Виктор Комаров - Тайны пространства и времени

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны пространства и времени"
Описание и краткое содержание "Тайны пространства и времени" читать бесплатно онлайн.
Известный ученый и публицист В.Н. Комаров в своей книге размышляет над тайнами пространства и времени – самыми загадочными в ряду тайн мироздания.
В упомянутой выше книге обосновывалась гипотеза автора о наличии в мироздании некоего «сознательного начала» – Космического Разума.
Гипотеза эта на первый взгляд кажется фантастической, тем не менее мы вынуждены признать, что в современной науке накопился целый ряд фактов, которые невозможно объяснить как-либо иначе. А гипотеза о Космическом Разуме не только выглядит вполне правдоподобной, но и естественно вписывается в современную Научную Картину Мира, объясняя многие явления, которые до этого не получали серьезных объяснений и выглядели крайне загадочными и таинственными. По нашему мнению, представление о существовании Космического Разума является очень важной составной частью современного научного миропонимания.
Поэтому мы решили, хотя и в несколько сокращенном виде, для полноты изложения, вновь остановиться на этой проблеме. Тем более что в существующей научно-популярной литературе мы не встречали достаточно полных и убедительных его обоснований.
От Вселенной к человеку
Однажды к великому Альберту Эйнштейну явился газетный репортер и попросил его в нескольких словах, популярно, объяснить для широкой публики, в чем отличие его общей теории относительности от классической физики Ньютона. Подумав, Эйнштейн сказал: «Если бы в один далеко не прекрасный день из мира исчезла вся материя, то с точки зрения классической физики пространство и время все равно сохранились бы. С точки же зрения общей теории относительности, с исчезновением материи исчезли бы также пространство и время…»
Это означало, что с точки зрения общей теории относительности не существует ни абсолютного ньютоновского пространства – «пустого» вместилища, в котором «разбросаны» взаимодействующие друг с другом по закону всемирного тяготения небесные тела, ни абсолютного времени – единого для всех точек Вселенной. Пространство и время – только формы существования материи.
Но поскольку человек и все объекты, нас окружающие, являются элементами материального мира, то мы тоже существуем в пространстве и во времени, и свойства, какими они обладают, приобретают для нас важнейшее, можно сказать, решающее значение и представляют огромный интерес!
От характера этих свойств, а также от того, насколько глубоко мы их изучим, непосредственно зависят условия нашей жизни и деятельности, более того, по сути дела – само наше существование!
Звездное небо всегда притягивало к себе человека. Выдающийся римский философ Сенека говорил, что если бы на нашей планете было только одно место, откуда можно было бы наблюдать звезды, то к этому месту со всех концов Земли стекались бы люди…
Возникла ли жизнь на Земле случайно или она была «запрограммирована»?
Об этом думали не только великие философы древности, но и выдающиеся мыслители XX столетия – Эйнштейн, Циолковский, Вернадский. И вопросы эти вполне объяснимы. Человек – порождение космоса: мы состоим из тех же космических «пылинок», из которых состоят планеты и галактики, и, естественно, нам хочется знать, каково место человечества во Вселенной.
Исчерпывающего ответа на эти вопросы современное естествознание, к сожалению, дать пока не может. И тем не менее мы уже достаточно много знаем о мироздании, чтобы выдвигать достаточно обоснованные предположения и версии.
Вселенная представлялась нашим предкам огромным домом, в котором живут, сменяя друг друга, многие поколения людей. Периодические перемещения небесных тел они рассматривали как предначертания судьбы и пытались проникнуть в тайны этих предначертаний, наблюдая за планетами и звездами…
Мыслители древности осознали, что человечество – часть Вселенной, микрокосм – человек является частью макрокосма – мироздания, Универсума. С появлением системы мира Аристотеля-Птолемея, которая отвела Земле центральное место в мироздании, наша планета в глазах людей стала «главным» небесным телом, вокруг которого «вращалось» все остальное и в буквальном и в переносном смысле. Эта геоцентрическая система мира к тому же хорошо согласовалась с религиозными представлениями о том, что Земля и Вселенная созданы специально Богом для человека. Человек ощущал себя «венцом творения» и воспринимал это как нечто само собой разумеющееся.
Однако в XVI столетии Н. Коперник доказал, что на самом деле в центре Солнечной системы находится Солнце, а Земля – всего лишь одна из планет, обращающихся вокруг него. Образно говоря, Коперник низвел Землю на положение рядовой планеты, рядового небесного тела и тем самым «лишил» человечество его прежней «космической роли».
И людям, скрепя сердце, пришлось примириться с тем, что наша планета не является центром Солнечной системы.
Затем астрономы обнаружили, что не только Земля не занимает особого места в мироздании, но и Солнце, что оно – более или менее типичная звезда, каких во Вселенной великое множество, которая входит вместе с другими звездами в состав гигантской звездной системы – Галактики, и ничем вроде не выделяется среди своих многочисленных космических соседей.
Пришлось смириться и с этим «унижением», пережить и этот удар по человеческой самонадеянности, гордыне и самомнению. Так во всяком случае считал американский астроном X. Шепли. Более того, он предрекал, что в дальнейшем последуют новые «унижения». И этот прогноз как будто оправдался. Согласно данным современной астрофизики, наша Галактика оказалась лишь одной из миллиардов звездных систем, образующих наблюдаемую область Вселенной – Метагалактику.
Постепенно астрофизики стали приходить к выводу о том, что наряду с нашей существует множество других вселенных, быть может, обладающих совершенно иными свойствами.
Между прочим, Шепли считал, что человек не может претендовать на лидерство и в чисто биологическом отношении, поскольку – если не принимать во внимание интеллект – обладает в этом смысле весьма скромными возможностями. А другой известный исследователь Вселенной советский астрофизик И. Шкловский усматривал главный порок именно в высокоразвитом интеллекте. Он считал, что это наиболее слабое место современного человечества, которое неминуемо приведет его к самоуничтожению.
Не можем мы, по всей вероятности, претендовать и на уникальность как «носители разума». Скорее всего, во Вселенной существует и немало других обитаемых миров, населенных разумными существами. И хотя некоторые из них по своим интеллектуальным возможностям и уступают жителям Земли, но в совокупности они располагают значительно большим, чем современное человечество, объемом информации о мире.
Таким образом, открытие Коперника, совершившее величайшую революцию в естествознании и утвердившее научную точку зрения на строение Солнечной системы, в то же время, как ни странно, оказало весьма неожиданное влияние на осознание человеком своего положения в мироздании, на его мироощущение.
Как это ни парадоксально, учение Коперника сыграло крайне отрицательную роль, ведь человек утратил в собственных глазах свое «вселенское значение». Люди стали рассматривать себя в сравнении с космосом как «абсолютное ничто». Не случайно же известный английский астрофизик и популяризатор науки Джеймс Джинc, автор нашумевшей в свое время гипотезы происхождения Земли и планет, во всеуслышание заявлял, что жизнь – это плесень, возникающая на поверхности небесных тел…
Не можем мы претендовать и на уникальность как носители разума, ибо скорее всего во Вселенной существует множество обитаемых миров…
Невольно складывалось впечатление, что мы – люди – представляем собой явление весьма заурядное и можем утешаться лишь тем, что во Вселенной почетно играть даже весьма скромную роль. Именно к такому заключению вполне закономерно приводила «коперниковская традиция» в астрономии.
Принципиально иной точки зрения придерживался академик В.И. Вернадский, создавший учение о биосфере и ноосфере – «сфере разума». Под влиянием научной мысли и человеческого труда, утверждал Вернадский, биосфера переходит в новое состояние – «ноосферу». Вернадский считал, что ноосфера это естественный и неизбежный результат эволюции биосферы, обусловленный совершенствованием головного мозга человека, которое привело к появлению «Homo sapiens», к наступлению антропогенной эры.
Именно духовное начало, утверждал Вернадский, выступает как регулятор мира материи и энергии. Особую роль человека как познающего субъекта отмечал и последователь Вернадского Тейяр де Шарден: «Только исходя из человека может человек разгадать мир…»
К счастью, в последние годы наука повернулась лицом к человеку. Проблема выживания человека в нашем неустойчивом мире, обеспечения ему достойного настоящего и будущего стала едва ли не основной темой размышлений философов, астрофизиков, естествоиспытателей и других ученых, весьма заметно изменила наши представления о месте и роли человека и человечества в мироздании.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны пространства и времени"
Книги похожие на "Тайны пространства и времени" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Комаров - Тайны пространства и времени"
Отзывы читателей о книге "Тайны пространства и времени", комментарии и мнения людей о произведении.