Роберт Бьювэл - Звездный сфинкс: Космические тайны пирамид
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Звездный сфинкс: Космические тайны пирамид"
Описание и краткое содержание "Звездный сфинкс: Космические тайны пирамид" читать бесплатно онлайн.
Цивилизация Древнего Египта, исчезнувшая несколько тысячелетий назад, до сих пор хранит огромное количество тайн, многие из которых возможно раскрыть только па современном уровне развития науки и техники.
Знаменитый исследователь-египтолог Роберт Бьювэл, автор бестселлера "Мистерия Ориона", продолжает свои изыскания в области мрачных секретов египетских храмов и гробниц. Используя новейшие достижения в астрономии, он демонстрирует, что многие невероятные события из жизни богов, описанные в ближневосточной мифологии, вполне могли иметь реальную основу и рациональное объяснение. Тени небесных светил тысячи лет правили в дельте Нила, предопределяя кровопролитные сражения и рождение архитектурных чудес света.
Теперь мы убедились, что ступенчатая пирамида ориентирована таким образом, чтобы служить для определения времени восхода Сириуса. Это ее свойство наряду с названием "Гор - звезда во главе неба" явно предполагает, если не подтверждает, что пирамида являлась символом Сириуса. На первый взгляд этот вывод может показаться натянутым, однако основной обязанностью архитектора ступенчатой пирамиды Имхотепа (он был верховным жрецом Гелиополя) было наблюдение и регистрация циклов Сириуса в связи с возрождением фараона и разливом Нила. Гелиополь, помимо всего прочего, являлся центром исчисления времени и местом, куда каждые 1460 лет возвращался феникс - событие, которое, по всей видимости, отождествлялось с возвращением сотического цикла, то есть с возвращением каждые 1460 лет гелиакического восхода Сириуса 1-го числа месяца Тота.
В таком случае не мог ли комплекс ступенчатой пирамиды, построенный Имхотепом, служить архитектурным воплощением феникса?
Сотический цикл и стена
С середины 80-х годов я пользовался услугами библиотеки Института Гриффитса в Оксфорде (в настоящее время она входит в состав библиотеки Сэклера). Институт Гриффитса расположен очень удобно, всего в часе езды от моего дома, а его дополнительное преимущество состоит в том, что он входит в состав музея Ашмола с его превосходной коллекцией египетских древностей. С его директором, доктором Яромиром Малеком, мы знакомы с 1987 года[70]. В Институте Гриффитса хранится обширная коллекция книг по египтологии, в том числе большой раздел, посвященный изучению пирамид; именно этот раздел привлекает меня больше всего. В одно из посещений библиотеки я случайно наткнулся на книгу, написанную французским исследователем. Я уже собирался поставить ее на место, но судьба распорядилась по-своему: книга выскользнула из моих рук и упала, раскрывшись на странице с заголовком: "Le complexe calendaire de Djeser a Saqqara" (Календарный комплекс Джосера в Саккаре). Разумеется, этот заголовок сразу же привлек мое внимание. Далее я с удивлением обнаружил рисунок внешней стены комплекса, а рядом с ним число 1461..Я сделал фотокопию рисунка и взял ее домой.
Присмотревшись внимательно к необычным архитектурным особенностям внешней стены комплекса, отображенным на схеме Жана-Филиппа Лайера, нетрудно подсчитать, что стена имела 192 выступа и ниши, 14 ложных дверей, четыре угловых бастиона и один главный вход. Однако лишь немногие исследователи обратили внимание на узкие горизонтальные панели, которые являлись неотъемлемой частью конструкции. Интересно, что западная часть стены содержала 1461 такую панель, а восточная 1459. Схожесть этих чисел с длительностью сотического цикла, равной 1460+1 году, очевидна. На мой взгляд, это не может быть просто совпадением - учитывая сделанные выводы о связи между ступенчатой пирамидой и Сириусом. Но каков смысл и назначение всего этого?
Центр праздников в вечной жизни?
В восточной части ступенчатой пирамиды расположены выстроенные в одну линию четыре каменные беседки, которые египтологи называют макетами. И действительно, это макеты переносных беседок из дерева, которые использовались во время праздников хеб-сед, или юбилеев царя. Принято считать, что эти макеты беседок предназначались для праздников хеб-сед, которые царь отмечает в своей вечной загробной жизни. Как утверждали египтологи Йен Шоу и Пол Николсон, "первые погребальные комплексы были посвящены участию царя в праздниках хеб-сед. Восточная сторона комплекса ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре включает древнейшие архитектурные детали, предназначенные для этих праздников"[71]. Марк Ленер в своем описании комплекса ступенчатой пирамиды отмечает, что "сама гробница, по всей видимости, была частью более общего церемониального цикла… фиктивные архитектурные детали предназначались для ка царя в загробной жизни"[72].
Другими словами, комплекс ступенчатой пирамиды, или по крайней мере большая его часть, был центром праздников в вечной жизни после смерти.
Праздник хеб-сед (иногда его называют просто сед) обычно описывается египтологами как юбилей царя. В древности благополучие царя, а иногда и его жизнь зависели от успеха праздника, своего рода теста на соответствие должности, который время от времени должен был выдерживать царь, чтобы доказать народу, что он все еще обладает всеми качествами и сексуальной силой, требующимися для управления Египтом, и, что более важно, способен поддерживать космический порядок. Как объяснял египтолог Дж.Э. Уэйнрайт:
"…это было подтверждением божественности фараона… Правители этого типа олицетворяли власть, которая обеспечивала процветание… Для этого божественный царь и гарант изобилия должен был заботиться о своем здоровье и вести правильную жизнь. Пока он должным образом и в правильном порядке исполнял все свои функции, вселенная оставалась стабильной и продолжала двигаться установленным путем. Поэтому в обязанность таких царей входило обеспечивать плодородие земли, а значит, и здоровье людей…"[73]
Первый праздник хеб-сед нового царя обычно отмечался по прошествии тридцати лет его правления, однако многие данные указывают на то, что этот интервал времени мог быть сокращен. По мнению Уэйнрай-та, изначально праздник устраивался через семь лет[74].
Уэйнрайт считал, что праздник хеб-сед уходит корнями в древнюю религию, которая совмещала поклонение небу и плодородию - урожай и плодовитость скота зависели от способности царя управлять погодой и разливом Нила; эти представления существовали еще в глубокой древности[75]. Во всяком случае, все египтологи признают, что праздник хеб-сед отмечался еще в эпоху Первой династии фараонов.
До нас дошли несколько надписей, подробно рассказывающих о том, что происходило во время этого важного праздника, причем интерпретации современных исследователей обычно основаны на сопровождающих надписи рисунках. Первая из этих так называемых сцен хеб-сед была обнаружена на эбеновой табличке из Абидоса, приписываемой фараону Первой династии по имени Ден (ок. 2900 года до н. э.). В левой части рисунка Ден изображен в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта сидящим На троне внутри беседки, похожей на "макеты" в Саккаре. В правой части царь бежит между двумя рядами пирамид из камней, изображающих границы его государства. Этот самый главный обряд праздника хеб-сед требовал, чтобы царь совершил пробежку по внутреннему двору или даже вокруг внешней стены церемониального комплекса. Уэйнрайт поясняет:
"…(хеб-сед) состоял в основном из церемонии бега, которую в древние времена исполняли перед царем, а начиная с Первой династии - сам царь… в этой церемонии фигурировали несколько небесных богов… Церемония явно уходит корнями в доисторические времена… Физическая активность очень важна в подобного рода обрядах, связанных с плодородием. Нет никакого сомнения, что физическая ловкость царя обеспечивала плодородие и вызывала требуемую активность небес для снабжения водой… Таким образом, мы обнаруживаем, что фараоны считались богами, управляли активностью неба, стояли на страже здоровья своего народа, вспахивали землю, способствовали созреванию урожая, исполняли обряды для обеспечения плодородия полей, а также открывали каналы для разлива реки… Фактически фараоны были гарантами изобилия, от здоровья которых и должного исполнения обрядов зависело здоровье и благополучие страны…"[76]
Дополнительные свидетельства того, что комплекс ступенчатой пирамиды был предназначен для проведения праздников хеб-сед в загробной жизни, можно найти в комнатах царя под пирамидой и в так называемой южной гробнице рядом со ступенчатой пирамидой. Здесь обнаружены барельефы, изображающие Джосера, который совершает ритуальную пробежку. По мнению египтолога Дональда Редфорда, комплекс хеб-сед "представлял собой микрокосм самого Египта… символика очевидна: беговая дорожка - это Египет"[77]. Вероятно, во время пробежки - следовало сделать четыре круга по внутреннему дворику - царь произносил некие ритуальные фразы, указывающие на его связь с богами Египта, например: "Я обошел землю и коснулся всех четырех ее сторон". Под четырьмя сторонами скорее всего понимаются четыре стороны света. Надпись на барельефе также говорит, что царь "пересекает океан (небо) и четыре стороны неба, достигая дальних мест, куда только доходят лучи солнечного диска, проходя над землей"[78]. Те же самые "четыре стороны неба" упоминаются тогда, когда царь должен пустить четыре стрелы в направлении четырех сторон света[79]. По мнению Грега Ридера, редактора журнала "КМТ"[80],
"два парных иероглифа, похожих на открывающиеся в обе стороны двери, но на самом деле обозначающие две половинки неба, часто изображаются в прямой связи с тремя иероглифами в форме пирамиды, обозначающими пограничные метки, которые царь обегает во время пробежки на празднике хеб-сед. Таким образом, исполняющий обряд царь пересекает не только землю (Египет), но и небо - в скрытой, завуалированной форме".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Звездный сфинкс: Космические тайны пирамид"
Книги похожие на "Звездный сфинкс: Космические тайны пирамид" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Роберт Бьювэл - Звездный сфинкс: Космические тайны пирамид"
Отзывы читателей о книге "Звездный сфинкс: Космические тайны пирамид", комментарии и мнения людей о произведении.