Арсений Гулыга - Немецкая классическая философия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Немецкая классическая философия"
Описание и краткое содержание "Немецкая классическая философия" читать бесплатно онлайн.
314
Карл Людвиг Кнебель (1744-1834). Его работы содержат ряд идей, которые затем разовьет Фейербах. В работе "Взор на наше бытие" (1818) Кнебель утверждает, что "природа и сущность человека, как и всех других существ, одного и того же порядка и то, что мы называем духом и приписываем только человеку, есть не что иное, как более высокая сила, основанная на свойствах природы" [20]. Кнебель - сторонник концепции естественного происхождения жизни и человека, поклонник Лукреция (поэму которого "О природе вещей" он перевел на немецкий язык), критик религии и механистических теорий.
Несмотря на то что в философской атмосфере Германии носились материалистические идеи, Фейербах начинал как идеалист, приверженец и ученик Гегеля; два года он слушал в Берлине лекции Гегеля, слушал внимательно и восторженно. "Благодаря Гегелю, - признавался Фейербах, - я осознал самого себя, осознал мир. Он стал моим вторым отцом..." [21] Посылая учителю свою диссертацию "О едином, всеобщем, бесконечном разуме" (1828), ученик в почтительной форме ставил вопрос о дальнейшем развитии принципов, заложенных в гегелевской философии религии. Сейчас важно, писал Фейербах, подвергнуть отрицанию прежние способы воззрения на жизнь и смерть, потусторонний и посюсторонний мир. Христианство не является совершенной и абсолютной религией, "разум не исчерпан в христианстве" [22]. Так у будущего автора "Сущности христианства" зарождались первые критические идеи, которые, разумеется, не могли найти сочувствия у автора "Лекций по философии религии". Письмо Фейербаха осталось без ответа.
В письме к учителю он высказал далеко не все из того, что его волнует. Сомнения молодого Фейербаха простираются на более широкую область. "Как мышление относится к бытию, как логика относится к природе?" - задает он себе вопрос. И отвечает: "Не было бы природы, никогда логика, эта непорочная дева, не произвела бы ее из себя" [23]. Второй вопрос - каково отношение философии к религии? Ответ - "существующие религии заключают бесконечно много отвратительного и несовместимого с истиной" [24]. И третий вопрос каково отношение философии
315
Гегеля к современности и к будущему, не есть ли она мир прошлого? Ответа Фейербах не дает, но сам вопрос достаточно красноречив.
В круг духовных интересов Фейербаха входит новый кумир - Гердер. В 1829 г. Фейербах читает в Эрлангенском университете курс логики и метафизики. Читает "по Гегелю", но получается "по Гердеру". Предмет своих лекций молодой приват-доцент трактует предельно широко.
Он говорит о человеке, о том, что в теологии нет ни действительного, ни истинного человека, человек здесь лишь абстрактное представление. Лишь посредством любви в душу входит определенность. Любовь неотделима от человечества. "Ребенок лишь тогда становится человеком, когда любит... Сущность любви обнаруживается всего яснее в одном виде любви, в любви мужчины к женщине" [25]. Фейербах еще не материалист, и хотя он признает первичность природы по отношению к "логике", но это свидетельствует только о его близости к Шеллингу. От последнего он отличается критическим отношением к религии, вполне земной интерпретацией любви.
Первое опубликованное произведение Фейербаха - "Мысли о смерти и бессмертии" (1830). И здесь речь идет о любви - небесной и земной, божественной и человеческой. Бессмертен, пишет Фейербах, один только Бог, но Бог есть любовь, и любящий человек причастен Богу. "Человек любит, он обязан любить. Но любовь его различна, ее истина и ценность определены содержанием и объемом чувства. Можно любить единичное, чувственное (деньги, вещи), или честь, славу, или существенное, всеобщее, живое, можно любить отдельных людей, конкретные существа (чувственная любовь), а можно - человека вообще, человека в человеке, доброе в нем или вообще добро, Бога, истину. Чем глубже предмет любви, тем она сильнее, а по этой силе определяется ценность любви: чем больше ты отдаешь самого себя, тем истиннее твоя любовь. Нельзя любить без самоотдачи" [26]. К своему трактату Фейербах присовокупил "теологически-сатирические" двустишья. Они снижали патетику прозаического текста, высмеивали идеалистически догмы и церковную догматику.
316
"Сущность - только понятие", - значит, скелет человека
Куда как реальней, чем сам живой человек.
Эти строки явно нацелены против Гегеля, для которого, по словам Фейербаха, жизнь всего лишь "добавление к костяку", гегельянская мудрость, как гиена, довольствуется костями. Другие двустишия метят в мистиков и незадачливых богословов, которые выдают Библию за вечную мудрость; на самом деле Библия - эпизод в "эпосе человечества"; подлинное "слово Божье" содержит всемирная история; когда-то религия служила опорой государству, теперь, наоборот, государство подпирает религию, базис теологии - полиция. Заодно достается от Фейербаха и буржуазному хищничеству, выдающему себя за "просвещение":
Если срубить все леса и сравнять вершины с долиной,
Вот тогда к нам придет просвешенье и свет.
Первый печатный труд Фейербаха оказался для него и последним, который он написал, будучи преподавателем высшей школы. Как вольнодумца, его уволили из Эрлангенского университета. Фейербах целиком посвятил себя литературной деятельности. Один за другим выходят его историко-философские труды: "История философии нового времени от Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы" (1833), "Изложение, развитие и критика философии Лейбница" (1837), "Пьер Бейль. К истории философии и человечества" (1838).
Интерес к своим предтечам, высокая историко-философская культура характерны для немецкой классики. Гегель в "Лекциях по истории философии" главное внимание уделил античной диалектике и античному идеализму, его герой - Платон. Шеллинг перенес акцент на современность. Интересы Фейербаха прикованы к той эпохе, когда выросло значение эмпирических наук, когда широкое распространение получили пантеистические идеи. Один из друзей упрекнул его за то, что в своих трудах, посвященных истории философии, он тратит силы на компиляции. Фейербах возразил: "Называя мои исторические работы
317
учеными компиляциями, ты судишь поверхностно. Существенный момент в них - не изложение, а развитие центрального пункта излагаемой философии" [27]. Так, в учении Лейбница Фейербах считает труднейшим пунктом проблему материи, и именно эта проблема побуждает его к поиску.
Ближе других ему Я. Бёме с его антропологией, с его убеждением в том, что человек есть прообраз "сущности всех сущностей". Бёме противостоит в равной мере и Гоббсу, и Декарту, и Спинозе, и Лейбницу. Их отвлеченной метафизике и идеализму он противопоставляет чувственность. "Яков Бёме является самым поучительным и в то же время самым интересным доказательством того, что тайны теологии и метафизики находят свое объяснение в психологии..." [28] Развивая центральный пункт учения Бёме, Л.Фейербах сам занимается психологией, облекая результаты своих размышлений в доступную, эссеистскую форму. Свидетельство тому - "Писатель и человек. Собрание юмористических философских афоризмов" (1834). Индивидуальное бессмертие Фейербах не признает, бессмертия человек достигает только в творчестве. Благодаря творчеству оказывается возможным и переселение душ: "Индусы знали переселение душ лишь до жизни и после нее. Но уже в жизни существует метемпсихоз. Это чтение... Какое громадное наслаждение - вселяться в душу Платона, Гёте!" [29]
Каким же образом возникает подобное чудо? Любое созидание требует траты внутренних жизненных сил, вплоть до самопожертвования; творчество - это патологическое состояние, захватывающее и изнуряющее. Не только художественное, "даже чисто научное, философское творчество, которое расцветает лишь при полном господстве разума, представляет собой в то же время экстаз, захватывает всего человека, возбуждает живейшее напряжение чувств, требует и вызывает наиболее интимное участие личности. Каждая истинная мысль как свободный продукт духа есть одновременно насквозь проникающая детерминация нашей непосредственной индивидуальности, удар в сердце, потрясение всего нашего бытия" [30]. До Фейербаха никто не смог так точно и тонко охарактеризовать суть творческого акта, увидеть единство художественного и научного творчества. Синтезу искусства и науки Фейербах придавал
318
решающее значение. По его словам, "средним членом между высоким и низким, абстрактным и конкретным, всеобщим и особенным в практическом отношении служит любовь, в теоретическом - юмор. Любовь сочетает дух с человеком, а юмор- науку с жизнью. Сама любовь - это юмор, а юмор - любовь" [31]. Юмор - это нечто более высокое, чем житейские шутки, это творческое, художественное начало, которое необходимо внести в науку. Фейербах говорит, что стремлением внести юмор в науку он руководствовался при написании своих афоризмов "Писатель и человек" и при выборе самостоятельного пути в философии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Немецкая классическая философия"
Книги похожие на "Немецкая классическая философия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Арсений Гулыга - Немецкая классическая философия"
Отзывы читателей о книге "Немецкая классическая философия", комментарии и мнения людей о произведении.