Евгений Крепс - «Витязь» в Индийском океане

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Витязь» в Индийском океане"
Описание и краткое содержание "«Витязь» в Индийском океане" читать бесплатно онлайн.
Новая книга Е. М. Крепса посвящена первому плаванию «Витязя» в Индийском океане в 1959–1960 гг. (по плану международного геофизического сотрудничества).
Экспедиция проводила комплексные океанографические исследования в Индийском океане, от берегов Австралии до восточных берегов Африки.
Автор рассказывает о странах и островах, где побывала экспедиция. Многие из них, как, например, острова Мальдивские, Сейшельские, Коморские, остров Занзибар, впервые посещались советскими людьми. Природа островов, их население, борьба народов за национальную независимость — все привлекает внимание автора и находит свое отражение в книге.
Мы видели на стене музея прекрасные копии многих из этих фресок, и я долго бып под впечатлением высокого искусства древнего Цейлона.
Верхний этаж занимает естестзенноисторический отдел музея, экспонаты по зоологии, палеонтологии, археологии. Много удачных экспозиций животных в их естественной среде. Мы увидели немало интересных представителей специально цейлонской фауны. Вскоре мы снова любовались ими в богатом зоопарке Коломбо.
Очень хороши рисунки, принадлежащие перу директора Дераниигала. Так, около экспозиции, изображающей бой мангуста с коброй, дана серия картинок, живо рисующих стратегию и тактику мангуста (Herpestes lanka)7 этого знаменитого истребителя змей и охранителя индийских (и цейлонских) домов, знакомого нам по превосходному рассказу Киплинга из «Книги Джунглей» — «Рики тики тави». Зверек ловчится броситься на змею, которая поднялась и раздула свой воротник. Молниеносный прыжок — и мангуст вцепляется в нижнюю челюсть, в шею или загривок врага. Змея поднимает его, но маленький хищник начинает быстро вращаться вокруг змеи, крепко вцепившись в нее зубами, и таким образом ломает ей шею, потом съедает ее. К укусам змеи мангуст мало чувствителен.
Обычную пищу мангустов составляют птицы, мелкие грызуны и рептилии. Только один вид мангустов (серый мангуст) вступает со змеей в смертельную схватку, если судьба сводит их вместе. «Если бы все мангусты были истребителями змей, — говорит Дераниигала, — то не осталось бы кобр в Индии и Африке».
Трудно понять все экспозиции исторического музея, да не понять и современность Цейлона (как, впрочем, и любого другого края), если не представлять себе, хотя бы в общих чертах историю страны. А мы все были до крайности несведущи в этой истории.
Спасибо профессору Куларатнаму, который не уставал удовлетворять нашу ненасытную любознательность. Видя, что я проявляю особенно живой интерес к прошлому, он снабдил меня несколькими серьезными книгами по истории Цейлона. Ни одна из них не произвела на меня такого впечатления, как перевод старинной хроники Цейлона — Махавансы.
История Цейлона увлекательна и трагична. От его древнейшего населения — примитивных охотничьих племен, оттесненных пришельцами в труднопроходимые джунгли восточной части острова, уцелели лишь немногочисленные остатки — ведды, общее число которых в настоящее время не превышает 5–6 тысяч.
Письменные исторические предания Цейлона начинаются с VI–V веков до нашей эры, когда на север острова вторглись пришельцы с севера Индии, из долины Ганга, под водительством Виджайи, «разбойничьего отпрыска линии Льва» (Сипга), основателя «народа львов» — сингалов или сингалезов.
Древняя хроника Цейлона — Махаванса — рассказывает с колоритными деталями о колонизации острова Виджайей и его спутниками в V веке до нашей эры — в год кончины Будды. Историческое зерно этих легенд состоит в том, что народ, говорящий на североиндийском диалекте, поселился в северной и центральной частях Цейлона, создав цивилизацию и основав царства, которые, несмотря на бесчисленные превратности судьбы, сохранили независимое существование в течение более двух тысяч лет.
Сингалы принесли из Индии культуру риса, и главной задачей стало обеспечить в засушливых нагорьях Цейлона круглогодичное водоснабжение, независимое от превратностей муссонных дождей. Эта задача была великолепно разрешена созданием сложной системы гигантских водохранилищ и каналов, остатки которых сохранились до сих пор и вызывают удивление современных инженеров.
Древняя сингальская цивилизация достигла высшего расцвета с приходом буддизма (III век до нашей эры). Учение Будды принес на Цейлон Махинда, сын великого Ашоки Маурия, императора Индии.
Столицей Сингальского царства стал город Анурадхапура. С буддизмом были принесены на Цейлон письменность, развитие архитектуры, живопись. В стране возникли величественные храмы и многочисленные дагобы — гигантские куполы из кирпича и извести со шпилем, символизирующим духовное устремление народа, — столь характерные в ландшафте Цейлона.
С II–I веков до нашей эры усиливается влияние южной Индии, населенной тамилами, народностью, принадлежащей к дравидской группе. Под напором нашествий тамилов сингальские царства отступали все дальше на юг и юго-запад. В течение столетий шла борьба между сингальскими царствами и тамильскими завоевателями, временами захватывавшими государственную власть на Цейлоне.
Величие сингальского царства было на короткое время восстановлено при царе Паракраму Баху I (1153–1186 гг. нашей эры). Этот государь «восстановил разрушенные войнами города, создал много водохранилищ и каналов, покровительствовал поэзии и искусствам», «очистил буддистскую церковь и воздвигал храмы», «устранил голод и неурядицы среди людей. Таков был Паракрама Баху великий», — говорит сингальская летопись. После смерти его снова возникли внутренние смуты и распри, страна распалась на ряд царств.
На севере страны, на полуострове Джафна, и на востоке преобладает тамильское население, на юге и юго-западе — сингалы. В центральном нагорье Цейлона обособилось сингальское Кандийское царство со значительной примесью тамильского элемента. Тамилы принесли с собой индуизм с его более строгим разделением на касты. У буддистов сингалов кастовое деление всегда было более поверхностным и основывалось больше на роде занятий, ремесле: каста рыбаков, гончаров, каста плетельщиков корзин и т. п., не было столь выраженного деления на высшие и низшие касты, как у тамилов, последователей индуизма.
С начала XVI века большая часть Цейлона подпала под влияние европейских колонизаторов, что нанесло сильнейший удар по старинной сингальской культуре. Сперва Цейлон захватили португальцы. Их привлекала прежде всего корица, имевшая огромный спрос в тогдашней Европе. Коричное дерево произрастало в лесах Цейлона. Полтораста лет владычества португальцев оставили тяжелый след. Огнем и мечом утверждали они свою власть. Завоевателей сопровождала огромная армия католических монахов, насильно обращавших жителей в христианство. Монахи искореняли «язычество», разрушали буддистские и индуистские храмы, уничтожали предметы искусства, ломали привычный уклад жизни. Среди цейлонцев нередки фамилии де Сильва, Перейра, Фернандо и т. п. Это потомки насильно обращенных в католическую веру, которую исповедуют сейчас около 10 % населения.
К середине XVII века обескровленная вечными войнами Португалия уступила Нидерландам морское первенство.
Голландия захватила Цейлон, обезлюденный и опустошенный. Купцы Нидерландской Ост-Индской компании выкачивали из страны богатства — корицу, ценные самоцветы, слоновую кость. Побережье Цейлона покрылось сетью голландских фортов. Католическую церковь сменила протестантская. Только на центральном нагорье острова, окруженном труднопроходимыми лесами и ущельями, сохранялось независимое сингалезское царство Канди.
В конце XVIII века Цейлон захватили английские колонизаторы. Поддерживая внутренние распри между отдельными цейлонскими князьями, англичане в 1815 году оккупировали последний оплот независимого Цейлона — Канди. Утвердив свою власть и захватив громадные земельные площади, англичане широко развернули плантационное хозяйство: в прибрежной низменной полосе — кокосовые плантации, на склонах гор — чай, в предгорьях — каучуковое дерево гевею. Природные условия Цейлона оказались идеальными для культуры каучукового дерева и особенно чая. Цейлон стал одним из главных мировых производителей высокосортного чая.
Под выращивание этих экспортных культур занята большая часть пригодных земель, и плантации каучука и чая приносят их владельцам огромные доходы. Основной продукт питания местного населения — рис приходится ввозить из-за границы, так как посевных площадей под рис не хватает. В былые времена, до прихода колонизаторов, Цейлон полностью удовлетворял свои потребности в рисе. Рис сеяли и на низменности, и в центральной, возвышенной, засушливой зоне Цейлона. Сложная и совершенная система ирригации обеспечивала рисовые поля водой в засушливое время и защищала от гибельных наводнений в период муссонных дождей. Сейчас вся эта система в глубоком упадке.
Самым интересным из всего нашего пребывания на Цейлоне было, конечно, путешествие в глубь страны, в город Канди. Собралась большая группа желающих, целый автобус. С нами едет профессор Куларатнам — лучшего гида нельзя и желать. Снова мы дивились на ловкую, артистическую езду, на искусство, с которым вел громоздкую машину по горным дорогам молодой босоногий шофер сингал.
Хорошее асфальтовое шоссе идет сперва по плодородной низменности. Тут много рощ кокосовых пальм. Кокосовая пальма — жительница побережья. «Она хорошо растет там, где слышен шум моря», — говорит цейлонская поговорка. На низких местах — нежная зелень созревающих рисовых полей, на других участках крестьяне сингалы пашут на буйволах залитую водой вязкую почву, готовя ее под посадку риса.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Витязь» в Индийском океане"
Книги похожие на "«Витязь» в Индийском океане" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Крепс - «Витязь» в Индийском океане"
Отзывы читателей о книге "«Витязь» в Индийском океане", комментарии и мнения людей о произведении.