Александр Ляховский - Трагедия и доблесть Афгана

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Трагедия и доблесть Афгана"
Описание и краткое содержание "Трагедия и доблесть Афгана" читать бесплатно онлайн.
Автор книги генерал-майор А. А. Ляховский длительное время проходил службу в Генеральном штабе ВС СССР и на завершающем этапе пребывания советских войск в Афганистане являлся ближайшим помощником руководителя Оперативной группы МО СССР в РА генерала армии В. И. Варенникова, который фактически был советником Верховного главнокомандующего ВС РА Наджибуллы. Это позволило автору пролить свет на многие белые пятна войны в Афганистане и представить достаточно полную картину происходивших там событий.
На основе ранее не публиковавшейся малоизвестной, секретной и совершенно секретной информации, а также воспоминаний непосредственных участников событий раскрывается многотрудный и противоречивый процесс принятия решения советским политическим руководством на прямое военное вмешательство во внутренние дела Афганистана, показана история ввода и боевых действий советских войск в этой стране. Автор вскрывает глубинные причины роковых просчетов высшего советского руководства, вследствие которых армия оказалась заложником «афганской войны», и не ее вина, что эта акция не принесла Советскому Союзу славы. Раскрывается роль исламского фактора и его влияние на ход событий в Афганистане. Дается анализ действий советских войск и причин, приведших режим НДПА к поражению.
Книга рассчитана на массового читателя, а также представляет несомненный интерес для исследователей и специалистов по проблемам локальных конфликтов в связи с тем, что уроки «афганской войны» очень актуальны и значимы в свете современной обстановки в России и СНГ, когда суровой реальностью стало возникновение многочисленных вооруженных конфликтов, унесших жизни многих тысяч наших соотечественников, а также в плане миротворческой деятельности ООН в различных регионах нашей планеты.
Основной целью этих переговоров являлась организация взаимодействия между силами ПИЕА и ИОА в северных и центральных провинциях Афганистана в плане проведения крупной совместной операции, равной по значительности захвату оппозицией Хоста.
Активизировались контакты между Ахмад Шах Масудом и Исмаил Ханом («Туран» Исмаилом) с целью выработки планов взаимодействия и консолидации усилий по борьбе с государственной властью на севере Афганистана и проведения подрывной деятельности на южных границах Советского Союза.
Новые инициативы ООН
В такой ситуации президент РА основные усилия сосредоточил на поиске выхода из тупика путем привлечения к внутриафганскому урегулированию международных сил, в том числе ООН. При этом определенные надежды связывались с выдвинутым в мае 1991 г. Генеральным секретарем ООН Пересом де Куэльяром планом мирного урегулирования, предусматривающим поэтапное формирование в Афганистане коалиционных органов власти с участием всех политических сил страны. Согласно этому плану, на начальном этапе переходного периода должны быть созданы временные государственные структуры, которые обеспечили бы в последующем всеобщие выборы нового афганского правительства на широкой основе. Необходимым условием при этом выдвигалось прекращение огня и отказ всех государств от поставок оружия конфликтующим афганским группировкам, а также недопущение давления и вмешательства в этот процесс извне.
СправкаВ Кабуле распространен текст Заявления Генерального секретаря ООН по Афганистану, которое широко обсуждается в государственных учреждениях и различных слоях общества.
В преамбуле этого документа указывается, что он явился результатом активных консультаций личного представителя Генерального секретаря Б. Севана со всеми группами афганского народа, включая политических лидеров оппозиционных группировок и полевых командиров сопротивления, находящихся в Пешаваре, Тегеране и на территории Афганистана, а также с видными афганцами, проживающими в настоящее время за пределами региона. Были проведены консультации и с заинтересованными правительствами СССР, США, Пакистана, Ирана и Афганистана.
Определяющим моментом является то, что процесс достижения урегулирования должен осуществляться самими афганцами без вмешательства извне.
Основу для такого политического урегулирования, приемлемого для большинства, составляют следующие элементы:
Необходимость сохранения суверенитета, территориальной целостности, политической независимости, неприсоединенного и исламского характера Афганистана.
Признание прав афганского народа на определение формы правления и выбор экономической, политической и социальной системы без какого-либо вмешательства извне.
Необходимость переходного периода, детали которого должны быть выработаны и согласованы посредством внутриафганского диалога, ведущего к созданию правительства на широкой основе:
необходимость осуществления в течение этого периода переходных мероприятий, приемлемых для подавляющего большинства афганского народа, включая создание надежного и беспристрастного переходного механизма (подлежит конкретизации) с соответствующими функциями и полномочиями, который пользовался бы доверием афганского народа и обеспечивал бы ему гарантии участия в свободных и справедливых выборах с учетом афганских традиций с целью создания правительства на широкой основе;
необходимость прекращения на переходный период боевых действий;
целесообразность в течение переходного периода и в ходе процесса выборов помощи, в соответствующих случаях, со стороны ООН или любой другой международной организации.
Необходимость достижения соглашения о прекращении всеми поставок оружия всем афганским сторонам, которое выполнялось наряду со всеми согласованными переходными мероприятиями.
Признание необходимости обеспечения адекватных финансовых и материальных ресурсов для решения проблем афганских беженцев и создания необходимых условий для их добровольной репатриации, а также для экономической и социальной реконструкции Афганистана.
В конце заявления все афганские лидеры призываются к политическому процессу урегулирования, а заинтересованные правительства — к поддержке этого процесса и уважению прав народа Афганистана по самостоятельному решению своей судьбы.
Источники информации: МИД РА, советское посольство в Кабуле, май 1991 г.План Генерального секретаря ООН нашел поддержку у руководства РА. Были отданы указания официальным средствам массовой информации о развертывании широкомасштабной пропагандистской кампании по доведению основных положений до всех слоев общества. При этом акцент делался на тех пунктах Заявления, которые совпадали с предложением, объявленным ранее президентом РА Наджибуллой.
Руководство Афганистана в Кабуле, поддерживая выдвинутый план ООН, подключилось к практическому его осуществлению. Для разработки конкретных предложений были сформированы четыре рабочие группы из представителей госаппарата, партии «Отечество» и армии. Министерством иностранных дел и другими внешнеполитическими органами Афганистана предпринимались меры по ускорению процесса мирного разрешения конфликта. Президент Наджибулла и его сторонники стремились захватить инициативу в формировании новых государственных структур и тем самым сохранить за собой ключевые позиции. Это вызвало противодействие со стороны других афганских политических сил.
Лидеры афганской оппозиции в Пешаваре сразу же заявили о непринятии плана Генерального секретаря ООН, утверждая, что «в нем содержится много бесполезных пунктов».
Причиной этому было их желание продолжить силовое давление на режим, что, как они считали, позволит моджахедам в короткие сроки достичь ощутимых результатов в борьбе за власть в Афганистане.
Однако в действиях вооруженной оппозиции просматривалось появление новых моментов. Хотя она и продолжала выступать за ведение боевых действий в Афганистане «до победного конца», но умеренная ее часть (лидеры С. Моджаддади, С. Гилани, М. Наби) высказывалась в поддержку плана ООН, проявляла готовность начать диалог с различными афганскими политическими группировками, в том числе и с Наджибуллой.
Экстремистские же лидеры моджахедов Г. Хекматияр, А. Саяф и Ю. Халес категорически отрицали возможность начала мирного процесса с участием Наджибуллы и его окружения.
В целях преодоления разногласий и выработки приемлемого для большинства оппозиционеров плана была создана комиссия в составе 28 представителей от всех группировок.
Пакистанское и иранское руководство в целом одобряло возможность решения афганской проблемы политическим путем и высказывалось в поддержку плана ООН.
В состав нового коалиционного правительства Афганистана, по мнению Пакистана и Ирана, могли бы войти представители всех политических сил страны, в том числе и представители от находящихся в Кабуле властей, за исключением самого Наджибуллы. При этом они пытались заранее обеспечить поддерживаемые оппозиционными партиями («Альянс-7» и ПИЕА) сильные позиции в создаваемых государственных структурах и тем самым усилить свое влияние в Афганистане.
В пользу поиска политического решения конфликта в РА по плану ООН высказались и США. Для ускорения этого процесса американская администрация заявила о готовности полностью прекратить оказание военной помощи экстремистским афганским группировкам и поддерживать умеренных лидеров.
Активную поддержку политическому урегулированию стали оказывать страны Западной Европы, которые делали ставку на передачу власти в Афганистане национальной буржуазии и бывшему королю Захир Шаху, имеющих тесные связи с западными деловыми кругами. Они также предусматривали участие в формировании коалиционного правительства и представителей Наджибуллы, что совпадало с линией, проводимой США.
В то же время все вовлеченные в конфликт силы понимали, что успешная реализация плана афганского урегулирования напрямую зависела от их готовности пойти на взаимные уступки. Но как раз этого и не хотела делать непримиримая часть оппозиции, которая для укрепления своих политических позиций в переходный период наращивала активность боевых действий, используя их в качестве фактора военного давления на госвласть в Кабуле.
Моджахеды активизируют борьбу за власть
К концу лета правительственные войска под ударами мятежников практически повсеместно были вынуждены перейти к обороне, а на отдельных направлениях даже отступить. Объектами особого внимания моджахедов стали Кабул, Джелалабад, Гардез, Кандагар, Герат, Кундуз, другие важные административные центры, а также основные магистрали страны.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Трагедия и доблесть Афгана"
Книги похожие на "Трагедия и доблесть Афгана" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Ляховский - Трагедия и доблесть Афгана"
Отзывы читателей о книге "Трагедия и доблесть Афгана", комментарии и мнения людей о произведении.