» » » » Петер Слотердайк - Критика цинического разума


Авторские права

Петер Слотердайк - Критика цинического разума

Здесь можно купить и скачать "Петер Слотердайк - Критика цинического разума" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Изд-во Уральского университета, год 2001. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Критика цинического разума
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2001
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Критика цинического разума"

Описание и краткое содержание "Критика цинического разума" читать бесплатно онлайн.








Но с того момента, как кинизм сделал высказывание истины зависимым от факторов мужества, дерзости и риска, процесс истины

оказался во власти доныне незнакомого морального противоречия; я называю его диалектикой растормаживания. Тот, кто берет на себя свободу выступать против господствующей лжи разного рода, про­воцирует возникновение климата сатирической развязности, в кото­рой и власть имущие, вкупе со своими господскими идеологиями, тоже аффективно растормаживаются — именно в ответ на крити­ческие выпады с кинической стороны. Но если киник подкрепляет свои «дерзости» своей аскетической жизнью, то подвергшийся ата­ке идеализм отвечает ему замаскированной под возмущение растор-моженностью, которая в наихудшем варианте доходит до полного физического уничтожения противника. К сущности власти относит­ся то, что она может смеяться только своим собственным шут­кам.

II. Писать против идеалистического ветра

Дерзость имеет, в принципе, две позиции: верх и низ, господствую­щая власть и противоборствующая ей сила,— выражаясь старомод­но: господин и раб. Античный кинизм начинает представление «го­лых аргументов» с выступления в роли оппозиции, питаясь силой, идущей снизу. Киник пукает, какает, писает, мастурбирует на виду у всех на афинском рынке; он презирает славу, плевать хотел на архи­тектуру, отвергает респектабельность и уважение, пародирует исто­рии о богах и героях, ест сырое мясо и сырые овощи, лежит на сол­нышке, зубоскалит с проститутками и говорит Александру Велико­му, чтобы тот отошел и не загораживал солнце *. Что бы это значило?

Кинизм — это первая реплика в ответ на афинский господский • идеализм, который выходит за рамки теоретических опровержений. Он не высказывается против идеализма, он живет против него. Ди­оген, возможно, был фигурой, появившейся из конкуренции с Со­кратом; странности его поведения, быть может, означали попытки комедийно превзойти хитрого диалектика. Однако этого недоста­точно — кинизм по-новому ставит вопрос о том, как говорят истину.

Академическая беседа философов не оставляет надлежащего места для материалистической позиции — да, она не может отвести материалистической позиции надлежащего места, так как сам диа­лог уже имеет своей предпосылкой нечто вроде соглашения об идеа­лизме. Там, где только говорят, экзистенциальный материализм чув­ствует себя непонятым с самого начала. Ведь в диалоге между голо­вами всегда всплывают только головные теории, и из спора идеализма с «головным материализмом» легко извлекается «головная диалек­тика». С софистами и теоретическими материалистами Сократ справ­лялся легко, стоило ему только вовлечь их в разговор, в котором он как мастер возражений был непобедим. Но с Диогеном ни Сократ, ни Платон не справились — ведь он говорил с ними «также и ина­че», прибегая к диалогу с участием живой плоти. Таким образом,

Платону оставалось только прибегать к диффамации своего страш­ного и неудобного противника. Он называл его «обезумевшим Со­кратом» (Sokrates mainomenos). Предполагалось, что это выраже­ние уничтожит его, но оно стало выражением наивысшего призна­ния. Платон, сам того не желая, ставит соперника на одну ступень с Сократом, величайшим диалектиком. Это платоновское указание пальцем дорогого стоит. Благодаря ему становится ясно, что у Дио­гена с философией происходит что-то тревожащее и все же неотвратимо-важное, а именно: в собачьей философии киника про­являет себя материалистическая позиция, которая ничуть не уступа­ет идеалистической диалектике. Она отличается мудростью изна­чальной философии, реализмом базисной материалистической уста­новки и^еселостью иронической религиозности. При всех своих резкостях и грубостях Диоген не скручен судорогой оппозиционнос­ти и не «зацикливается» на противоречиях; его жизнь отличается той юмористической уверенностью в себе, которой обладают только независимые умы *.

В идеализме, который оправдывает социальные и мировые по­рядки, идеи находятся наверху и сверкают в свете внимания, уст­ремленного к ним; материя находится внизу и представляет собой лишь отблеск идеи, тень, грязь. Как может живая материя защитить себя от такого принижения? Ведь она исключена из академического диалога, допускается в него только как тема, но не как экзистенция, не как реальное существование. Что же делать? Материя, живое и полное энергии тело, активно начинает доказывать свою суверен­ность. Изгнанное Низменное отправляется на рыночную площадь и демонстративно бросает вызов Высшему. Фекалии, моча, сперма! «Прозябать», подобно собаке, но жить, смеяться и заботиться о том, чтобы создалось впечатление, что за всем этим стоит не безумие, а ясная рефлексия.

Здесь возможно возражение: животные «дела» — это повсе­дневные интимные опыты тела, которые не заслуживают публичной демонстрации. Быть может, так, однако в цель это возражение не попадает. Этот «грязный» материализм не только ответ на чрезмер­ный идеализм власти, который недооценивает прав конкретного. Животные проявления у киника — часть собственного стиля, но также и форма аргументации. Их ядро — экзистенциализм. Киник как диалектический материалист вынужден бросать вызов обществен­ности, потому что она — то единственное пространство, в котором может быть осмысленно достигнуто преодоление идеалистического высокомерия. Исполненный духа материализм не довольствуется словами, но переходит к материальной аргументации, которая реа­билитирует тело. Общеизвестно, что идее положено восседать на троне в Академии, а моче — скромно стекать в отхожее место. Но — моча в Академии! Это было бы полное диалектическое про­тиворечие, искусство писать против идеалистического ветра.

Выносить на всеобщее обозрение низменное, требующее уеди­нения, интимное — это подрывная деятельность. Именно такова была, как мы увидим, культурная стратегия буржуазии, которая при­шла к культурной гегемонии не только благодаря развитию товар­ной экономики, науки и техники, но и благодаря — втайне ма­териалистически инспирированному — вынесению на всеобщее обо­зрение интимного, своего мира любви, мира чувств, мира тела и внутреннего мира со всеми его чувственными и моральными кол­лизиями. Мы наблюдаем происходящее на протяжении добрых двух­сот лет перманентное — разумеется, вызывающее постоянное со­противление — движение, выводящее интимное на всеобщее обо­зрение; сексуальному опыту здесь принадлежит ключевая роль, потому что при посредстве его с необычайной силой обращает на себя внимание диалектика интимного уединения и возвращения на публику. У буржуазной, основанной на реализме культуры нет иного выхода, кроме восприятия традиции кинической культур­ной революции. Сегодня снова начинают понимать это; Вилли Хохкеппель недавно снова провел параллель между античным кинизмом и современным движением хиппи, а также иными аль­тернативными движениями *. Неокинические элементы наклады­вают свой отпечаток на буржуазное сознание приватного и экзи­стенциального, по меньшей мере начиная с XVIII века. В них находит свое выражение сдержанное отношение буржуазного чув­ства жизни к политике — как к абстрактной, насильственно воз­несенной на ложные высоты форме жизни. Ведь политика и вче­ра, и сегодня более, чем когда-либо, похожа на то, как ее воспри­нимали киники распадающихся греческих городских сообществ: на вынужденно агрессивное отношение людей друг к другу, на сферу вызывающих опасения карьер и сомнительных амбиций, на механизм отчуждения, на область войны и социальной неспра­ведливости,— короче, на тот ад, который делает роковым посто­янное присутствие над нами Другого, способного к насилию.

Афинская общественность, собиравшаяся на рыночной пло­щади, была наэлектризована киническими атаками. Хотя Дио­ген не заводил собственных учеников, исходивший от него им­пульс учителя жизни, пусть и неявно*, стал одним из наиболее мощных во всей духовной истории.

Когда Диоген справляет малую нужду и занимается онаниз­мом на рыночной площади, он делает то и другое — поскольку делает это публично — в определенной смоделированной ситуа­ции. Вынесение чего-либо на публику означает единство демон­стрирования и превращения во всеобщее достояние (на этом ос­нована семантическая система искусства) *. Таким образом, фило­соф предоставляет маленькому человеку на рыночной площади точно такие же права на свободные от стыда телесные отправле­ния и удовольствия, что весьма способствует развитию стремле-

ния противостоять всякой дискри­минации. Возможно, нравствен­ность и хороша, но естественность хороша тоже. Ничего иного цини­ческая скандальная выходка и не подразумевает. Поскольку учение призвано объяснять жизнь, ки­нику приходится выносить на ры­ночную площадь подавленную и угнетенную чувственность. По­смотрите, как этот мудрый чело­век, поразивший самого Алексан­дра Македонского, прекрасно уме­ет обходиться со своим членом! И большую нужду он тоже справ­ляет у всех на глазах. Значит, все это не так уж и плохо. Отсюда на­чинается смеховая традиция, за­ключающая в себе философскую истину,— тот смех, о котором сто­ит напомнить хотя бы потому, что все ныне происходящее так и но­ровит отбить желание смеяться у кого угодно.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Критика цинического разума"

Книги похожие на "Критика цинического разума" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Петер Слотердайк

Петер Слотердайк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Петер Слотердайк - Критика цинического разума"

Отзывы читателей о книге "Критика цинического разума", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.