» » » » Анастасия Никольская - Ненаправленная анималотерапия. Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой у детей и взрослых


Авторские права

Анастасия Никольская - Ненаправленная анималотерапия. Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой у детей и взрослых

Здесь можно скачать бесплатно "Анастасия Никольская - Ненаправленная анималотерапия. Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой у детей и взрослых" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Медицина, издательство Аквариум-Принт, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анастасия Никольская - Ненаправленная анималотерапия. Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой у детей и взрослых
Рейтинг:
Название:
Ненаправленная анималотерапия. Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой у детей и взрослых
Издательство:
Аквариум-Принт
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-9934-0243-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ненаправленная анималотерапия. Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой у детей и взрослых"

Описание и краткое содержание "Ненаправленная анималотерапия. Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой у детей и взрослых" читать бесплатно онлайн.



Авторы книги в доступной форме рассматривают и описывают различные аспекты взаимодействия взрослых и детей, в том числе с особенностями развития, с собакой в семье. Описаны неосознаваемые владельцами мотивы приобретения собак; стили взаимодействия между членами семьи и собакой.

Представленные в книге материалы дают возможность получить представление о влиянии различных стилей воспитания животного на психическое и физическое состояние собаки.

Книга охватывает широкий круг вопросов, связанный с взаимодействием людей среднего и старшего возраста с домашними питомцами.

Предназначена для широкого круга читателей.






А.В. Никольская, Н.А. Ульянова

Ненаправленная анималотерапия

Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой у детей и взрослых

Вступление

На психическое и физическое развитие человека, его здоровье оказывает огромное влияние окружающая среда, частью которой являются животные. Значение животных для самочувствия людей становится все более очевидным. Отсутствие гармоничных взаимоотношений с окружающими у большого числа людей приводит ко все возрастающему числу депрессий, стрессовых состояний и различных заболеваний. Одним из модных методов терапии таких состояний на сегодняшний день является анималотерапия, т. е. терапия, использующая животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи.

У анималотерапии как метода существуют свои функции, такие как:

1) психофизиологическая — взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом;

2) психотерапевтическая — взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений;

3) реабилитационная — контакты с животными являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, способствующим как психической, так и социальной реабилитации;

4) функция самореализации — одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности;

5) функция общения — одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные в процессе взаимодействия человека с ними, — это функция партнеров общения, а также свои виды:

— ненаправленная анималотерапия — взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения;

— направленная анималотерапия — целенаправленное использование животных по специально разработанным терапевтическим программам.

Направленная анималотерапия использует специально обученных животных и подразделяется на виды в зависимости от того, какие именно животные используются — иппотерапия (лошади), дельфинотерапия (дельфины), канистерапия (собаки) и др.

В данной работе мы остановимся на канистерапии (терапии собаками). Занятия и игры с собакой мобилизуют двигательные функции, развивают моторику, снимают физическое напряжение. Считается, что собаки способствуют снижению страхов и чувства собственной неполноценности, придают уверенности в себе и собственных силах. Собака способна пробудить в неразговорчивых и несоциализированных детях и взрослых желание общаться, больше разговаривать, открыто проявлять свои эмоции и охотно идти на контакт с окружающими.

Но, как часто бывает, ставший модным метод начинает использоваться повсеместно, без учета особенностей пациента и используемого животного. Цель данной работы состоит в том, чтобы показать те сложности, которые могут возникнуть в процессе ненаправленной анималотерапии.

Глава 1

Взаимодействие человека и собаки в современной городской семье

Прежде чем мы рассмотрим, какой эффект оказывает на владельцев общение с собакой и насколько этот эффект является позитивным, мы предлагаем читателю задуматься о том, что представляет из себя современная городская семья, имеющая собаку, и как строится взаимодействие хозяев с собакой в современном мегаполисе. Взаимодействие — это обоюдный процесс. Собака строит его с учетом своих видовых особенностей, человек — с учетом социальных норм и правил, принятых в его обществе, и здесь может возникнуть одно из главных противоречий в построении этого взаимодействия. Как бы ни хотелось владельцам «очеловечить» собаку, что совершенно понятно в силу совместного проживания, путь «очеловечивания» неконструктивен при взаимодействии с животным. Жизнедеятельность собаки в человеческой семье в биологическом смысле направлена на установление своего статуса в этой семье. При этом желательно, чтобы этот статус был как можно выше.

Как видит современный владелец собаки эти взаимоотношения или свое взаимодействие с собакой? Иногда это взаимодействие воспринимается владельцем как партнерство (где собака выполняет функцию младшего партнера или друга). Чаще собака воспринимается как ребенок. В этом смысле проблема статуса домашнего любимца встает довольно остро, хотя зачастую и не осознается владельцами. Само понятие слова «хозяин» подразумевает для нас, что мы занимаем более высокий статус. Если же собака воспринимается как ребенок, то, с одной стороны, этот «четвероногий ребенок» возносится на пьедестал как самый умный и красивый, у которого должно быть все самое лучшее (корма, игрушки, наряды, ветеринарные врачи и т. д.), с другой стороны, сам статус ребенка подразумевает, что владелец является «родителем», автоматически занимая более высокое положение. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним [Ю. П. Платонов, 2007].

Владелец ожидает от собаки соблюдения определенных социальных норм, а также любви и безоговорочного принятия в обмен на предоставляемые им жизненные блага. Деятельность животного, в понимании владельца, должна быть направлена на позитивное взаимодействие с ним. В идеале собака, выполняя предписанные хозяином нормы поведения, всегда будет оказываться в выигрыше, удовлетворяя большую часть базовых потребностей (в еде, защите, поддержке и пр.), т. е. фактически хозяин ожидает от собаки выполнения некоей социальной роли, а именно — роли послушного и преданного любимца семьи. Причем исполнение этой роли является логическим следствием системы санкций (против того, что не соответствует ожиданиям владельца) и поощрений (за то, что этим ожиданиям соответствует). При огромном значении объективных факторов окружения, определяющих ролевое поведение, исполнение роли и качество этого исполнения могут в серьезной степени зависеть от индивидуальных качеств как животного, так и владельцев. Далее нужно признать, что эти индивидуальные качества могут быть одним из решающих факторов функционирования семейной системы, в которую включена собака.

Следовательно, для прогнозирования функционирования такой системы необходимо знать не только систему статусов, установленную в семье, но и личностные характеристики членов семьи, включая собаку. Например, статус владельца, априори воспринимаемый им как доминирующий над статусом собаки (мы уже говорили, что собака обычно рассматривается в семье как младший товарищ или ребенок, что совершенно естественно, учитывая, что человек заменил щенку родителей, взяв на себя его воспитание и социализацию), собака может принимать или пытаться оспаривать (в зависимости от мотивации собаки в борьбе за статус).

Взаимодействие в группе (в нашем случае между владельцами и собакой) осуществляется посредством коммуникации или общения индивидов, и постольку поскольку первую скрипку в подобном взаимодействии играет человек, значит, и отношения между ним и собакой будут строиться на базе социального общения. Поэтому нам необходимо рассмотреть структуру общения, характерную для человеческого социума, и выявить, как встраивается в эту структуру собака.

Рассмотрим структуру общения, предлагаемую Г. М. Андреевой [2006], как состоящую из трех компонентов: коммуникативного, интерактивного и перцептивного. Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между индивидуумами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия. Перцептивная сторона означает процесс восприятия и понимания друг друга и установление взаимопонимания.

1.1. Коммуникативная сторона общения

Специфика коммуникативного аспекта общения заключается в том, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность в своем партнере, а не рассматривает его как некий объект. Действительно, при общении с собакой человек рассматривает ее именно как субъект взаимодействия. Главное отличие общения человека с собакой заключается в том, что при такой коммуникации далеко не всегда удается выработать общий смысл, т. е. не любая информация, принятая обеими сторонами в процессе коммуникации, может быть понята и осмыслена.

Посредством общения партнеры могут влиять друг на друга, т. е. обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера. Эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удалось такое воздействие; следовательно, при обмене информацией осуществляется процесс возникновения доверия между партнерами [Г. М. Андреева, 2006].

Однако доверие не является беспредметным, оно всегда относится к определенным условиям, в которых успешно достигается результат деятельности по удовлетворению определенной потребности [И. В. Антоненко, 2003, 2004, 2006]. Обратим внимание на тот аспект, что возникновение доверия между партнерами по общению (в нашем случае между человеком и собакой) предполагает те же условия, что и возникновение доверия между людьми. Действительно, при общении деятельность человека и активность собаки направлены друг на друга, следовательно, нелогичное, непоследовательное поведение обеих сторон может приводить к возникновению недоверия опять-таки с обеих сторон. Ясно, что условия среды, в которых происходит общение, также оказывают влияние на возникновение доверия. Например, если неблагоприятные средовые условия в раннем онтогенезе явились результатом базового недоверия собаки к человеку, то нормальный коммуникативный процесс между ними будет затруднен. С другой стороны, если социокультурные условия, в которых вырос человек, предполагали его отношение к собаке как к опасному или нечестному животному, то появление доверия к собаке у такого человека также будет затруднено.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ненаправленная анималотерапия. Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой у детей и взрослых"

Книги похожие на "Ненаправленная анималотерапия. Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой у детей и взрослых" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анастасия Никольская

Анастасия Никольская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анастасия Никольская - Ненаправленная анималотерапия. Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой у детей и взрослых"

Отзывы читателей о книге "Ненаправленная анималотерапия. Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой у детей и взрослых", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.