Марина Губарева - 100 великих храмов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "100 великих храмов"
Описание и краткое содержание "100 великих храмов" читать бесплатно онлайн.
В великих храмах мира запечатлелась тысячелетняя история религии и духовных исканий человечества. Принося молитвы и жертвы своим богам, люди воздвигали для них величественные обители, украшая их замечательными творениями человеческого гения. В очередной книге серии «100 великих» рассказывается о самых известных памятниках основных мировых религий, вошедших в сокровищницу мирового искусства: от храма Амона в Карнаке и Бела в Пальмире до Исаакиевского собора в С. – Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве.
Соборная мечеть Биби-Ханым в Самарканде
В конце XIV века Самарканд стал столицей огромной империи великого завоевателя Тимура – Тамерлана, Железного Хромца. Город начал быстро разрастаться. Тимур желал видеть свою столицу недосягаемо прекрасной, грандиозной, превосходящей все другие города мира. Он даже переименовал захудалые окрестные деревни в Багдад, Дамаск, Каир, желая подчеркнуть ничтожество этих великих городов по сравнению с Самаркандом. А в центре столицы огромной империи вознеслась высоко к небу грандиозная соборная мечеть Биби-Ханым – главный храм государства Тамерлана.
По словам испанского посла Руиса Гонсалеса де Клавихо, побывавшего в Самарканде в 1404 году, соборная мечеть города «принадлежит к самым великолепным зданиям, какие царь Тимур до сих пор воздвиг». А средневековый арабский хронист писал, что мечеть Биби-Ханым с высоты своих минаретов словно бросает горделивый вызов миру: «Поистине, дела наши указуют на нас!»
Предание рассказывает, что любимая жена Тимура Биби-Ханым решила воздвигнуть эту мечеть как дар своему повелителю ко времени его возвращения из очередного похода. Для строительства был приглашен самый лучший в империи Тимура архитектор. Плененный красотой молодой царицы, он безумно полюбил ее. Когда строительство мечети уже близилось к концу и возвращения Тимура ждали со дня на день, зодчий заявил царице, что достроит мечеть только при условии, если Биби-Ханым разрешит ему поцеловать ее. Поколебавшись, царица согласилась – но только через подушку! Однако поцелуй зодчего был так горяч, что прожег подушку и отпечатался на нежной щеке царицы, оставив след. Когда Тимур прибыл в Самарканд, он был потрясен красотой мечети. Но, целуя жену, он заметил след на ее щеке. Биби-Ханым во всем призналась. Разгневанный Тимур приказал немедленно отыскать и казнить зодчего, но тот, сделав крылья, забрался на вершину минарета и улетел в Мешхед…
Руины мечети Биби-Ханым
В этой легенде вымысел переплетается с подлинными историческими фактами. Строительство мечети, действительно, велось в отсутствие Тимура, который находился в походах, хотя распоряжение о постройке мечети он отдал лично в 1399 году, вернувшись с богатой добычей из Индии. За постройкой на самом деле наблюдала его жена, только звали ее не Биби-Ханым, а Сараи-Мульк-ханым, и была она не юной красавицей, а довольно пожилой женщиной, и строила не саму мечеть, а стоящее напротив медресе. А за постройкой мечети Тимур поручил надзирать двум вельможам, которые не очень добросовестно отнеслись к этому поручению, за что и были казнены. И архитектор, строивший мечеть, был не один – Тимур привлек к ее постройке лучших мастеров со всех концов своей огромной империи…
Соборная мечеть Самарканда относится к числу самых великолепных зданий, которые были созданы когда-либо в мусульманском мире. И, хотя мечеть Биби-Ханым дошла до наших дней в руинах, она до сих пор производит неизгладимое впечатление своей колоссальностью и роскошью декоративного убранства.
Размеры ансамбля мечети составляют 167–109 м. Некогда на этом пространстве размещались внешние стены с четырьмя могучими порталами-айванами, расположенными по сторонам света, прямоугольный двор размером 78–64 м с фонтаном, галереи-аркады на четырехстах беломраморных столбах, обширный купольный зал мечети и четыре стройных минарета по углам. Ныне от этого комплекса остались только монументальные развалины, сохранившие тем не менее роскошное декоративное убранство и основные формы построек.
Среди развалин мечети можно видеть сохранившийся почти на три четверти высоты входной портал, по бокам которого возвышаются мощные круглые башни. В его основании проходит фриз из серого мрамора, заполненный сложной арабской вязью. Выше него идет облицовка из цветных глазурованных кирпичей, образующих геометрический орнамент. Портальную арку окружают мозаичные вставки-пояса, изображающие растительный орнамент и вязь арабских надписей.
Два боковых портала-айвана сохранились гораздо лучше. Они совершенно одинаковы и каждый из них увенчан голубым глазурованным куполом на высоком барабане. Стены украшены резными мозаиками и цветными кирпичами, огромными арабскими буквами – синими на красно-буром фоне. Внутри сохранились остатки богатых росписей, выполненных синим и золотым цветами по белому фону.
Руины главного здания мечети до сих пор поражают своими циклопическими размерами. Арка айвана возносится на 18-метровую высоту, высота самого айвана – 30 м. Высота внутреннего купола некогда составляла 40 м, его диаметр – 30 м. В юго-западном углу возвышаются остатки наполовину разобранного минарета. Его покрывает спираль узора, выложенного глазурованными кирпичами.
Декоративное убранство мечети чрезвычайно разнообразно и богато. Здесь можно видеть майолику, мозаику, шлифованный кирпич, росписи золотом и ляпис-лазурью. Растительный и геометрический орнамент, арабская вязь, обширные панно сплошным восточным ковром покрывают стены и фасады мечети.
Соборная мечеть Самарканда погибла не в результате человеческого варварства, а в результате тщеславия ее строителя. Затевая строительство самой большой в мире мечети, Тимур не посчитался с тем, что нельзя бесконечно увеличивать объем постройки, не учитывая особенности местного зодчества и местных строительных материалов. Сколько мастера не улучшали качество кирпича и раствора, сколько не увеличивали толщину кладки устоев – все было тщетно. Громадные купольные конструкции здания в буквальном смысле слова «висели в воздухе» и первый же удар землетрясения обрушил их…
Позднее во многих городах Востока появились мечети, чей образ был навеян мотивами мечети Биби-Ханым. Этот великий храм, навеки оставшись в руинах, тем не менее на многие столетия определил развитие среднеазиатской архитектуры.
Пои-Калян
Пои-Калян – «Подножие Великого». Так называется соборная мечеть Бухары, украшением которой является древний минарет Калян – «Великий минарет».
Соборная мечеть Бухары первоначально находилась у самых стен бухарской цитадели и сильно пострадала в 1067 году, во время одной из междоусобных войн. В XII веке правитель Бухары Арслан-хан перенес мечеть подальше от беспокойного места и построил при ней минарет, поразивший своим великолепием современников. «Подобного ему не было нигде, так искусно и красиво он был сделан», – свидетельствует средневековый хронист. Однако этот минарет, простояв очень короткое время, неожиданно обрушился прямо на строившееся здание мечети, сильно повредив постройку. Его выстроили вновь в 1127 году. Силуэт минарета на протяжении восьми столетий служил главной вертикалью Бухары и был виден далеко из окрестностей города.
Минарет Калян – одно из самых выдающихся сооружений подобного рода на мусульманском Востоке. Помимо своей прямой функции башни при мечети, откуда глашатай-азанчи призывал мусульман на молитву, он использовался и в качестве дозорной вышки – с него видны все окрестности города, а позднее служил местом публичных казней: отсюда сбрасывали на мостовую приговоренных к смерти. Отсюда второе название Великого минарета – минарет Смерти.
Высота минарета составляет 45,3 м, диаметр у основания – 9 м. Мостиком-переходом минарет соединен с кровлей мечети.
Минарет Калян чем-то напоминает делийский Кутб Минар. Он представляет собой мощный, сужающийся к вершине столб, завершенный круглым фонарем с шестнадцатью сквозными арочными проемами. Минарет облицован обожженными керамическими плитками, выполненными в виде различных геометрических фигур – квадрата, круга, полукруга, треугольника, зигзага. Почти посередине башню опоясывает арабская надпись, выполненная старинной вязью – так называемым куфическим письмом. Эта надпись больше походит на орнамент. Вторая подобная надпись, выполненная на голубых изразцовых плитках, проходит под самым основанием фонаря. Минарет Калян – один из самых первых памятников Средней Азии, в оформлении которого были применены цветные изразцы.
Бухара. Минарет Калян и ансамбль соборной мечети
Существующее здание соборной мечети стоит на месте аналогичной постройки XII века и завершена в 1514 году, в эпоху династии Шейбанидов. Это одно из самых грандиозных зданий Средней Азии. Мечеть занимает площадь 130 – 80 м. Ее окружает традиционный четырехугольный двор с четырьмя айванами, стоящими по сторонам света. По его периметру идут галереи, на мощных столбах которых покоятся 288 кирпичных куполов, под которыми царят прохлада и полумрак. Эта аркада – целый лес могучих колонн – производит очень величественное впечатление. Двор, окруженный высокой оградой, замыкает здание мечети с высоким порталом, украшенным ярко-голубыми, синими и белыми изразцами, мозаичными вставками. Интерьер зала украшают шлифованный кирпич, мозаики, изразцы. Тонкими резными наборными мозаиками украшен и михраб. Над мечетью возвышается двойной купол, облицованный голубыми кирпичами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "100 великих храмов"
Книги похожие на "100 великих храмов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Марина Губарева - 100 великих храмов"
Отзывы читателей о книге "100 великих храмов", комментарии и мнения людей о произведении.