» » » » Виктор Ванслов - Прекрасное в жизни и в искусстве


Авторские права

Виктор Ванслов - Прекрасное в жизни и в искусстве

Здесь можно скачать бесплатно "Виктор Ванслов - Прекрасное в жизни и в искусстве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Искусство и Дизайн, издательство Знание, год 1957. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Ванслов - Прекрасное в жизни и в искусстве
Рейтинг:
Название:
Прекрасное в жизни и в искусстве
Издательство:
Знание
Год:
1957
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Прекрасное в жизни и в искусстве"

Описание и краткое содержание "Прекрасное в жизни и в искусстве" читать бесплатно онлайн.



Искусство и прекрасное взаимосвязаны в нескольких отношениях. Прекрасное - объект изображения искусства; идеал прекрасного входит в содержание искусства; искусство само прекрасно и есть концентрация красоты, а также искусство учит людей воспринимать прекрасное и создавать его.


Одна из ранних работ известного эстетика и искусствоведа, директора НИИ PAX B.B.Ванслова.






Виктор Ванслов

Прекрасное в действительности и в искусстве

Прекрасное... С этим словом у каждого человека соединяется представление о самых светлых и дорогих впечатлениях жизни. Прекрасное радует человека, поднимает его дух. В соприкосновении с прекрасным легче жить, свободнее дышать.

Что же такое прекрасное? В чем его сущность и сила воздействия? Этими вопросами люди задавались издавна и отвечали на них по-разному, в зависимости от эпохи, в которую они жили, класса, к которому они принадлежали, в зависимости от их общественных устремлений и философских позиций.

Прекрасное и другие подобные явления — возвышенное, трагическое, комическое и т.д. — принято называть эстетическими качествами действительности и искусства. Прежде чем рассматривать прекрасное в различных областях действительности и искусства, нам необходимо выяснить, что оно представляет собой как эстетическое качество[1].

Прекрасное как эстетическое качество

Для выяснения своеобразия эстетических качеств рассмотрим некоторые конкретные примеры.

Есть существенное различие между тем, как мы воспринимаем, например, зеленый цвет в глазке светофора, регулирующего уличное движение, когда спешим на работу, и тем, как мы воспринимаем зеленый цвет, когда наслаждаемся красотой расстилающегося перед нами пейзажа.

В первом случае зеленый цвет является знаком, имеющим определенное (условное) практическое значение: он говорит о том, что путь свободен, движение открыто. Но он не пробуждает в нас в данном случае (именно как цвет) никаких эмоций, не имеет никакого иного смысла, кроме своего условно-сигнализационного значения.

Иное дело, когда после напряженного рабочего дня, утомленные сутолокой, пылью и духотой большого города, мы попадаем на лоно природы и наслаждаемся зеленью травы, лесных опушек, убегающих вдаль полей, когда зеленый цвет воспринимается как неотъемлемый элемент прекрасной картины природы.

В первом случае зеленый цвет выступает перед нами как физическое качество, имеющее определенное практическое условно-символическое значение. Во втором случае этот цвет выступает перед нами как эстетическое качество, имеющее эмоционально-выразительное значение.

Точно так же по-разному могут восприниматься и оцениваться человеком не только цвета, но и формы предметов, звуки, движения и т.д.

В искусстве известны многочисленные примеры того, как в окружающих человека вещах раскрывается человеческий характер. Вспомним хотя бы образы помещиков в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя. В комнате Собакевича, например, «вcе было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства,— словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «и я тоже Собакевич!» или: «и я тоже очень похож на Собакевича!»

Та или иная вещь может восприниматься и оцениваться нами в самых различных отношениях: с точки зрения ее практического применения, стоимости, физических свойств и т.д. Когда же эта вещь выступает перед нами как образ человека, она оценивается эстетически, что мы и видим в приведенном отрывке из поэмы Н.В.Гоголя.

Точно так же различно может быть рассмотрено одно и то же явление общественной жизни. Героический подвиг советского человека во имя Родины может представлять собой конкретное действие, направленное к достижению победы в бою. Он может быть оценен с моральной точки зрения как благородный и соответствующий нормам поведения советского человека, использован в политическом воспитании масс и т.д. Он может быть также оценен и эстетически, как возвышенный эпизод героической борьбы за Родину, как глубоко впечатляющая картина, полная большого общественного смысла и раскрывающая нам типический образ советского человека. Таковы, например, герои и события романа А.Фадеева «Молодая гвардия», повести Б.Горбатова «Непокоренные» и др.

Приведенные примеры говорят о том, что эстетические качества — это качества особого рода. Они характеризуются совокупностью нескольких основных особенностей. Из этих примеров видно, что эстетические качества чувственно-конкретны, т. е. воспринимаются непосредственно органами чувств людей (зрением, слухом). В то же время они содержательны, выразительны, существенно значимы и вызывают у человека при их восприятии яркую эмоциональную реакцию, душевный отклик. В чувственных особенностях предмета в первую очередь раскрывается человеческое, обществом рожденное содержание.

Каким же образом человеческое, общественное содержание может выступать в форме материальных, чувственных свойств предметов и явлений? Различные эстетические теории давали на этот вопрос разные ответы.

Объективные идеалисты объясняют выразительность эстетических качеств присутствием в вещах мирового духа, который якобы «светится» через их чувственно-конкретный облик, т.е. объективной духовной природой этих качеств. Субъективные идеалисты объясняют эстетическую выразительность свойствами психики человека, «проекцией» во-вне, перенесением на предмет человеческих переживаний и состояний. Домарксистская материалистическая эстетика объясняла ее чаще всего естественными (физическими и т.п.) свойствами вещей.

Только марксизм сумел объяснить действительную основу, предпосылку выразительности эстетических качеств явлений действительности. Открытие объективных законов общественного развития позволило показать тот материальный в своей основе процесс, в котором происходит реальное выражение общественного содержания через чувственные свойства природных явлений. Таким процессом является общественно-историческая практика, преобразующая мир деятельность людей.

Процесс общественного производства, как необходимое условие существования и развития человеческого общества, является двусторонним.

В трудовой деятельности людей происходит, как говорил К.Маркс, «очеловечивание» природы и «опредмечивание» человека. Человек в этом процессе изменяет, преобразует природу, приспосабливая ее для удовлетворения своих потребностей на основе использования ее законов; тем самым он изменяет и преобразует самого себя, развивая свои способности, силы, творческие возможности.

Явления природы, будучи преобразованы человеком на основе познания их закономерностей и подчинены удовлетворению его потребностей, приобретают специфический вид, несвойственный их естественному, природному бытию. Ткань, например, представляет собой сугубо «неестественное», а именно — «очеловеченное» бытие хлопка, хотя и созданное человеком на основе использования естественных законов. Овладевая внешним миром, человек не только удовлетворяет свои жизненные потребности, но и развивает себя как субъекта производственной деятельности, утверждает свое существование в предметном мире.

Он является в этом смысле продуктом своей собственной деятельности, преобразующей природу. Эта деятельность определяет развитие его сил, способностей, разума. Именно в процессе труда он выходит из животного состояния и становится человеком. Рука, мозг, глаз людей, находящихся на высокой ступени общественного развития, существенно отличаются от соответствующих органов первобытного человека. Это отличие и обусловлено развитием этих органов в процессе труда.

Одновременно в этом же процессе внешний материальный мир становится «второй природой», созданной человеком. Он превращается в «очеловеченную» действительность, общественно значимый предметный мир, И только «очеловеченная» в той или иной форме природа приобретает для человека эстетическое значение.

Было бы неверно считать, что «очеловечивание» природы происходит по произволу людей и представляет собой только разного рода фантастические олицетворения сил природы. Выражение человеческого, обществом рожденного содержания в чувственной форме окружающих человека явлений происходит не независимо от объективных естественных свойств и закономерностей этих явлений, а в соответствии с ними, на их основе. «Животное творит сообразно мере потребности вида, к которому оно принадлежит, в то время как человек умеет производить в соответствии с мерой каждого вида и всегда умеет подойти к предмету с подходящей мерой, человек творит поэтому по законам красоты»[2].

Тем не менее природные свойства сами по себе не являются эстетическими. Они становятся ими лишь тогда, когда в практике человека приобретают тот или иной смысл и значение, а потому могут «говорить» людям о них самих, быть «зеркалом» существенных свойств человека. К.Маркс писал, что человек «видит самого себя в им самим созданном мире»[3]. Поэтому он наслаждается всем тем, что способствует его утверждению в природе, развитию его творческих способностей и сил, его свободе и господству над окружающим миром.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Прекрасное в жизни и в искусстве"

Книги похожие на "Прекрасное в жизни и в искусстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Ванслов

Виктор Ванслов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Ванслов - Прекрасное в жизни и в искусстве"

Отзывы читателей о книге "Прекрасное в жизни и в искусстве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.