Игвар Андерсоон - История Швеции

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Швеции"
Описание и краткое содержание "История Швеции" читать бесплатно онлайн.
Москва, 1951 год, Издательство иностранной литературы.
Книга И. Андерссона "История Швеции", издаваемая в русском переводе, ознакомит читателя с основными фактами из истории Швеции.
Книга отличается богатством фактического материала как по средневековой, так и по новой истории Швеции. Автор уделяет большое внимание вопросам экономики — развитию торговли в средние века, развитию промышленности в новое время.
Говоря об экономическом развитии страны, автор подробно останавливается и на вопросах социальной истории, приводит немало интересных и важных фактов, свидетельствующих о борьбе классов.
Большое внимание Андерссон уделяет внешней политике Швеции, причем, в отличие от большинства буржуазных историков, он показывает тесную связь внешней политики с внутренней, говорит об экспансионистских устремлениях шведского дворянства и об их пагубных последствиях.
Перевод с шведского Н. А. Каринцева. Под редакцией и с предисловием Я. Я. Зутиса.
Ingvar Andersson
SVERIGES HISTORIA
STOCKHOLM 1943
Так шел Густав Ваза к своей цели, преодолевая все препятствия — сначала со стороны церкви, потом общин и, наконец, Любека. Реформа государственного управления была почти закончена, беспорядки и волнения в стране подавлены. Можно было сказать, что близок к осуществлению идеал, к которому стремились оба Стуре. Остановится ли Густав Ваза на достигнутом или сможет и посмеет пойти дальше — в этом был теперь весь вопрос.
Глава XIV
ПОСЛЕДНИЙ КРИЗИС ПРИ ГУСТАВЕ ВАЗЕ
И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ
(1539–1560 гг.)
В течение ближайших трех лет, с 1539 по 1542 г., в ряде отраслей управления были проведены изменения, отражавшие новые взгляды правительства. Были сделаны эксперименты с «более современными» формами в центральном управлении; результатом этого было создание «палаты». Старое римское право, действовавшее в Швеции, было дополнено новыми юридическими положениями. Королевская власть усиливалась; ее влияние чувствовалось во всех сторонах жизни.
Таким путем Густав Ваза стремился расширить свою власть, основание для которой он в качестве руководителя государства заложил в течение первых пятнадцати лет своего правления. Подобные тенденции наблюдались в это время и в других странах Европы. Через несколько лет после «графской распри» Густав Ваза пригласил в Швецию в качестве помощников и советников нескольких опытных политических деятелей из Германии, всецело преданных распространенной в то время идее абсолютизма в том виде, в каком этот абсолютизм существовал в немецких монархиях, а также тому виду лютеранской церкви, который был создан в Германии. Среди этих советников Густава Вазы особенно выделялись ученый юрист Конрад фон Пюхю, состоявший, между прочим, на службе и у Габсбургов, и теолог Георг Норман. Последнего рекомендовали Густаву Вазе Лютер и Меланхтон, как воспитателя детей короля, но в этой должности Норман пробыл недолго, занявшись церковно-политической деятельностью. Тяжелая болезнь короля, приковавшая его к постели, может отчасти объяснить, почему эти люди так быстро получили большое влияние в делах управления. Во всяком случае, король стремился при их активной помощи достигнуть возможно большей полноты власти. Этот путь проложил он сам; Пюхю начертал ему план дальнейших действий.
В декабре 1539 г. Густав Ваза писал упландцам:
«Всем хорошо известно, как по-христиански и добро мы за время нашего управления обращались со всеми вами и с нашим дорогим отечеством — так, как святой Моисей правил детьми Израиля…» «Времена короля Кристиана были тяжелые, — пишет Густав далее, — ваши слуги, работники, батраки, так же как ваш крупный и мелкий скот, с утра дотемна, уныло бродили по земле; свои сады, дома, поля и луга вам приходилось оставлять без присмотра, земли по большей части были пусты, не вспаханы и не засеяны». Теперь благодаря труду Густава все стало по-другому: «Все горы, долины, луга и поля теперь веселы и изобильны». Несмотря на это, его подданные «неблагодарны и упрямы». Они недооценивают его работу или не хотят понимать ее; а между тем королю они обязаны «всеми своими успехами».
Эти слова, которые считались характерными для Густава Вазы, написаны на основе проекта Конрада фон Пюхю, составленного по-немецки и дошедшего до нас. В таком духе составлялись многие документы, вышедшие в то время из королевской канцелярии. Крестьяне из Эланда должны были под страхом денежного штрафа скосить сено уже ко дню св. Улофа и смолотить зерно ко дню св. Варфоломея. Положение батраков в областях было урегулировано, чтобы они не занимались более бродяжничеством. Корона взяла податное крестьянство под свое непосредственное управление. Государство вмешивалось также и во все отрасли торговли — как внутренней, так и внешней. Издавна южные области Швеции вывозили мясомолочные продукты и другие продукты сельского хозяйства через датские порты в сконских провинциях. Теперь это запрещалось. Государство отныне рассматривалось как своего рода собственность короны и даже лично короля.
Подобные же тенденции наблюдались и в отношении церкви. В 30-х годах XVI в. разрыв государства с папской церковью был завершен. Последний католический епископ в Швеции, архиепископ Иоганнес Магнус, бывший в 1526 г. в составе делегации в Польше, покинул Швецию и больше туда не возвращался. Он уехал в Италию и там начал писать свою знаменитую древнюю историю Швеции — книгу «О конунгах ётов и свеев». Первым протестантским архиепископом стал Лаврентий Петри, брат магистра Улофа. На церковном соборе в 1536 г. в Упсале программа реформаторов одержала решительную победу, но Густаву Вазе показалось, что власть над церковью ускользает из его рук; он счел необходимым найти и на этот раз какую-то новую форму для реорганизации церкви. Ему дали совет, который и решил дело, его немецкие помощники. Олаус Петри и Лаврентий Андреэ были обвинены в измене, над ними состоялся суд в конце 1539 г. и начале 1540 г. Оба они были осуждены на смерть, но затем помилованы королем. В результате они и то течение, которое они представляли, сошли со сцены. Церковь получила новую организацию, а государство получило преобладающее влияние в церковных делах. Этим было завершено дело, начатое еще в 1527 г. на Вестеросском риксдаге. Георг Норман был назначен суперинтендантом; церковь стала государственной. Закрепить все происшедшие в церковных делах изменения было поручено тому же Норману, который с этой целью предпринял в 1540 г. поездку по области Ёты. Правительство отобрало у церкви все излишнее, по мнению государства, движимое имущество, как, например, драгоценные изображения, чаши, блюда, брачные венцы; все это отдавалось не без ропота со стороны священнослужителей. Эта конфискация церковной утвари вызвала такое же недовольство, какое вызывала в начале 30-х годов конфискация колоколов. Зато в подвалах государственного казначейства накапливалось серебро, доходы государства непрерывно росли. Редукция церковных имуществ вышла далеко за те пределы, которые первоначально все предвидели.
Все эти действия королевской власти оскорбляли в народе чувство личной свободы и независимости. Но после подавления строптивого далекарлийского крестьянства король уже не ожидал серьезного сопротивления своим действиям с чьей-либо стороны. Его новые советники тем более не могли предполагать, какой риск заключается в этих действиях. А риск между тем был. Воинственное крестьянство Смоланда с особенно большим недовольством встретило новшества, и прежде всего запрещение свободной торговли через датские границы. В мае и июне 1542 г. до Густава Вазы дошли слухи о том, что некий Нильс Дакке поднял в Смоланде восстание, быстро распространившееся по всей области. Восставшие убивали дворян и фогдов. Король поспешил принять все меры для подавления восстания. Он пустил в ход средства убеждения и одновременно послал в восставшую область войска. Но число сторонников Дакке росло с каждым днем; осенью того же 1542 г. восставшие нанесли в Эстерйётланде у Чисы серьезное поражение правительственным войскам. Своим боевым лозунгом они, подобно мятежным далекарлийцам, выбрали имя Стуре. Они обратились с просьбой к сыну Стена, Сванте Стуре, взять на себя руководство восстанием и объявить себя регентом. Сванте не пошел на эту авантюру, но тем не менее Нильс Дакке одержал крупную дипломатическую победу: в результате переговоров с представителями короля в ноябре 1542 г. он заключил соглашение, по которому военные действия временно прекращались с сохранением статус-кво. Это было заключенное по всем правилам перемирие между восставшими и главой государства.
Король использовал зиму для того, чтобы убедить крестьянство других областей Швеции не присоединяться к восстанию. Он обращался к народу с посланиями, которые принадлежат к числу самых удачных и живых из всех подобного рода обращений короля. В убедительных выражениях он разъяснял, как следует понимать его деятельность. Стиль обращений был теперь совсем не тот, каким он был в уже упомянутом нами манифесте от 1539 г., — он был более народным и непосредственным. В своем обращении Густав Ваза использовал одно место из обвинений Нильса Дакке, где говорилось, что все старое и прежнее уже не имеет силы. Король обратился в конце 1542 г. к крестьянам Смоланда, Эстерйётланда и Вестерйётланда, то есть к самым беспокойным и мятежным областям, а также к областям, расположенным ближе всех других к этим центрам восстания, и разъяснил, чем, по его мнению, было и что означало «старое и прежнее». «Я знаю, — писал Густав Ваза, — сложилось всеобщее мнение, что крестьянство желает того, что было в старину, понимая под этим «меньшие налоги» и прочие льготы». Однако он предвидит, что такого рода свободы принесут в конечном счете мало пользы. Если посмотреть, что действительно лежит в основе старых обычаев, то мы увидим, что это сводится, например, к тому, что для защиты страны имеется лишь небольшое количество солдат. В таком случае врагу открывается легкий доступ в страну; несомненно, что следует предпочесть надежную оборону. Однако это стоит денег, но крестьянство не думает об этом, а только кричит все время о «старых обычаях». Иными словами, крестьяне хотят, чтобы их защитили от врага, но желают нести при этом лишь небольшие расходы, как тот, о котором говорит старая поговорка, что он хочет иметь теплый дом, но не хочет разбирать штабель дров. Король продолжает далее развивать эту тему: «Раньше корабли купцов, снабжавших государство солью, хмелем, сукном и другими необходимыми продуктами, грабили; людей выбрасывали за борт и топили, как щенят. Если эти старые обычаи и считаются хорошими, то, по моему разумению, они не могут быть для нас полезны». Густав Ваза дает затем яркую обобщающую картину того, как вообще шли дела в стране в старое время: враги опустошали страну, сжигали селения; убийства и вымогательства были обычным явлением, шведы терпели поражения в бою с врагом, и крестьянство вынуждено было само отвечать за защиту страны. «Мы предлагаем каждому разумному шведу взвесить, в такой ли мере были полезны все эти старые обычаи для нашего отечества». Ясно, с предельной наглядностью Густав Ваза излагал свои мысли об организации государства. В заключение он обещал немедленно оказать помощь каждому, кто жалуется на дворянина или фогда.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Швеции"
Книги похожие на "История Швеции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игвар Андерсоон - История Швеции"
Отзывы читателей о книге "История Швеции", комментарии и мнения людей о произведении.