Б Губин - Восьмая воздушная
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Восьмая воздушная"
Описание и краткое содержание "Восьмая воздушная" читать бесплатно онлайн.
Активно и самоотверженно в эти дни действовал экипаж в составе младшего лейтенанта Н. И. Прозванченкова, старших сержантов Ю. С. Дмитриева и С. С. Цаплина. Он вылетал на задания почти каждый день. 8 декабря в группе Пе-2, ведомой Героем Советского Союза Д. Д. Валентиком, этот экипаж атаковал скопления автомашин и танков противника в районе Соловьево, 17 декабря наносил удары но гитлеровцам в районе совхоза "Заготскот", 18 декабря бомбил эшелоны врага на станции Котельниковская, 20 декабря в составе звена командира эскадрильи капитана Г. А. Забиворота атаковал цели восточное Верхне-Кумского, а 21 декабря нанес удар но эшелонам на станции Ремонтная.
25 декабря экипаж Прозванченкова разведывал перегруппировку войск противника в районе Гремячий, Генераловский, Котельниково. В этом полете самолет был атакован истребителями противника и подожжен, но стрелок-радист Цаплин продолжал передавать но радио последние разведывательные данные до тех пор, пока не был убит одновременно со стрелком-бомбардиром, отбивавшим атаки вражеских истребителей. Прозванченков, получивший ранение, в последний момент выбросился с парашютом и возвратился в часть.
В декабрьские дни летчики 284-го бомбардировочного авиационного полка стали переходить к нанесению бомбардировочных ударов на самолетах Пе-2 с пикирования. 17 декабря экипаж заместителя командира эскадрильи Ф. А. Зеленеева (стрелок-бомбардир младший лейтенант В. В. Пупо), пикируя с высоты 7000 до 5000 м, прямым попаданием бомб взорвал эшелон на станции Семичная. 26 декабря экипаж командира полка Героя Советского Союза Д. Д. Валентика (штурман полка капитан Г. И. Раицкий) поджег ударом с пикирования эшелон на станции Котельниковская.
Мужество и самоотверженность проявляли в боевых полетах экипажи штурмовой авиации. Они действовали в основном мелкими группами и зачастую без прикрытия истребителями из-за низкой облачности и малой видимости на маршрутах и в районах атакуемых целей. На малых высотах они выискивали скопления танков и мотопехоты противника, пробивались к ним сквозь зенитный огонь, обрушивали бомбовый груз, а затем делали но нескольку заходов на штурмовые атаки. Нередко им приходилось прорываться и сквозь истребительные заслоны противника, ведя тяжелые бои.
В эти декабрьские дни 226-я штурмовая авиационная дивизия, в составе которой в течение полутора месяцев было четыре штурмовых и три истребительных полка, решением Ставки Верховного Главнокомандования выводилась на переформирование. Ее истребительные полки передавались в 287-ю истребительную авиационную дивизию, которая уже на следующий день в новом составе приступила к боевым действиям но блокированию аэродромов Басаргино и Питомник. А 17 декабря было сформировано новое управление 226-й штурмовой авиационной дивизии под командованием бывшего командира 504-го штурмового авиационного полка подполковника Ф. З. Болдырихина, назначенного заместителем командира дивизии. В состав дивизии снова вошли 504, 505 и 225-й штурмовые авиационные полки во главе с командирами полков майором С. Д. Прутковым, капитаном Н. Ф. Ляховским и майором В. С. Семеновым.
В связи с проведением организационных мероприятий в 226-й штурмовой авиационной дивизии наиболее сложные боевые задания на котельниковском направлении выполняла 206-я штурмовая дивизия. Из ее состава была создана специальная оперативная группа во главе с заместителем командира дивизии подполковником Л. К. Чумаченко. В состав этой авиагруппы решением Хрюкина были также включены три пары штурмовиков 226-й штурмовой авиационной дивизии (по два Ил-2 от каждого авиаполка)
Летчики группы Чумаченко особенно отличились в боях на котельниковском направлении. 18 декабря четыре Ил-2, ведомые командиром эскадрильи 686-го штурмового авиационного полка капитаном М. Н. Слободниченко, в сложной наземной, воздушной и метеорологической обстановке нанесли точный бомбово-штурмовой удар но танкам и автомашинам с вражеской пехотой, укрывшимся в балках в районе Громославки на подходе к реке Мышкова. Отразив атаки четверки истребителей, преодолев затем усилившийся огонь зенитной артиллерии, они смело пошли на второй заход, во время которого был подбит самолет ведущего группы. Капитану Слободниченко пришлось выйти из боя. Загорелся и самолет второго ведущего, но пара ведомых продолжала штурмовать врага. Особенно настойчиво действовал пилот старший сержант Катушев. Будучи раненным в правую руку, он взял штурвал левой рукой и сделал еще один заход на цель. Однако повторной очередью "мессершмитта" на его самолете были перебиты рули глубины. Только после этого Катушев прекратил атаки, вышел из боя и посадил самолет в 5 км от Громославки. Через два дня он прибыл в свой полк. Второй ведомый сержант Б. Т. Носов с этого задания не вернулся.
19 декабря, в день наибольшей активности действий противника на котельниковском направлении, оперативная группа Чумаченко с аэродрома Плодовитое совершила два боевых вылета под прикрытием летчиков 268-й истребительной авиационной дивизии. Оба полета проходили в напряженной обстановке. В первом из них четверка Ил-2 встретилась с шестью бомбардировщиками Ю-87, направлявшимися в сторону фронта. Штурмовики атаковали "юнкерсов", расстроили их боевой порядок и один сбили. Во втором вылете пятерка Ил-2 во время штурмовки наступавших войск противника при выходе из атаки врезалась на встречных курсах в строй шести Ю-87 с восемью прикрывавшими их истребителями Ме-109ф. В ходе атаки три бомбардировщика были сбиты.
Ответственное задание выполнила в этот день пара Ил-2 686-го штурмового авиационного полка в составе командира эскадрильи капитана Петренко и командира звена лейтенанта Драгуна. Они вылетели на разведку в сопровождении двух Як-1 11-го истребительного авиационного полка. В районе Громославки ими было обнаружено до 130 танков противника и около 80 автомашин с пехотой, которые были плотно защищены зенитной артиллерией. Но тут же звено "мессершмиттов" атаковало четверку советских самолетов. Прикрывавшие истребители отбили первую атаку врага и дали возможность экипажам продолжить разведку. В повторной атаке самолетам противника удалось прорваться к штурмовикам, и они подбили самолет ведущего. Капитан Петренко вынужден был выйти из боя. Ему удалось дотянуть до переднего края и посадить самолет на фюзеляж в расположении танкистов, которые подобрали его и доставили в свой штаб. На лейтенанта Драгуна, оставшегося в районе разведки без ведущего, легла вся ответственность за доставку командованию важных разведданных. И летчик, войдя в облака, благополучно возвратился на свой аэродром. На следующий день облачность понизилась до 250-300 м, видимость значительно ухудшилась. Групповые полеты были затруднены, на штурмовку обнаруженных войск противника в районе Громославки вылетела без прикрытия истребителями пара самолетов Ил-2 с опытными летчиками старшими сержантами С. Р. Гузиевым и А. П. Чубаровым. Прикрываясь облачностью, они внезапно вышли в район цели и обрушили на нее бомбовый груз, застав вражеских зенитчиков врасплох. Но при заходе на штурмовку танков и автомашин пара штурмовиков была встречена гитлеровскими истребителями. Несмотря на это, Гузиев, а за ним Чубаров, прижавшись вплотную к нижней кромке облаков, вышли в точку начала атаки и обстреляли из пушек и пулеметов наибольшее скопление войск и техники, нанеся противнику значительный урон.
Встретив столь упорное и согласованное противодействие войск Сталинградского фронта, котельниковская группировка противника дальше рубежа реки Мышкова продвинуться не смогла. Маршал Советского Союза А. М. Василевский писал: "51-я армия вместе с войсками 2-й гвардейской армии при авиационной поддержке отлично работавшей 8-й воздушной армии генерал-майора Т. Т. Хрюкина остановила врага"{46} Гитлеровский план спасения окруженных войск провалился. Создались благоприятные условия для окончательного разгрома группировки Манштейна, и 24 декабря 2-я гвардейская и 51-я армии, усиленные механизированным и танковым корпусами, при поддержке 8-й воздушной армии перешли в решительное наступление. Утром 29 декабря Котельниково было очищено от врага, последняя попытка немецко-фашистских войск прорваться к окруженным войскам окончилась неудачей.
Во время битвы за Сталинград 8-я воздушная армия произвела 55 945 боевых вылетов, из них 45 356 вылетов (67,2 процента) было совершено в оборонительный период Сталинградской битвы и 10 589 вылетов (30,4 процента) - в ходе наступательной операции (до 1 января 1943 г., когда армия вступила в бои на ростовском направлении в составе Южного фронта).
В общей сложности авиацией армии было сброшено на врага 465 680 бомб, около 38 тыс. ампул с зажигательной смесью, выпущено 36 620 реактивных снарядов, более 1 млн. пушечных снарядов и около 4 млн. патронов. Кроме того, доставлено своим войскам, отрезанным от баз снабжения, более 2 тыс. подвесных мешков с военными грузами общим весом около 480 т, в тылу врага разбросано более 10 млн. агитационных листовок.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Восьмая воздушная"
Книги похожие на "Восьмая воздушная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Б Губин - Восьмая воздушная"
Отзывы читателей о книге "Восьмая воздушная", комментарии и мнения людей о произведении.