Чарльз Хайэм - Торговля с врагом

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Торговля с врагом"
Описание и краткое содержание "Торговля с врагом" читать бесплатно онлайн.
В ряде исторических трудов, увидевших свет на протяжении последних лет, в адрес СССР звучат обвинения в «аморальном» и даже «преступном» поведении на мировой арене в 1939–1945 годах. Насаждаются мысли о том, что Сталин якобы обманывал своих коллег по «большой тройке»: Рузвельта и Черчилля, а Москва выполняла далеко не все свои обязательства перед западными союзниками. Однако, все ли так просто? Эта книга — плод большой кропотливой работы, проделанной американским публицистом Чарльзом Хайэмом, в области, тщательно охраняемой на Западе от постороннего взора. Речь идет о закулисной предыстории и истории второй мировой войны, возникшей, как известно, внутри капиталистической системы, как и первая мировая война. Однако между этими двумя конфликтами имеются и свои специфические различия. Межимпериалистические противоречия, достигшие крайней остроты, были основным, определяющим фактором военного взрыва 1914 года. Что же касается второй мировой войны, то к указанному фактору прибавился другой: антисоветские, антикоммунистические тенденции во внешней политике западных держав были пружиной, которой ловко пользовались фашистские агрессоры, расчищая себе путь к широким захватам и аннексиям, являвшимся частью их стратегии завоевания мирового господства.
28 января 1942 года Долфюс отправил с португальским курьером первое после событий в Перл-Харборе письмо Эдзелу Форду в Дирборн. Долфюс писал, что «война между США и Германией затрудняет переписку, поэтому я просил Лешто отправить Вам сообщение почтой из Виши». При этом он добавлял, что предприятие работает, как и до оккупации, поставляя грузовики как немцам, так и французам, причем размеры поставок противнику превосходят французские. Долфюс также сообщал, что правительство Виши оказывает ему содействие в обеспечении прибылей американских акционеров. В заключение он информировал Форда о создании в Северной Африке, в Оране (город в Алжире. прим. перев.), нового филиала, который будет работать на нацистов. Примечательно, что письмо заканчивалось словами: «Я собираюсь направить м-ра Лешто в Соединенные Штаты, как только будет покончено со всеми формальностями и получено разрешение».
13 мая, с некоторой задержкой, Эдзел отвечал: «С интересом узнал о создании африканского филиала и Ваших планах на мирное будущее». Форд писал: «Госдепартамент запросил у меня рекомендацию для выдачи визы м-ру Лешто». Из письма следовало, что Форд дал такую рекомендацию, но с неохотой — он явно побаивался, что все махинации вскроются.
Тем временем британские ВВС, которые понятия не имели о связях международного «братства», разбомбили завод в Пуасси. 15 мая Эдзел писал Долфюсу, что американские газеты опубликовали фотоснимки горящего завода, но, к счастью, без каких-либо ссылок на «Форд мотор компани». Эдзел вздохнул с облегчением — американцы не догадывались, что он руководит заводом, работавшим на фашистов.
В феврале 1942 года Долфюс в очередной корреспонденции сообщил, что, по данным на 31 декабря 1941 года, чистый доход французского отделения «Форда» составил 58 млн. франков, включая поступления от сделок с нацистами.
К письму от 6 июня Долфюс прилагал пояснительную записку Джорджа Лешто, который сообщал уже о четырех бомбардировках завода британскими ВВС, после которых оборудование пришлось вывезти в разные районы страны. Лешто с удовлетворением отмечал, что правительство Виши «согласилось возместить убытки» с «одобрения правительства Германии». В ответном письме от 17 июля 1942 года Форд выразил удовлетворение по поводу достигнутой договоренности и благодарил его за находчивость. Он также сообщал, что показал пояснительную записку своему отцу и Чарльзу Соренсону. Они шлют Долфюсу и его сотрудникам наилучшие пожелания, выражая уверенность, что они и впредь будут столь же успешно справляться со своими обязанностями.
Тем временем Долфюс и Альберт организовали с одобрения «И. Г. Фарбен» еще одно отделение компании «Форда» в Северной Африке по производству грузовиков и бронемашин для армии Роммеля.[39] Правление этой компании находилось в Алжире. Об этом подробно сообщал из Алжира Феликс Коул, американский консул. Он представил госдепартаменту 11 июня 1942 года обстоятельный отчет. Коул, однако, умолчал о том, что руководство предприятием осуществлялось из оккупированной Франции и что Долфюс принадлежал к группе связанных с Пюшё[40] банкиров, которые финансировали предприятие через банк «Вормс», банк Шрёдера и парижский банк-корреспондент базельского БМР. Но Коул, между прочим, отмечал: банк «Вормс» проявляет огромный интерес к предпринимаемым от имени Германии попыткам заключить мир на основе компромисса. Таким образом, он кое о чем догадывался. Долфюс был не просто коллаборационистом, работавшим на Эдзела Форда, — он играл ключевую роль в деятельности «братства» в Европе, будучи связанным с Пюшё, банком «Вормс», Банком Франции, «Чейз нэшнл» и БМР.
Далее Коул писал: «Предполагается, что основными рынками сбыта продукции нового предприятия (в Оране) будут южные районы. Однако население, на которое сильное влияние оказывает пропаганда о сотрудничестве франко-германо-американского капитала и о сомнительном характере военных усилий США, уже сейчас выражает недовольство этой сделкой, давно ставшей темой разговоров в коммерческих кругах».
15 августа Долфюс отправил очередное сообщение, полученное Эдзелом Фордом спустя две недели. Долфюс писал, что, несмотря на нанесенный британскими бомбардировками ущерб, производство во Франции полностью восстановлено. Ему не разрешено сообщать, на какие именно новые заводы оно переведено, но это — четыре основных предприятия. «Часть станков отремонтирована, часть — заменена новыми, таким образом основной капитал в виде станков и оборудования полностью восстановлен. Я назначил управляющего на каждом заводе и использую те же методы и нормы, что и на заводе в Пуасси. На нем самом начался капитальный ремонт, но он идет медленно из-за трудностей со стройматериалами».
В том же очень длинном письме Долфюс сообщал, что в данное время завод в Пуасси и другие предприятия непосредственно управляются д-ром Генрихом Альбертом и офицером немецкой армии Таненом, который, по словам Долфюса, «предоставил мне вновь большую часть моих прежних полномочий, необходимых для ведения наших дел, за исключением некоторых из них, которые не входят в его компетенцию. Но, и не располагая ими, я продолжаю достаточно эффективно руководить производством». Долфюс также писал, что д-р Альберт явно стремится к сотрудничеству, дабы выглядеть после войны в глазах союзников «добрым самаритянином».
29 сентября 1942 года Брекинридж Лонг послал Эдзелу Форду письмо, приложив к нему сообщение Долфюса о выплате «Форду» правительством Виши компенсации в размере 38 млн. франков. 8 октября Форд отправил ответное послание, в котором рассыпался в благодарностях.
В апреле 1943 года Моргентау и Лочлин Карри провели подробное расследование деятельности дочерних предприятий «Форда» во Франции и пришли к выводу, что ее «характер отвечает интересам исключительно Германии». Немцы «явно готовы защищать интересы Форда, поскольку тот в военное время проводит «политику строгого нейтралитета». И наконец, то, что немцы поощряют расширение производства на предприятиях «Форда» во Франции, воспринимается Фордами в Америке благосклонно».
Это расследование кончилось тем, что обстоятельный отчет с приложенными к нему изобличительными документами положили под сукно.
А тем временем Форд продолжал заключать сделки. 29 мая 1942 года «Форд мотор компани» в Эджуотер (Нью-Джерси) отправила чилийской компании «Хосе О. Моль» из «черного списка» шесть транспортов с автомобилями. Еще одним заказчиком была боливийская «Лилиенфельд», которая также фигурировала в «черном списке» как компания противника.
Кроме того, посол США в Лондоне Джон Вайнант 20 октября 1942 года сообщал Дину Ачесону, что автомобильному заводу Форда в Берне даны указания произвести ремонт 2 тыс. немецких военных грузовиков. В тот же день Вайнант докладывал, что представительство Великобритании и власти США выступили с рекомендацией внести в «черный список» бельгийский филиал компании Форда, поскольку одно из его предприятий в Цюрихе по указанию из США производит в Швейцарии ремонт и переоборудование грузовиков немецкой армии.
В следующем сообщении из Берна, датированном декабрем 1943 года, посланник Леланд Гаррисон указывал: «Компания «Форд» в Цюрихе, действуя в интересах филиала в Кёльне, поставляет запчасти для ремонта грузовиков и пассажирского транспорта агентам «Ю. С. Форд мотор компани» в Швейцарии. Часть этих запчастей импортируется, благодаря чему противник имеет возможность увеличивать свои средства на клиринговых счетах».
Так, год спустя после доклада правительству о преступной деятельности «Форда» торговля с врагом процветала. Заводом в Швейцарии руководил близкий друг Фордов Чарльз Соренсон. Эдзел Форд умер от рака в 1943 году, но и после его смерти Соренсон продолжал преступные сделки с противником.
Морис Долфюс, всю войну сотрудничавший с фашистами, 6 ноября 1945 года прибыл на транспортном самолете ВВС США в Нью-Йорк. В интервью «Нью-Йорк таймс» он весьма пространно описывал свою служебную деятельность в годы войны, и, конечно же, никому в голову не пришло спросить о сущности этой деятельности. Она так и осталась тайной для американцев.
Автомобильный концерн «Дженерал моторс», принадлежавший семье Дюпонов из штата Делавэр, ничем не уступал «Форду» в сотрудничестве с противником. Крупные капиталы в его предприятия вложила компания «Дженерал анилайн энд филм».
Наибольшим влиянием в этом клане Дюпонов обладал Ирене Дюпон. Он был фанатично предан идеям Гитлера и с 20-х годов внимательно следил за его карьерой. 7 сентября 1926 года, выступая перед членами общества американских химиков, он выдвинул теорию создания расы «суперменов». Для выработки должного характера он рекомендовал мальчикам в период отрочества вводить специальные лекарства. По физическим данным «супермены» не должны были уступать морским пехотинцам, а по чистоте крови — викингам.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Торговля с врагом"
Книги похожие на "Торговля с врагом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Чарльз Хайэм - Торговля с врагом"
Отзывы читателей о книге "Торговля с врагом", комментарии и мнения людей о произведении.