Давид Бранденбергер - Д. Л. Бранденбергер Национал-Большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Д. Л. Бранденбергер Национал-Большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956)"
Описание и краткое содержание "Д. Л. Бранденбергер Национал-Большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956)" читать бесплатно онлайн.
В 1930 годы Сталин и его окружение, озабоченные задачей мобилизации советского общества для грядущей войны, организовали пропагандистскую кампанию по "реабилитации" славных деятелей русского национального прошлого. В своем исследовании Д.Л.Бранденбергер прослеживает историю популистской идеологии "национал-большевизма" от 1930 годов вплоть до середины 1950 годов, обнаруживая, что идеология эта, вразрез с намерениями ее творцов, стала катализатором формирования русского национального самосознания.
Раскрывая истоки "национал-большевизма" в ближайшем окружении Сталина, автор прослеживает, каким образом новая идеология внедрялась в советское общество через систему образования и массовую культуру. Важнейшей частью исследования становится попытка реконструкции "общественного мнения" сталинской эпохи, следы которого извлекаются из писем и дневников современников, из секретных сводок НКВД. "Советский человек", советское самосознание, как правило, ассоциируется с идеологией "классового сознания". Бранденбергер доказывает, что, особенно на массовом уровне, идеология сталинизма в большей степени может быть связана с русским национализмом, нежели с пролетарским интернационализмом.
Эта книга не только помогает понять, почему такое мировоззрение пережило Сталина, но и проливает свет на причины возрождения соответствующих настроений в современной России.
210
А. М. Хмелев. Опричнина (стенографическая запись урока)//Опыт преподавания истории СССР в начальной школе. М., 1938. С. 27.
211
Это утверждение Гиттис дополняет и разъясняет заявление Сталина, сделанное в 1931 году: «В прошлом у нас не было и не могло быть отчества. Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас, у народа, — у нас есть отечество, и мы будем отстаивать его независимость». См.: Гиттис. Начальное обучение истории. С. 15.
212
С. Дзюбинский. Воспитательная работа на уроках истории СССР//Воспитательная работа в начальной школе: Сборник статей/Под ред. С. Н. Белоусова, М., 1939. С. 104.
213
ГАРФ 2306/70/2427/11. Штеппа также приводит примеры подобн реакции: Russian Historians. P. 131-132.
214
Об облегчении, испытанном многими преподавателями, после хода учебника Шестакова, см.: HP 33s/a/4/30. Одобрения учебника «в союзной правительственной комиссией» служило поводом для обращения редактора в ЦК ВКП (б) в конце 1937 г. Он писал о том, что распространялись слухи, будто учебник редактировался самим Сталиным, в результате чего многие «бездельники» пришли к выводу, что текст его неприкасаем и лишь отъявленные троцкисты, бухаринцы и недоброжелатели Сталина могут этот текст критиковать. См.: РГАСПИ 17/120/365/170.
215
Г. Компанцева. Как я добиваюсь прочных знаний по истории//Учительская газета. 1938. 3 сентября. С. 3; В. Чухов. Методика работы с учебником истории//Начальная школа. 1940. № 9. С. 26-29.
216
См.: Программы начальной школы. М., 1938. С. 37-54.
217
Примеры недостатков в преподавании см.: С. Любошиц. Анекдотические диалоги//Учительская газета. 1938. 7 февраля. С. 3. Лучшая работа по теме: Е. Thomas Ewing. The Teachers of Stalinism: Policy, Power, and Practice in Soviet Schools of the 1930s. New York . 2002. Chap. 5; также Sheila Fitzpatrick. Stalin's Peasants: Resistance and Survival in the Russian Village after Collectivization. New York, 1994. P. 227-230.
218
ГАРФ 2306/69/2640/1; Издание Краткого курса истории СССР//Известия. 1937. 30 сентября. С. 3.
219
Когда Наркомпрос выделил учебник школьнице по имени Зина Строганова, она писала в благодарственном письме Потемкину о значении истории для ее: «Я обещаю вам учиться по истории на отлично, так как без знания по истории СССР невозможно построение коммунистического общества». ГАРФ 2306/69/2641/42; также Архив РАН 638/3/330/44, 78, 103-107,160; HP 2/а/1/24; HP 5/а/1/35; HP 14/а/2/9.
220
См.: прим. 40 к гл. 3.
221
См. например: ГААО 2618/1/135/120, опубл. в: Культурное строительство на Севере, 1917-1941 годы: Документы и материалы. Архангельск, 1986. С. 225; ГАРФ 2306/70/2593/1-2; Архив РАН 638/3/330/12; А. Фохт. История СССР и политическое воспитание учащихся//Учительская газета. 1938.23 марта. С. 2; ЦХДМО 1/23/1304/26. Люди даже спрашивали самого Шестакова, когда он выпустит учебник для более взрослой аудитории. См.: Архив РАН 638/3/333/40-42, 47, 54, 58, 74; 638/3/330/21.
222
ГАРФ 2306/69/2641/99.
223
ГАРФ 2306/69/2586/12-14; 2306/69/2642/172; 2306/70/2425/3.
224
Хрестоматия по истории СССР/Под. ред. В. И. Лебедева, М. Н. Тихомирова и В. Е. Сыроечковского. Т. 1. М., 1939; История СССР/Под ред. Б. Д. Грекова, С. В. Бахрушина и В. И. Лебедева. Т. 1. М., 1939; История СССР: Альбом наглядных пособий. Вып. 1-4. М., 1939-1940; История СССР/Под ред. М. В. Нечкиной. Т. 2. М., 1940; Пособие для практических занятий по истории СССР/Под ред. И. И. Полосина. Вып. 1-2. М., 1940; Подсобный материал по изучению истории СССР/Под ред. А. В. Шестакова. Ч. 1-2. М., 1940; Гиттис. Начальное обучение истории. Полную библиографию см.: Л. П. Бущик. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. М., 1961. С. 514-517.
225
ГАРФ 2306/69/2494/15-16; 2603/70/2631/179-180. О беспокойстве среди учителей и пропагандистов по поводу овладения изменчивым генеральным курсом см.: Г. В. Шумейко. Из летописи Старой площади: Исторический очерк. М., 1996. С. 97-98; Юрий Баранов. Голубой разлив: Дневники, письма, стихотворения, 1936-1942/Под ред. Е. Старшинова Ярославль, 1988. С. 71.
226
ГАРФ 2306/70/2631/188.
227
Дзюбинский Воспитательная работа на уроках истории СССР. С. 110-114; Опыт преподавания истории СССР в начальной школе. М., 1938. Особенно см. с. 14-16; И. В. Гиттис. Уроки по истории СССР. Л., 1938. Особенно см. с.: 5-38; Гиттис. Начальное обучение истории. Особенно см. с. 9, 15; М. В. Богородская Как я готовлюсь к урокам истории // Начальная школа. 1940. № 9. С. 30-34.
228
ГАРФ 2306/70/2631/188, 180-182.
229
ГАРФ 2306/70/2631/183-184.
230
ГАРФ 2306/70/2631/191, 197; также 2306/69/2641/46-47.
231
«Краткий курс истории ВКП (Б) упоминается из-за широкого общественного резонанса, сопутствовавшего его выходу в 1938 году. См.: архив РАН 638/3/333/47; также 40-42, 54, 58, 74; 638/3/330/12, 21.
232
См. прим. 172.
233
ГАРФ 2306/70/2631/179-180. О разнице между справедливыми и несправедливыми войнами см.: История всесоюзной коммунистической партии (большевиков): Краткий курс. М., 1938. С. 158-161; М. Васкин. Войны справедливые и несправедливые // Спутник агитатора. 1939. № 2. С 27-29; и Архив РАН 638/3/333/34, 43-45, 52, 67, 121, 132-133, 136. Об отсталости См.: А. Н. Артизов и О. В. Наумов. М. В. Нечкина о причинах отсталости России //Иторический архив. 1993. № 2, 3. С. 210-216; 1/6-208; А. М. Дубровский. Историк и власть: историческая наука в СССР и концепции истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930-1950 гг.). Брянск, 2005. С. 361-406.
234
Коллектив Панкратовой перерабатывал рукопись, руководствуясь критическими замечаниями 1937 года; в 1938 году изменения пришлось вносить снова в соответствии с «Кратким курсом истории ВКП (б). Из-за отрицательных рецензий Быстрянского и Александрова понадобились еще две полные редакции, прежде чем рукопись была отдана в печать в августе 1939 года. См.: РГАСПИ 17/125/26/30; О. М. Щодра. Преподавание истории СССР В Московском Государственном университете (1934-1941)//Вестник Московского Университета (Серия 8, история). 1986. № 6. С. 15-24; Дневник Николая Михайловича Дружинина //Вопросы истории. 1997. № 10, 12. С. 88-92, 100-106; 63, 66-76, 81; История СССР: Учебник для средней школы / Под ред. А. М. Панкратовой, С. В. Бахрушина, К В. Базилевича и А. В. Фохт. В 3 тт. М., 1940.
235
См., например, официальные циркуляры Главлита в марте 1938 года: РГВА 9/35С/92/34-35, 83.
236
СМ. экземпляр Мехлиса в РГАСПИ 17/120/373/99-99об, 103об, 108. О ненависти, которую испытывал этот одиозный чиновник к Блюхеру, было широко известно. См. Рубцов Ю. Альтер эго Сталина. М., 1999. С 43-150.
237
РГВА 9/35 s/92/120. Представляется, что приказы, выпущенные руководством армии и Наркомпроса и, возможно, инициированные Главлитом, не фиксировались и не сохранялись в плановом порядке.
238
Краткий курс истории СССР / Под. ред. А. В. Шестакова. М., 1937. С. 151, 157, 177-178, 181-182, 188, 199 (из личной библиотеки автора).
239
Надежда Мандельштам. Воспоминания. New York, 1970. С. 366; Nina Nar. The Campaign Against Illiteracy and Semi-Illiteracy in the Ukraine , Transcaucasus, and Northern Caucasus , 1922-1941//Soviet Education/Ed George L. Kline. London, 1957. P. 149; HP 7/a/l/24.
240
Краткий курс истории СССР. С. 206-209 (из личной библиотеки автора). Государственному учебно-педагогическому издательству в 1939 году было предписано заменить в новом издании «Хрестоматии по современной литературе» А. Дубровникова и Е. Северина слово «фашистский» на «буржуазный». См.: ГАРФ 2306/69/2642/1 54-157.
241
Среди учебников, подвергшихся полному перередактированию, значились: А. Мишулин. Учебник истории древнего мира; Е. Косминский и С. Сказании. Учебник истории средних веков; А. Ефимов. Учебник новой истории; И Галкин Учебник новой истории; Панкратова. История СССР. См.: ГАРФ 2306/69/2640/1-3; 2306/69/2586/250; 2306/69/2642/148-153.
242
РГАСПИ 17/126/2/142-143
243
В. Карцев. История в четверых классах//Учительская газета. 1938. 5 ноября. С. 3; Е. Thomas Ewing. The teachers of Stalinism: Pedagogy and Political Culture in the Soviet, 1931 to 1939// PH. D. diss.. University of Michigan , 1994. P. 162-163.
244
РГАСПИ 17/126/2/144. Что интересно в процессе этих упрощений серьезно рассматривались приоритеты учебных планов царской эпохи, а также используемых в Соединеннных Штатах, Британии и Франции.
245
См. прим. 113
246
РГАСПИ 17/126/2/152-155.
247
Архив РАН 638/2/64/30-43.
248
Архив РАН 638/2/101/3; 638/2/10/4; 638/2/114/1-2.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Д. Л. Бранденбергер Национал-Большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956)"
Книги похожие на "Д. Л. Бранденбергер Национал-Большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Давид Бранденбергер - Д. Л. Бранденбергер Национал-Большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956)"
Отзывы читателей о книге "Д. Л. Бранденбергер Национал-Большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956)", комментарии и мнения людей о произведении.