Давид Бранденбергер - Д. Л. Бранденбергер Национал-Большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Д. Л. Бранденбергер Национал-Большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956)"
Описание и краткое содержание "Д. Л. Бранденбергер Национал-Большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956)" читать бесплатно онлайн.
В 1930 годы Сталин и его окружение, озабоченные задачей мобилизации советского общества для грядущей войны, организовали пропагандистскую кампанию по "реабилитации" славных деятелей русского национального прошлого. В своем исследовании Д.Л.Бранденбергер прослеживает историю популистской идеологии "национал-большевизма" от 1930 годов вплоть до середины 1950 годов, обнаруживая, что идеология эта, вразрез с намерениями ее творцов, стала катализатором формирования русского национального самосознания.
Раскрывая истоки "национал-большевизма" в ближайшем окружении Сталина, автор прослеживает, каким образом новая идеология внедрялась в советское общество через систему образования и массовую культуру. Важнейшей частью исследования становится попытка реконструкции "общественного мнения" сталинской эпохи, следы которого извлекаются из писем и дневников современников, из секретных сводок НКВД. "Советский человек", советское самосознание, как правило, ассоциируется с идеологией "классового сознания". Бранденбергер доказывает, что, особенно на массовом уровне, идеология сталинизма в большей степени может быть связана с русским национализмом, нежели с пролетарским интернационализмом.
Эта книга не только помогает понять, почему такое мировоззрение пережило Сталина, но и проливает свет на причины возрождения соответствующих настроений в современной России.
439
ЦА ФСБ РФ, опубл. в: Москва военная, 1941-1945: Мемуары и архивные документы. М., 1995. С. 206.
440
Simon. Nafionalismiis und Nationalitytenpolitik. S. 206; Klaus Mehner, Weltrevolution durch Weltgeschichte: Die Geschichtslehre des Stalinismus. Kitzingen-Main, 1950. S. 70-74.
441
Речь председателя Государственного комитета обороны и Народного комиссара обороны И. В. Сталина/ / Правда. 1941. 8 ноября. С. 1.
442
Архив УФСБ г. СПб ЛО, опубл. в: Международное положение глазами ленинградцев. С. 19-20. НА ИРИ РАН 2/Х/1/1/54, опубл. в: Москва военная. С. 153; см. также: К. Симонов. Москва//Красная звезда. 1942. 6 ноября. С. 3.
443
Интерпретация, представленная в: Г. Д. Бурдей. Историк и война, 1941-1945. М., 1991. С. 47-48, 170-178 – схожа с приведенным здесь анализом, хотя автор и ошибается в датировке, связывая идеологический поворот с военным периодом.
444
Случаи такого непонимания очевидны в книге Дэвис «Popular Opinion in Stalin's Russia». Американец Дж. Скотт, который работал в 1930 годы в Магнитогорске, приходит к аналогическому выводу: «Если дать студентам с очень ограничением уровнем образования прочитать "Анти-Дюринг", "Диалектику природы" или "Материализм и эмпирокритицизм", то это спровоцирует вопиющую поверхностность». См.: Scott. Behind the Urals. P. 45.
445
О бахтинской трактовке этого явления см.: Д Л. Бранденбергер. Восприятие руссоцентристской идеологии накануне Великой Отечественной войны (1936-1941 гг.)//Отечественная культура и историческая мысль XVIII-XX веков. Брянск, 1999. С. 33-60.
446
Ср. с точкой зрения Коткина: главные сигнификанты советской идентичности в то время носили социалистический характер. См.: Brandenberger. Soviet Social Mentalite and Russocentrism. P. 388-406.
447
Например, Л.Н. Сейфулина призналась Илье Эренбургу во время войны: «Мой отец был обрусевшим татарином, мать русская, всегда я чувствовала себя русской, но когда я слышу такие слова, мне хочется сказать, что я татарка». См.: Илья Эренбург. Люди, годы, жизнь: Воспоминания в трех книгах. Т. 2. М., 1990. С. 257.
448
В отличие от идеологов довоенного периода некоторые пропагандисты во время войны выдвигали планы, по сути требовавшие русского самоопределения. Подобная политическая программа по определению является националистической. См. прим. 22 к Вступлению.
449
Выступление по радио Председателя Совета народных комиссаров СССР и Народного комиссара иностранных дел тов. В. М. Молотова // Правда. 1941. 23 июня. С. 1. Термин «Отечественная война» имеет дореволюционное происхождение, советские историки избегали его до 1940 годов. См.: История СССР/Под ред. М. В. Нечкиной. Т. 2. М., 1940. С. 76.
450
В подготовке выступления не участвовал только А. А. Жданов, которого новость о начале войны застала в Сочи. См.: Сто сорок бесед с Молотовым: Из дневника Феликса Чуева. М., 1991. С. 51, 38.
451
Появилось множество упоминаний о более недавнем по времени изгнании немецких войск из Украины и Белоруссии в 1918 году. См.: Е. Ярославский. Великая Отечественная война Советского Союза//Правда. 1941. 23 июня. С. 4; Дадим сокрушительный отпор фашистским варварам// Правда. 1941. 24 июня. С. 1; М. Хозин. О хвастливой выдумке зазнавшегося врага//Правда. 1941. 25 июня. С. 4; Наше дело правое – враг будет разбит//Правда. 1941. 26 июня. С. 1; Изверг Гитлер — лютый враг русского народа//Правда. 1941.13 июля. С. 4; С. В. Бахрушин. Героическое прошлое славян. М., 1941. В первый день войны на совещании в ЦК ВКП (б) обсуждалось издание военной литературы. В течение нескольких дней производственные планы главных государственных издательств были переделаны в соответствии с новыми приоритетами. Типичным (хотя и несколько удивительным, учитывая спад, свойственный военному времени) было требование Государственного учебно-педагогического издательства публиковать новые книги и брошюры, «освещающие героизм русского народа в его историческом прошлом, вроде — "Ледовое побоище", "Изгнание Наполеона из России", "Петр I и его времена" и др.». См.: Г. Д. Бурдей. Историк и война, 1941-1945. Саратов, 1991. С. 148-149; ГАРФ 2306/69/2785/10-11. О приоритетах последующих военных лет см: РГАСПИ 89/3/10/20об, 125 об –126об.
452
А. М. Дубровский. С. В. Бахрушин и его время. М., 1992. С. 119.
453
См.: РГАСПИ 89/3/10/12-12об; 17/125/224/12-12об; Н. М. Дружинин. Воспоминания и мысли историка. 2-е изд. М., 1979. С. 66-67; «Идегеево побоище» ЦК ВКП (б)//Родина. 1997. № 3-4. С. 117. Этот процесс усиливался в результате массовой эвакуации ученых в Центральную Азию в конце 1941-1942 годов.
454
ЦА ФСБ РФ, опубл. в: Москва военная, 1941-1945: Мемуары и архивные документы. М., 1995. С. 49-50; РГАСПИ 17/125/85/79; HP 13/а/2/42.
455
Иосиф Сталин – Лаврентию Берия: «Их надо депортировать» – документы, факты, комментарии. М., 1992. С. 86-87, 99-100, 129-134; Сто сорок бесед с Молотовым. С. 277.
456
Jeffrey Brooks. Pravda Goes to War // Culture and Entertainment in Wartime in Russia/Ed/ Richard Stites. Bloomington , 1995. P. 14; Brooks. «Thank You, Comrade Stalin»: Soviet Public Culture from Revolution to Cold War. Princeton , 1999. Chap. 7.
457
Выступление по радио Председателя Государственного комитета обороны товарища И. В. Сталина//Правда. 1941. 3 июля. С. 1.
458
Великая дружба народов СССР//Правда. 1941. 29 июля. С. 1.
459
После вторжения немецких войск, даже не получив прямых указаний, Вишневский и Дружинин написали для печати очерки о военной доблести русского народа. Это подтверждает сильное влияние довоенного курса. См.: Д. И. Ортенберг. Июнь — декабрь сорок первого: Рассказ-хроника. М., 1986. С. 9; Дружинин. Воспоминания. С. 62-66. Мнения о том, что воззвания и лозунги начала войны носят явный националистический характер, см. в: Lowell Tillett. The Great Friendship: Soviet Historians on the Non-Russian Nationalities. Chapel Hill , 1969. P. 61-62; John Barber and Mark Harrison. The Soviet Home Front, 1941-1945: A Social and Economic History о/the USSR in World War II. London, 1991. P. 69.
460
Сталинский Олимп повторял шестаковский 1937 года. Ивана Грозного, которого Сталин выпустил, упомянул в номере «Правды» того же дня Толстой. См.: Речь Председателя Государственного комитета обороны и Народного комиссара обороны тов. И. В. Сталина// Правда. 1941. 8 ноября. С. 1. Накануне празднования, описывая намерения немецкого руководства вести вероломную и беспощадную войну, Сталин оперировал другим списком героев: «Эти люди, лишенные совести и чести, люди с моралью животных, имеют наглость призвать к уничтожению великой русской нации, нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковский, Горького и Чехова, Сеченов и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова!» См.: Доклад Председателя Государственного комитета обороны товарища И. В. Сталина//Правда. 1941. 7 ноября. С. 2.
461
В передовицах «Правды» список героев часто дословно перепечатывался (см. например номера от 10 ноября, 27 декабря и 11 февраля 1942 года). О памфлетах см.: С. Бушуев Мужественные образы наших великих предков // Большевик. 1942. № 7-8. С. 57-64; о большом значении этой речи для школ см.: Преподавание истории Великой Отечественной войны: Методическое пособие для учителей средних школ Казахской ССР. Ч. 1//История СССР/Под ред. А. М. Панкратовой. Алма-Ата, 1942. С.
462
Призывы к русскоязычным издательствам реабилитировать нерусских героев по большей части игнорировались. Практически без внимания остались и горькие жалобы коммунистической партии Белоруссии, в 1944 году осудившей В.И. Пичета за то, что тот в своей работе «Героическое прошлое белорусского народа» преуменьшил или вообще не придал значения заслугам различных белорусских героев. См.: Tillett. The Great Friendship. P. 65; M. Морозов и В. Слуцкая. Брошюры местных издательств о героическом прошлом нашего народа и героях Великой Отечественной войны//Пропагандист. 1942. № 17. С. 46-48; РГАСПИ 17/125/224/65. Единственным дореволюционным нерусским героем, удостоившимся всесоюзного значения, стал Богдан Хмельницкий, вокруг которого в 1943 году была развернута пропагандистская кампания в связи с продвижением Красной Армии на территорию Украины. См.: К. Гуслистый. Великий сын украинского народа Богдан Хмельницкий//Спутник агитатора. 1943. № 22 С. 40-42.
463
Е. Ярославский. Большевики - продолжатели лучших патриотических традиций русского народа // Правда. 1941. 27 декабря. С. 3.
464
Доклад тов. А. С. Щербакова 21 января 1942 года//Большевик. 1942. № 2. С. 10.
465
Tillett. The Great Friendship. P. 61. Немецкие источники сочли эту динамику довольно важной и доложили о ней верховному нацистскому командованию в конце 1941 года: «Советская пропаганда использует преимущественно национал-патриотические лозунги». См.: ЦХИДК 500/1/775/41-42, опубл. в: Москва военная. С. 211. Необходимо заметить, что немецкие дипломатические круги придерживались подобных оценок по крайней мере с 1939 года; еще тогда в отчете министерства иностранных дел говорилось: «Интеграция большевизма и русской национальной истории, выраженная через восхваление великих представителей русского народа и его подвигов (Полтавская битва, Петр Первый, битва на Чудском озере и Александр Невский), изменила интернациональный характер большевизма». См.: Оглашению подлежит: СССР — Германия, 1939-1941. М., 1991. С. 30.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Д. Л. Бранденбергер Национал-Большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956)"
Книги похожие на "Д. Л. Бранденбергер Национал-Большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Давид Бранденбергер - Д. Л. Бранденбергер Национал-Большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956)"
Отзывы читателей о книге "Д. Л. Бранденбергер Национал-Большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956)", комментарии и мнения людей о произведении.