомам композитора - "Oxygene" (1976), "Equinoxe" (1978), "Magnetic Fie"ds" (1981) и "Zoo"ook" (1984). Позже музыкант внедрил в музыкальную структуру и этнические мотивы. Смикшированное звучание нескольких синтезаторов создает самые невообразимые сочетания звуков: в его альбомах мы слышим звуки падающей воды, космических катастроф, "голоса" неведомых миров.
Космическую тему на всем протяжении своего творчества плодотворно разрабатывает и земляк Жарра - Дидье Маруани (прозванный критиками "маленьким принцем космической эры"), создатель и лидер популярной у нас группы "Space". Квинтэссенцией творческих поисков в этой области стала концептуальная инструментальная сюита, которая так и называется - "Космическая опера". Она была записана в 1987 году при участии хора Краснознаменного академического ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова.
В начале 80-х годов космическая тематика увлекла и отечественных музыкантов. В те годы был популярен откровенно эпигонский проект латвийского композитора Яниса Лусенса - ансамбль "Зодиак". Из двух концептуальных альбомов группы - "Диско альянс" (1980) и "Музыка во Вселенной" (1982) - более интересен второй, посвященный 25-летию советской космонавтики. Названия композиций красноречиво говорят о тематических привязанностях музыкантов: "Таинственная галактика", "Фотофиниш", "Обратная сторона неба", "В свете Сатурна", "Полет над Эльдорадо", "Лазерная иллюминация". В дальнейшем группа нередко обращалась к НФ-тематике: вышедшая в 1985 году пластинка "Музыка кино" содержала инструментальные композиции определенного содержания - "Пришельцы", "В таинственном квадрате", "Зеленые чудовища", но они уже были лишены прежней свежести, "космичности" мелодики.
Однако ближе всех к освоению НФ-тематики и даже проблематики (что уже само по себе необычно и новаторски) средствами музыки подошли прародители техномузыки - германская группа "Kraftwerk". Они называли себя даже не музыкантами (и это люди с консерваторским образованием!), а программистами, приоткрывшими двери в музыку будущего. Если пользоваться литературной терминологией, то их творчество смело можно было бы отнести к жанру "музыки предупреждения". Еще в ранних работах музыкально-механическими средствами они стремились привлечь внимание людей к тотальной урбанизации общества. В очень сильных альбомах "The Man-Machine" (1978) (где звучит знаменитая композиция "The Robots") и "Computer Wor"d" (1981) они озвучили опасность "роботизации" сознания, и как следствие - духовной катастрофы. Их музыка компьютерно-холодная, пульсирующая и пугающая. Под стать музыке были и их выступления: одетые в черные комбинезоны музыканты с невозмутимыми, "роботическими" лицами работали в окружении компьютеров на сцене, больше смахивающей на салон космического корабля. Рискну утверждать, что Ральф Хуттер и компания были музыкальными предтечами литературного "киберпанка", - все идеи и темы модного сегодня направления они разработали на добрый десяток лет раньше, но музыкальными средствами. Не верите? Тогда прослушайте упомянутые альбомы.
ЧЕЛОВЕК-ЗВЕЗДА И ШАБАШ ВЕДЬМ
С ростом популярности фантастики в 60-х годах ее темы и сюжеты перекочевали в песни рок-исполнителей. Можно вспомнить, например, песню 1967 года "2000 "ight Years From Home" группы "Ro""ing Stones" или такие композиции "Deep Purp"e", как "Demon-s Eye" (1971), "Space Truckin-" (1972), или некогда модную песенку Давида Тухманова "НЛО" в исполнении группы "Москва", а позже цикл песен Ю.Чернавского и В.Матецкого "Банановые острова" (1983) или композиции другой отечественной группы "Диалог". Впрочем, это единичные примеры.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мелодии иных миров"
Книги похожие на "Мелодии иных миров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Харитонов - Мелодии иных миров"
Отзывы читателей о книге "Мелодии иных миров", комментарии и мнения людей о произведении.