Пифагор - Золотой канон; Фигуры эзотерики
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Золотой канон; Фигуры эзотерики"
Описание и краткое содержание "Золотой канон; Фигуры эзотерики" читать бесплатно онлайн.
Что знает современный образованный человек о Пифагоре? Пару теорем из школьного учебника, дюжину изречений из расхожего сборника афоризмов мудрецов да бессвязный набор фраз из университетского курса истории философских учений.
Между тем Пифагор не только придумал знаменитую теорему, но и создал первую в Элладе философскую школу и проект первого театра. Именно в пифагорейское учение уходят корни Академии и Ликея, не говоря уже о римских гражданских доблестях.
В этой книге впервые собраны все дошедшие до нас письменные сообщения древних авторов о Пифагоре и его учении.
Каждому в этой книге откроется то, что соответствует уровню его духовного восхождения, - посвященный за неприязненным словом узрит величие абсолюта, ищущий мудрости обнаружит среди неясных символов немало полезного для собственного развития и улучшения природы своих родных и близких. Бесполезной эта книга окажется лишь для тех, кто одержим духовной ленью и не испытывает никакого желания познавать этот столь ненадолго явленный ему блистательный мир...
12 ПА, VII, 119.- 370.
13 Знаменитый делосский алтарь из рогов жертвенных животных, заложенный Тесеем после убийства Минотавра._ 370.
14 Ср. ниже, IX, 23. Геспер и Фосфор - названия вечерней и утренней Венеры.- 377.
15 Испорченное место, перевод по конъектуре Кобета. - 377.
16 Этот промежуток между двумя метемпсихосами, вероятно, искажен из 216 (=63, "психогоническое число" пифагорейцев). Таким образом, Пифагор должен был жить под именем Пирра в VIII в., Гермотима - в XI в., Эвфор-ба - в XIII в. до н. э., к которому приблизительно было относимо время падения Трои.377.
17 Перечисляются местные италийские племена; из римлян пифагорейцем считался преемник Ромула, царь Нума Помпилий.- 377.
18 См. выше, III, 9 и VIII, 84.- 377.
19 Несколько иначе у Порфирия, 4.- 377.
20 Имеются в виду пифагорейские "акусмы" (откровения) и "символы" (средства узнавания); ср. Порфирий, 41-42.- 377.
21 В большинстве источников (напр., Порфирий, 42) - наоборот, "не сваливать, а взваливать": Диоген Лаэртский дает чтение менее философски-символичное и более человечески-бытовое.- 377.
22 В большинстве источников - наоборот, "по торным тропам не ходить", ошибка такого же рода.- 377.
23 Рыбы ("эрифии", "меланур" и морская ласточка - "тригла"), посвященные подземным богам (Ямвлих, 109).-312.
24 Pelargan, редкое слово.- 312.
25 См. выше, IX, 8.- 312.
26 Пифагор значит "убеждающий речью". Этимология, связывающая его с культом Аполлона Пифийского.- 312.
27 Пространнее см. Порфирий, 40.- 372.
28 В большинстве источников единица соответствует точке, двойка - линии (два ее конца), тройка - плоскости (три вершины треугольника), четверка объему (четыре вершины пирамиды - тетраэдра). Диоген выражается неясно.373.
29 Ихор - всякая органическая жидкость (первоначально - "кровь богов", упоминаемая ниже, IX, 60, в гомеровской цитате).- 314.
30 Horkios, одно из прозвищ Зевса.- 375.
31 Дильс и Лонг предполагают здесь лакуну.- 375.
32 Стих из несохранившейся комедии.- 375.
33 ПА, VII, 120.- 376.
34 Килон, о котором см.: Порфирий, 54, 56.- 377.
35 Версия Дикеарха подробнее у Порфирия, 56- 57.- 377.
36 По-видимому, речь идет о торжествах в Кротоне после изгнания пифагорейцев.- 377.
37 Ср. Геродот. Ист. I, 8, 3.-318.
38 Натянутая этимология: куне - "женщина" и ais-chyne - "стыд".- 378.
39 См. выше, VIII, 10, о возрастах по 20 лет.- 378.
41 ПА, VII. 121; АПл. V, 34-35; ПА, VII, 122.- 379.
41 Т. е. девять - десять смен руководителей школы за 200 лет между Пифагором (ок. 500 г. до н. э.) и Аристок-сеном (ок. 300 г. до н. э.).-379.
42 48-я олимпиада - 588 г. до н. э.-379.
43 АПл. III, 35.-379.
44 Ср. выше, II, 46. Подробнее о заговоре Килона против пифагорейцев см. у Порфирия.-379.
45 АПл. III, 16. Алътис - священная ограда Зевса в Олимпии, место Олимпийских игр.- 320.
Порфирий
ЖИЗНЬ ПИФАГОРА
Почти все согласно утверждают, что Пифагор был сыном Мнесарха, но разноречиво судят о происхождении самого Мнесарха. Некоторые считают Мнесарха уроженцем Самоса. Но Клеанф (в V книге "Мифических повествований") говорит, будто Мнесарх был сириец из сирийского Тира и будто он однажды в неурожайный год приплыл на Самос по торговым делам, устроил раздачу хлеба и за это был удостоен самосского гражданства. Потом, так как Пифагор с детских лет оказался способен ко всем наукам, Мнесарх отвез его в Тир и привел к халдеям, где Пифагор и овладел всеми их знаниями. Вернувшись оттуда в Ионию, Пифагор сперва учился при Ферекиде Сиросском, а потом при Гермодаманте, сыне Креофила, доживавшем век на Самосе.
Впрочем, по словам Клеанфа, иные уверяют даже, что отец Пифагора был тирренец из тех, которые поселились на Лемносе1; оттуда он по делам приехал на Самос, остался там и получил гражданство; а когда он ездил в Италию, то брал с собою и мальчика Пифагора; Италия тогда благоденствовала, и потому-то Пифагор впоследствии опять отправился туда.
Клеанф перечисляет также двух старших братьев Пифагора - Евноста и Тиррена; Аполлоний (в книгах про Пифагора) упоминает и мать Пифагора Пифаиду из потомства Анкея, основателя Самоса; а некоторые, по свидетельству Аполлония, считали его отпрыском Аполлона и Пифаиды и лишь на словах - сыном Мнесарха. Так говорит и один самосский поэт:
Фебу, Зевесову сыну,
рожден Пифагор Пифаидой
Той, что в Самосской земле
всех затмевала красой.
Учился же он, по словам Аполлония, не только у Ферекида, но и у Гермодаманта и у Анаксимандра.
Дурид Самосский во II книге "Времясчисления" добавляет, что у Пифагора был сын Аримнест, наставник Демокрита; этот Аримнест, воротясь из изгнания, поставил за это в храм Геры медную статую двух локтей в поперечнике, сделав на ней такую надпись:
Сын Пифагора меня Аримнест
в этом храме поставил,
Миру в ученых речах
многую мудрость явив.
Статую эту похитил тот Сим, который присвоил сочинения "О гармонии" и "Канон" и издал их как свои; там были статуи всех семи наук2. Сим похитил одну из них, а после этого исчезли и остальные, указанные в посвятительной надписи. А другие пишут, что от критянки Феано, дочери Пифанакта, у Пифагора был сын Телавг и дочь Мия; иные упоминают и дочь Аригноту, от которой даже сохранились пифагорейские сочинения. И Тимей рассказывает, что дочь Пифагора в девичестве была в Кротоне первой в хороводе девиц, а в замужестве - первой в хороводе замужних и что дом ее кротонцы посвятили Деметре, а переулок, где он стоял,- Музам.
Наконец, Лин в IV книге "Истории" упоминает, что разногласия были даже относительно места рождения Пифагора: "Если ты затруднишься назвать родину и город, гражданином которых случилось быть этому мужу, то пусть это тебя не смущает: иные говорят, что он с Самоса, иные - что из Флиунта, иные - что из Метапонта".
Что касается его учения, то большинство писавших утверждают, что так называемые математические науки он усвоил от египтян, халдеев и финикиян (ибо геометрией издревле занимались египтяне, числами и подсчетами финикияне, а наблюдением небес - халдеи), а от магов услышал о почитании богов и о прочих жизненных правилах. Первое знакомо многим, потому что записано в книгах; зато прочие жизненные правила известны менее. О чистоте своей он так заботился (пишет Евдокс в VII книге "Объезда земли"), что избегал и убийств и убийц: не только воздерживался от животной пищи, но даже сторонился поваров и охотников. Антифонт в книге "О жизни мужей, отличавшихся добродетелью" рассказывает, какую выносливость выказал Пифагор в Египте. Пифагор услышал, как хорошо в Египте воспитывают жрецов, и захотел сам получить такое воспитание; он упросил тирана Поликрата написать египетскому царю Амасису, своему другу и гостеприимцу, чтобы тот допустил Пифагора к этому обучению. Приехав к Амасису, он получил от него письмо к жрецам; побывав в Гелиополе, отправился в Мемфис, будто бы к жрецам постарше; но, увидев, что на самом деле и здесь то же, что и в Ге-лиополе, из Мемфиса он таким же образом пустился в Диосполь. Там жрецы из страха перед царем не решались выдать ему свои заветы и думали отпугнуть его от замысла безмерными тяготами, назначая ему задания, трудные и противные эллинским обычаям. Однако он исполнял их с такой готовностью, что они в недоумении допустили его и к жертвоприношениям и к богослужениям, куда не допускался никто из чужеземцев.
Воротившись в Ионию, он устроил у себя на родине училище; оно до сих пор называется Пифагоровой оградой, и самосцы там собираются на советы по общественным делам. А за городом он приспособил для занятий философией одну пещеру и проводил там почти все свои дни и ночи, беседуя с друзьями. Но в сорок лет (по словам Аристоксена) он увидел, что тирания Поликрата слишком сурова, чтобы свободный человек мог выносить такую деспотическую власть; и тогда он собрался и отправился в Италию3.
Многие подробности об этом философе, которых я не хочу пропустить, сообщает Диоген в книге "Чудеса по ту сторону Фулы". Он говорит, что Мнесарх был тирренцем - из тех тирренцев, которые заселили Лемнос, Имброс и Скирос, что он объездил много городов и стран и однажды нашел под большим красивым белым тополем грудного младенца, который лежал, глядя прямо в небо, и не мигая смотрел на солнце, а во рту у него была маленькая и тоненькая тростинка, как свирель, и питался он росою, падавшею с тополя. С изумлением это увидев, Мнесарх решил, что мальчик этот - божественной породы, взял его с собой, а когда он вырос, отдал его самосскому жителю Андроклу, который поручил мальчику управлять своим домом. Мнесарх назвал мальчика Астреем4 и, будучи богатым человеком, воспитал его вместе с тремя своими сыновьями, Евирстом, Тирревом и Пифагором, из которых младший был усыновлен тем же Ан-дроклом. В детстве Пифагор учился у кифариста, живописца и атлета, а в юности пришел в Милет к Ана-ксимандру учиться геометрии и астрономии. Ездил он, по словам Диогена, и в Египет, и к арабам, и к халдеям, и к евреям; там он научился и толкованию снов и первый стал гадать по ладану. В Египте он жил у жрецов, овладел всею их мудростью, выучил египетский язык с его тремя азбуками - письменной, священной и символической (первая из них изображает обычный язык, а две другие - иносказательный и загадочный)5 и узнал многое о богах. У арабов он жил вместе с царем, а в Вавилоне - с халдеями; здесь побывал он и у Забрата6, от которого принял очищение от былой скверны, узнал, от чего должен воздерживаться взыскующий муж, в чем состоят законы природы и каковы начала всего. От этих-то народов и вывез Пифагор в своих странствиях главную свою мудрость. Пифагору и подарил Мнесарх мальчика Астрея; и Пифагор принял его, изучил его лицо и тело в движении и покое, а затем дал ему воспитание. Ибо Пифагор первый достиг такого знания человека и умения распознавать природу каждого, что ни с кем не дружил и не знакомился, не определив по лицу, каков этот человек. Был у него и другой мальчик, привезенный из Фракии, по имени Залмоксис; когда он родился, на него накинули медвежью шкуру, по-фракийски называемую залмою, отсюда и его имя. Пифагор его любил и научил его наблюдению небес, священнослужениям и иному почитанию богов. Мальчик этот (которого, по другим сведениям, звали Фалес) почитается у варваров богом вместо Геракла7. Дионисофан сообщает, что он был рабом у Пифагора, но попал в плен к разбойникам и был заклеймен выжженными на лбу знаками, когда хозяин его Пифагор из-за гражданских смут находился в изгнании. А другие уверяют, что имя Залмоксис означает "чужеземец".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Золотой канон; Фигуры эзотерики"
Книги похожие на "Золотой канон; Фигуры эзотерики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Пифагор - Золотой канон; Фигуры эзотерики"
Отзывы читателей о книге "Золотой канон; Фигуры эзотерики", комментарии и мнения людей о произведении.