» » » » Марина Губарева - 100 великих храмов


Авторские права

Марина Губарева - 100 великих храмов

Здесь можно скачать бесплатно "Марина Губарева - 100 великих храмов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии, издательство Вече, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марина Губарева - 100 великих храмов
Рейтинг:
Название:
100 великих храмов
Издательство:
Вече
Год:
2009
ISBN:
978-5-9533-3799-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "100 великих храмов"

Описание и краткое содержание "100 великих храмов" читать бесплатно онлайн.



В великих храмах мира запечатлелась тысячелетняя история религии и духовных исканий человечества. Принося молитвы и жертвы своим богам, люди воздвигали для них величественные обители, украшая их замечательными творениями человеческого гения. В очередной книге серии «100 великих» рассказывается о самых известных памятниках основных мировых религий, вошедших в сокровищницу мирового искусства: от храма Амона в Карнаке и Бела в Пальмире до Исаакиевского собора в С. – Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве.






Сегодня на месте Звартноца действуют археологический заповедник и открытый в 1937 году музей, в котором можно увидеть модели-варианты реконструкции храма, многочисленные скульптурные фрагменты и древнюю плиту, найденную археологами среди руин Звартноца. Вероятно, она была вделана в стену храма после завершения строительства Звартноца его созидателем, католикосом Нарсесом Строителем. На плите – краткая греческая надпись: «Построил Нарсес. Помяните».

Храм Свети-Цховели в Мцхете

Мцхета – древняя столица Грузии, расположенная в месте слияния двух главных рек Иверии – Арагви и Куры. Как политический центр Восточной Грузии, Мцхета впервые пережила свой расцвет еще в эпоху Александра Македонского. Стены древнего города видели римские легионы Помпея и армии персидских царей. С начала IV века в Грузии распространилось христианство. А в 1010–1029 годах зодчий Арсукидзе построил в Мцхете кафедральный собор Свети-Цховели, который называют грузинской Айя-Софией.

Величаво-торжественный храм Свети-Цховели – один из самых прославленных и почитаемых в Грузии. Эта монументальная церковь служила домовым храмом патриарха и местом погребения царей Иверии. Происхождение названия «Свети-Цховели» – «Животворящий Столб» связано с преданием о принятии Грузией христианства. Легенда рассказывает, как житель Мцхеты Элиоз, будучи в Иерусалиме, присутствовал при распятии Христа и вернулся домой с реликвией – хитоном Христа. Его сестра Сидония, уже ставшая христианкой, прикоснувшись к хитону, умерла. Ее похоронили вместе с хитоном, оставшимся у нее в руках. На могиле Сидонии выросло большое дерево – ливанский кедр.


Мцхета. Храм Свети-Цховели


Первый христианский царь Грузии Мириан пожелал воздвигнуть над могилой Сидонии церковь. Во исполнение его желания кедр срубили, вырезали из него семь колонн и стали устанавливать их в церкви. Шесть колонн было установлено, но седьмая не поддавалась – она повисла в воздухе. Святая царица Нина, просветительница Грузии, молилась всю ночь, и тогда этот столб «без прикосновения руки людской» встал на свое место. Чудесный столб мироточил, и это драгоценное миро животворило, излечивало больных от тяжелых недугов. Отсюда и пошло наименование храма – «Животворящий Столб».

В IV веке на месте существующего храма была построена первая деревянная церковь. Спустя сто лет, при царе Вахтанге Горгасали, взамен нее воздвигли каменный храм. Он простоял до начала XI века. В 1010–1029 годах католикос Грузии Мелхиседек начал сооружение нового патриаршего храма. Пожертвования на постройку были сделаны не только церковью, но и правителями отдельных грузинских царств и даже византийским императором. Время постройки Свети-Цховели совпадает с периодом подъема средневековой Грузии, когда стремление к объединению страны создало предпосылки для развития грузинской культуры, искусства, архитектуры.

Строительство Свети-Цховели возглавил зодчий Арсукидзе. Предание рассказывает, что построенный им шедевр вызвал зависть у его учителя: как, ученик превзошел мастера! Уязвленный учитель оклеветал Арсукидзе, и мастеру отрубили правую руку… Так это или нет, но над центральной аркой северного фасада собора Свети-Цховели, действительно, помещен рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».

Свети-Цховели на протяжении своей долгой истории претерпел множество невзгод. Храм несколько раз разрушали и восстанавливали, следы чего и сейчас нетрудно заметить. Особенно пострадал он в конце XIV века, при нашествии Тамерлана, по повелению которого были подрублены устои храма. Но собор устоял.

В XV веке, при царе Александре, храм Свети-Цховели был капитально отремонтирован. Следы этого ремонта заметны до сих пор, тогда же барабан купола приобрел свой нынешний вид. В 1656 году был установлен существующий шатер купола. В 30-е годы XIX столетия, в связи с приездом на Кавказ императора Николая I, в храме был проведен ремонт, уничтожены уже обветшавшие к тому времени арочные галереи и побелены внутренние стены храма, в результате чего погибли остатки древних фресок. Но, несмотря на многочисленные дополнения и поновления, собор в целом сохранил облик, который придал ему в 1029 году зодчий Арсукидзе, перестроивший древнюю базилику в крестовокупольный храм. Храм Свети-Цховели отличают строгое благородство, спокойствие и соразмерность.

Фасады храма украшены каменной резьбой, характерной для грузинской архитектуры конца X – начала XI века. Главный элемент оформления – аркатура, она связывает и объединяет фасады в единое целое. Декоративные арки разной высоты создают определенный ритм, включающий в себя игру света и тени на стенах храма. Арки обрамляют оконные проемы, резные рельефы и ниши. Среди рельефов можно видеть фигуры летящих ангелов, бычьи головы – фрагменты декоративного убранства предыдущего храма Свети-Цховели, выстроенного в V веке, а также двенадцать медальонов, в которых высечена строительная надпись с упоминанием католикоса Мелхиседека и архитектора Арсукидзе.

Карнизы, обрамления окон сплошь покрыты резным рельефным орнаментом. Для усиления впечатления архитектор использовал вставки из разноцветных камней винного, зеленого и желтого цветов, выделяющихся на общем желтовато-зеленоватом фоне стен и придающих фасаду особую нарядность. Орнамент, обрамляющий окна, и другие декоративные украшения гармонично сливаются в общий единый архитектурно-художественный образ всего здания.

Интерьер храма прост и полон света. Купол опирается на четыре столба. На уровне второго этажа устроены хоры. Обращают на себя внимание небольшая капелла в виде купольной церкви, напоминающая макет храма Гроба Господня в Иерусалиме, и расположенный в юго-западной части престол, посвященный «Святому древу Животворящему». Вероятно, этот престол прежде находился прямо под куполом церкви. Верхняя часть престола, с арочными пролетами, покоится на глухом кубе, стенки которого сплошь покрыты росписью. Большая часть этой росписи выполнена художником Гульджаварасшвили в конце XVII века и изображает сцены обращения Грузии в христианство. Здесь мы видим царя Мириана перед храмом Свети-Цховели, царицу Нину со свитой, вознесение «Животворящего Столпа», возвращение Мириана с охоты, распятие, возле которого стоит Элиоз с хитоном в руках, и другие эпизоды легенды о храме Свети-Цховели.

У юго-западного пилона стоит каменная кафедра католикоса. Она была расписана на рубеже XVII–XVIII веков. В этой росписи обращает на себя внимание композиция «Сон Иакова» со спускающейся на землю лестницей и сцена из легенды о хитоне Господнем, связанной со строительством храма Свети-Цховели.

Фрагменты росписи, сохранившейся на стенах храма, относятся в основном к XVI–XVII векам. Большая композиция «Всякое дыхание да славит Господа» на южной стене трансепта исполнена в XVII веке. Эта композиция состоит из множеств сцен, открывающих зрителю мир, населенный сказочными существами и животными. На юго-восточном пилоне, с восточной стороны, сохранилась фреска с портретом царицы Мариам, супруги царя Ростома. По ее распоряжению был восстановлен купол храма Свети-Цховели, обрушившийся в 1656 году. Царица изображена вместе со своим сыном. Огромная фигура сидящего на троне Христа и архангелов в апсиде переписаны уже в XIX веке по старому контуру росписи XI века. По ним можно судить о масштабе и значительности первоначальной фресковой росписи.

В храме сохранились многочисленные надгробия представителей царского рода Багратиони. У алтарной преграды – могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия X. Здесь же находится могила царя Вахтанга Горгасали.

Перенесший за свою долгую историю немало разрушений и переделок, храм Свети-Цховели в основном все же сохранил свой первоначальный облик. Наряду с монастырем Гелати, Мцхета – один из памятников Грузии, включенных в список всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Святого Пантелеймона в Бояне

Приняв христианство раньше, чем Русь, южные славяне раньше создали и собственную христианскую культуру, яркую и самобытную, несмотря на ее византийские корни. А среди южнославянских государств в эпоху раннего Средневековья наиболее высокого культурного уровня достигла Болгария. Национальная болгарская художественная школа, лучшими своими достижениями, как и все тогдашние школы христианского Востока, обязанная Византии, тем не менее творчески перерастает рамки византийского искусства.

Среди памятников болгарской живописи особого внимания заслуживают фрески церкви Святого Пантелеймона в Бояне, расположенной в пригороде Софии у подножия горы Витоша. Первоначально это была небольшая часовня, построенная в XI веке. В 1259 году по распоряжению царя Калояна с западной стороны к ней было пристроено двухэтажное здание церкви Николая и Пантелеймона. Храм со всех сторон окружают деревья.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "100 великих храмов"

Книги похожие на "100 великих храмов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марина Губарева

Марина Губарева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марина Губарева - 100 великих храмов"

Отзывы читателей о книге "100 великих храмов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.