» » » » Наум Синдаловский - Мифология Петербурга: Очерки.


Авторские права

Наум Синдаловский - Мифология Петербурга: Очерки.

Здесь можно скачать бесплатно "Наум Синдаловский - Мифология Петербурга: Очерки." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство «Норинт», год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наум Синдаловский - Мифология Петербурга: Очерки.
Рейтинг:
Название:
Мифология Петербурга: Очерки.
Издательство:
«Норинт»
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
5-7711-0070-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мифология Петербурга: Очерки."

Описание и краткое содержание "Мифология Петербурга: Очерки." читать бесплатно онлайн.



Новая книга Н. А. Синдаловского представляет собой цикл тематических очерков, создающих своеобразную панораму городской жизни старого и нового Петербурга. Героями книги стали светские львы и венценосные особы, гвардейские офицеры и балтийские моряки, фабричные рабочие и студенты.

Известно, что некоторые пласты городского фольклора сдобрены «острой приправой ненормативной лексики». В книге этой деликатной теме посвящена отдельная глава. Издательство сочло возможным опубликовать ее без пропусков и сокращений, адресуясь исключительно к взрослой аудитории.

Книга приглашает всех окунуться в увлекательный мир петербургского городского фольклора.






Яркая и броская реклама другого парусинового балаганчика весело зазывает публику всего за алтын увидеть Зимний дворец в натуральную величину. А внутри балагана хитро улыбающийся хозяин откидывает пеструю тряпичную занавеску и показывает застывшей от изумления публике стоящий напротив Зимний дворец. Подсознательное желание разгоряченной всеобщим весельем публики быть обманутой было так велико, что подобные стереотипные розыгрыши устраивались порою в нескольких балаганах, стоявших рядом друг с другом, одновременно. «Ах, обмануть меня не трудно,/Я сам обманываться рад». При особом желании за весьма умеренную плату можно было увидеть и Александровскую колонну в натуральную величину, и панораму Петербурга, и многое другое.

Народные гулянья вызвали к жизни невиданный прилив устного народного творчества. Балаганные деды – зазывалы, выполняя роль живой рекламы, виртуозно нанизывали одни рифмованные строки на другие, собирая огромные толпы завороженных слушателей:

А вот, ребята, это Параша,
Только моя, а не ваша.
Хотел было на ней жениться,
Да вспомнил: при живой жене это не годится.
Всем бы Параша хороша, да только щеки натирает,
То-то в Питере кирпичу не хватает.

* * *

У вас, господа, есть часы?
У меня часы есть. Два вершка пятнадцатого.
Позвольте, господа, у вас проверить
Или мне аршином померить.
Если мне мои часы заводить,
Так надо за Нарвскую заставу выходить…

* * *

А еще, ребята, что я вам скажу:
Гулял я по Невскому пришпекту
И ругнулся по русскому диалекту.
Ан тут передо мной хожалый:
В фортал, говорит, пожалуй.

* * *

За что, я говорю?.. А не ругайся! –
Вот за то и в часть отправляйся!
Хорошо еще, что у меня в кармане рупь-целковый случился,
Так я по дороге в фортал откупился.
Так-то вот, ребята, на Невском проспекте
Не растабаривайте на русском диалекте.

* * *

Жена у меня красавица –
Позади ноги таскаются.
Теперича у нее нос
С Николаевский мост.
Но я хочу пустить ее в моду,
Чтобы, значит, кому угодно.

* * *

Жена моя солидна,
За три версты видно.
Стройная, высокая,
С неделю ростом и два дни загнувши.
Уж признаться сказать,
Как бывало в красный сарафан нарядится,
Да на Невский проспект покажется,
Даже извозчики ругаются:
Очень лошади пугаются.
Как наклонится,
Так три фунта грязи отломится.

Балаганные деды обычно громко, стараясь перекричать друг друга, зазывали на представления с балконов дощатых павильонов-балаганов. Другое дело, раешники (от слова раёк – райское действо) со своими загадочными потешными панорамами, которые представляли собой небольшие деревянные ящики с двумя отверстиями, снабженными увеличительными стеклами и несложным устройством внутри. При помощи рукоятки раешник неторопливо перематывал бумажную ленту с изображениями разных городов, событий или известных людей, сопровождая показ веселыми рифмованными шутками и присказками. Понятно, что Петербург в этом представлении занимал далеко не последнее место:

А вот и я, развеселый грешник,
Великопостный потешник –
Петербургский раешник
Со своей потешной панорамою.
Верчу, поворачиваю,
Публику обморачиваю,
А себе пятачки заколачиваю.

* * *

А вот андерманир штук другой вид:
Петр первый стоит.
Государь был славный,
Да притом же и православный.
На болоте выстроил столицу…

* * *

Вот смотри и гляди –
Город Санкт-Петербург,
Петропавловская крепость,
На крепости пушки палят,
А в казематах преступники сидят и пищат,
А корабли к Питеру летят.

* * *

А вот город Питер,
Что барам бока вытер.
Там живут немцы
И всякие разные иноземцы.
Русский хлеб едят
И косо на нас глядят,
Набивают свои карманы
И нас же бранят за обманы.

* * *

А вот позвольте посмотреть:
С птичьего полета, а может и выше –
С золоченой адмиралтейской крыши,
Как на ладони – весь город Питер,
Что многим бока повытер.

* * *

А вот пожар Апраксина рынка!
Пожарники скачут.
В бочки полуштофы прячут –
Воды не хватает,
Так они водкой заливают,
Чтобы поярче горело.

* * *

А это город Питер,
……………………
Воды в нем тьма-тьмущая,
Река течет пребольшущая,
А мелкие реки не мерены,
Все счета им потеряны.

* * *

А это извольте смотреть-рассматривать,
Глядеть и разглядывать,
Лександровский сад.
Там девушки гуляют в шубках,
В юбках и тряпках,
Зеленых подкладках.
Пукли фальшивы,
А головы плешивы.

* * *

А вот петербургская дама,
Только не из Амстердама,
Приехала из Риги
Продавать фиги.
Купеческих сынков обставлять
Да сети им расставлять.
Карьеру начали с прачки,
Да давали им много потачки.

Такие же веселые и нехитрые прибаутки веселили публику вокруг дешевых распродаж и розыгрышей всевозможных лотерей:

А вот, господа, разыгрывается мое именье –
На Смоленском кладбище каменья.

* * *

А еще, господа, киса старого брадобрея
В Апраксином рынке в галерее.

* * *

А еще, господа, подсвечник аплике
И тот заложен в Полтарацком кабаке.
А ты, рыжий, свечку погаси,
А подсвечник в Апраксин продать снеси.

* * *

Еще, господа, кольцо золотое,
Даже заказное,
У Берта отлитое,
Полтора пуда весом.

* * *

Серьги золотые
У Берта на заводе из меди литые,
Безо всякого подмесу
Девять пудов весу.

Славный век праздничных балаганов, вместившись в календарные рамки XIX века и оставив по себе завидную славу в городском фольклоре, уходил в прошлое. Поиски новых форм общественных городских развлечений привели к созданию такого феномена, как народный дом. Прообразы будущих домов и дворцов культуры представляли из себя прекрасно исполненные лучшими петербургскими зодчими здания, где под одной крышей располагались театральные залы и библиотеки, кафе и дешевые буфеты, помещения для художественной самодеятельности и кинотеатры. Вокруг зданий, как правило, разбивали сады с американскими горами, каруселями и детскими площадками. Крупнейшим и самым популярным в Петербурге был Народный дом имени императора Николая II, выстроенный на Петербургской стороне в непосредственной близости к городскому зоопарку – любимому месту воскресных прогулок петербургских детей. Ныне в здании Народного дома расположены Планетарий, Стереокино и Мюзик-холл.

Салонные остряки этот Народный дом окрестили «Публичным домом императора Николая II». Говорят, скандальное прозвище восходит к безобидному курьезу, имевшему довольно отдаленное отношение и к Николаю II, и к самому Народному дому его имени.

Среди петербургских филокартистов бытует легенда о том, как однажды из Швеции, где Россия в то время заказывала почтовые открытки, прибыла партия открыток с изображением Народного дома имени императора Николая II. Когда в Кронштадте этот груз начали принимать заказчики, то к своему ужасу увидели, что вместо слова «народный» в названии стояло слово «публичный». Очевидно, иностранцам при переводе нетрудно было спутать слова «народ» и «публика», а то, что «публичный» в сочетании с «домом», да еще рядом с именем императора в русском языке приобретает особенно пикантный оттенок, им и в голову не пришло. Вся партия открыток была забракована и тут же уничтожена. Но фольклор, к счастью, сохранил этот яркий и такой выразительный штрих общественной жизни Петербурга предреволюционной поры.

Несмотря на огромное количество революционных праздников и их массовый характер, в советский период петербургской истории свидетельств о них в фольклоре не осталось. Бог знает почему. То ли праздники были изначально рассчитаны на внешний эффект. Их разглядывали и оценивали с недосягаемых высот руководящих трибун. То ли в них никакой объединяющей идеи на самом деле не было и, едва дождавшись разрешения, многолюдные потоки демонстраций мгновенно превращались в исчезающие в подъездах домов ручейки усталых и проголодавшихся людей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мифология Петербурга: Очерки."

Книги похожие на "Мифология Петербурга: Очерки." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наум Синдаловский

Наум Синдаловский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наум Синдаловский - Мифология Петербурга: Очерки."

Отзывы читателей о книге "Мифология Петербурга: Очерки.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.