Роберт Бьювэл - Звездный сфинкс: Космические тайны пирамид
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Звездный сфинкс: Космические тайны пирамид"
Описание и краткое содержание "Звездный сфинкс: Космические тайны пирамид" читать бесплатно онлайн.
Цивилизация Древнего Египта, исчезнувшая несколько тысячелетий назад, до сих пор хранит огромное количество тайн, многие из которых возможно раскрыть только па современном уровне развития науки и техники.
Знаменитый исследователь-египтолог Роберт Бьювэл, автор бестселлера "Мистерия Ориона", продолжает свои изыскания в области мрачных секретов египетских храмов и гробниц. Используя новейшие достижения в астрономии, он демонстрирует, что многие невероятные события из жизни богов, описанные в ближневосточной мифологии, вполне могли иметь реальную основу и рациональное объяснение. Тени небесных светил тысячи лет правили в дельте Нила, предопределяя кровопролитные сражения и рождение архитектурных чудес света.
Хорошо известно, что церемония "протягивания шнура" проводилась как минимум начиная со Второй династии (ок. 2900 года до н. э.). Египтолог Джордж Харт поясняет: "Еще в эпоху Второй династии она (Сешат) помогала правителю… забивать граничные колышки во время церемонии "протягивания шнура". Это важная часть церемонии закладки храма"[50].
Точности ради следует признать, что все наши знания о церемонии "протягивания шнура" основаны на поздних источниках, в основном - надписях в храмах Эдфу и Дендеры. Более древние свидетельства дошли до нас только в виде рисунков, без каких-либо пояснений. Тем не менее И.Е.С. Эдвардс утверждает:
"Несмотря на относительно позднюю датировку надписей, относящихся к церемониям закладки зданий, нет никаких причин сомневаться в древности этой традиции. Свидетельством того, что подобная церемония существовала еще в эпоху пирамид, могут служить фрагменты барельефа, найденные в храме солнца фараона Пятой династии Ниусерры, на котором изображены царь и олицетворяющая Сешат жрица, причем каждый держит деревянный молоток и колышек с привязанным к нему мерным шнуром. Эта сцена полностью соответствует тексту из храма в Эдфу, передающему слова царя: "Я беру колышек и ручку молотка. Я держу шнур с Сешат…"[51]
На многочисленных изображениях церемонии "протягивания шнура", найденных на территории Египта, Сешат всегда стоит лицом царю, и оба они в одной руке держат колышек, а в другой молоток. Короткий шнур привязан к колышкам, и главные действующие лица определяют ось симметрии храма или пирамиды, натягивая шнур, ориентируя его на некий удаленный объект, а затем фиксируя направление при помощи двух вбитых в землю кольев. Ниже приводятся несколько надписей из храмов в Эдфу и Дендеры, описывающих этот обряд:
"[Царь говорит:] Я держу колышек. Я сжимаю ручку молотка и беру шнур для обмера вместе с Сешат. Я обращаю взор к движениям звезд. Я направляю взгляд на бедро быка [месхетиу, Плуг]… я устанавливаю углы храма…"[52]
"[Жрец говорит:] Царь радостно протягивает шнур, повернув голову к бедру быка, и закладывает храм, как в древние времена"[53].
"[Царь говорит:] Я держу колышек и молоток; я протягиваю шнур вместе с богиней Сешат; я наблюдаю за движением звезд, и мой взгляд прикован к бедру быка; я был богом, который указывает время при помощи инструмента Меркет. Я установил четыре угла храма"[54].
"[Жрец говорит:] Царь… наблюдая за небом и звездами, обращает взор к бедру быка…"[55]
Не так давно британский египтолог из Кембриджского университета Кейт Спенс предложила метод, отличный от "протягивания шнура", который тоже могли использовать древние строители; она назвала его "метод одновременного переноса"[56]. Ее теория вызвала живой интерес средств массовой информации - отчасти из-за того, что впервые была изложена в основной статье популярного научного журнала "Nature", а отчасти из-за горячей поддержки, которую получила Спенс со стороны известных ученых, таких, как астроном из Гарварда Оуэн Джинджерич и египтолог Бетси Брайан из Университета Джона Хопкинса[57].
По мнению Кейт Спенс, древние топографы ориентировали оси пирамид не по одной звезде, а посредством "одновременного переноса" двух околополярных звезд при помощи отвеса, прикрепленного к примитивной деревянной раме, и светильника, который позволял работать ночью. Ранее я уже подробно комментировал теорию Спенс и поэтому не буду повторяться[58]. Моя позиция такова: я высказывался против теории "одновременного переноса" по той простой причине, что этот метод требовал от египтян дважды в день определять направление на звезды, когда они находились на одной вертикали (с погрешностью 20 угловых секунд), прежде чем медленное вращение растащит их в разные стороны. С учетом того, что в древности не было оптических приборов и что процедуру следовало проводить в полной темноте, я полагаю, что при помощи этого метода египетские астрономы не могли добиться такой невероятной точности, какую мы наблюдаем в ориентации Великой пирамиды. Другими словами, метод Спенс работает в теории, но не на практике.
Как бы то ни было, мне хотелось бы привлечь внимание к одной из двух звезд, на которые, по мнению Спенс, ориентировались древние топографы: Мицар в созвездии Плуг (вторая звезда - это Кохаб из созвездия Малой Медведицы). Независимо от достоверности предложенного метода, Спенс не ошиблась с созвездием. Она нисколько не сомневалась в истинности главного допущения: что основной целью строителей пирамид была максимально возможная точность в их ориентации на север. Ради справедливости стоит заметить, что не только Спенс, но и все остальные не подвергали сомнению это утверждение.
Поэтому любое отклонение оси от истинного направления на север объяснялось Спенс исключительно одной причиной: медленным дрейфом звезд в результате прецессии, которая, как она пыталась математически доказать, более или менее соответствовала ориентации пирамид. Спенс была настолько уверена в истинности своей теории, что вместе со своими сторонниками считала неопровержимым фактом утверждение, что египтяне были плохими астрономами, потому что якобы не заметили явление прецессии, как это сделали греки много веков спустя. Поэтому Спенс утверждала, что высокая точность астрономической ориентации Великой пирамиды объясняется тем, что "Хуфу просто повезло"[59].
Меня не перестают удивлять подобного рода умственные упражнения египтологов, пытающихся подогнать факты под теорию. Любой, кто изучал Великую пирамиду и восхищался этим великолепным образцом инженерного искусства древних, никак не может прийти к заключению, что точностью своей ориентации она обязана счастливой случайности. Совершенно очевидно, что такая точность входила в планы строителей пирамиды. Однако в рассуждениях Спенс было нечто такое, что заставило меня задуматься над объектом, на который древние топографы действительно ориентировали пирамиды.
Может быть, они выдерживали направление не на север, а на звезды? Может, счастливая случайность действительно имела место - но не для Хуфу? Возможно, удача улыбнулась истинному направлению на север, потому что звезды оказались именно в этой точке, когда древние строители делали свои измерения? Взглянув на проблему с этой точки зрения, я обнаружил, что ни в "Текстах пирамид", ни в других источниках нет ничего, что указывало бы на важность истинного направления на север для египтян. С другой стороны, можно привести огромное количество примеров, подтверждающих, что околополярные звезды имели огромное значение для загробной жизни царя.
Их интересовал не сам север, а звезды на севере. Можно согласиться со Спенс, что дважды в день линия, соединяющая околополярные звезды, указывает точно на север, однако длится это лишь несколько секунд. Все остальные 24 часа эти звезды видны восточнее или западнее истинного направления на север. Может быть, именно поэтому ориентация всех пирамид, за исключением Великой пирамиды Хуфу, слегка отклоняется к востоку или западу? Но в таком случае как определялось время наблюдений, а значит, и положение звезды, которая служила ориентиром? Ключ к ответу на последний вопрос невольно дают египтологи Йен Шоу и Пол Николсон, которые отмечают, что во время церемонии "протягивания шнура" наблюдения велись не только за звездами созвездия Плуг на севере, но и за созвездием Ориона на юге[60]. Естественно, я не мог не обратить внимания на это утверждение, поскольку я, как никто другой, знаю, что Орион играл важную роль в "звездной" религии строителей пирамид[61]. И вдруг мне стало ясно, что ответ лежит прямо передо мной. Я понял, почему Великая пирамида ориентирована точно на север - и более того, я был убежден, что эта же причина объясняет существенную "ошибку" в ориентации ступенчатой пирамиды[62].
Орион и Я
Сказать, что у меня особый интерес к Ориону и к Великой пирамиде, - значит ничего не сказать. Но если откровенно, то этот интерес возник у меня довольно поздно, когда мне было уже далеко за тридцать. В 1967 году, когда я покинул свой родной Египет и переехал в Англию, мне было всего девятнадцать лет. В то время я даже мечтать не мог о том, что стану автором бестселлера об Орионе и Великой пирамиде. В 1973 году после окончания Университета Саут-Банк в Лондоне я работал строителем на Ближнем Востоке и в Африке, ничего не зная об исследованиях, связывающих астрономию и Великую пирамиду. В Саудовской Аравии я неожиданно открыл для себя связь между Орионом и пирамидами Гизы, которая изменила всю мою жизнь. Однажды ночью, разглядывая три звезды пояса Ориона в безоблачном ночном небе пустыни, я вдруг подумал, что расположение этих звезд по отношению друг к другу и к Млечному Пути в точности совпадает с взаимным расположением трех пирамид в Гизе и долине Нила.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Звездный сфинкс: Космические тайны пирамид"
Книги похожие на "Звездный сфинкс: Космические тайны пирамид" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Роберт Бьювэл - Звездный сфинкс: Космические тайны пирамид"
Отзывы читателей о книге "Звездный сфинкс: Космические тайны пирамид", комментарии и мнения людей о произведении.