» » » » Олег Большаков - История Халифата. Том 1. Ислам в Аравии, 570—633


Авторские права

Олег Большаков - История Халифата. Том 1. Ислам в Аравии, 570—633

Здесь можно скачать бесплатно "Олег Большаков - История Халифата. Том 1. Ислам в Аравии, 570—633" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Восточная литература,, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Олег Большаков - История Халифата. Том 1. Ислам в Аравии, 570—633
Рейтинг:
Название:
История Халифата. Том 1. Ислам в Аравии, 570—633
Издательство:
Восточная литература,
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
5-02-016552-2, 5-02-018165-X
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Халифата. Том 1. Ислам в Аравии, 570—633"

Описание и краткое содержание "История Халифата. Том 1. Ислам в Аравии, 570—633" читать бесплатно онлайн.



 Книга является первым томом "Истории Халифата". В ней рассматриваются зарождение и формирование ислама в период проповедничества Мухаммада и образование при первом его преемнике мусульманского государства, Халифата, на территории Аравии.






[+153] У Ибн Са'да [т. 1, ч. 2, с. 36] приводятся еще имена: ал-Мустаурид б. Амр из племени бали и Амир, мавла Абу Бакра.


[+154] Мекканская и мединская укийа этого времени равнялась 40 дирхемам, или 4 динарам; 2000 одежд стоили, таким образом, 8000 динаров. При той же норме обложения, что в Айле (1 динар со взрослого мужчины), в городе должно быть 8 тыс. мужчин, т. е. около 40 тыс. жителей, при меньшем числе жителей налог оказывается более тяжелым. К сожалению, мы не знаем истинных размеров Наджрана.


Странный порядок указания сроков поставки подушной подати — сначала раджаб, потом сафар — может косвенно свидетельствовать о том, что договор заключался перед раджабом (З.Х-1.XI 631 г.).


[+155] И. Са'д, т. 1, ч. 2, с. 61, 71–72, 76–77; Таб., I, 1740, 1729.


[+156] "Послал посланник Аллаха Халида б. ал-Валида к йеменцам, чтобы призвать их к исламу, а я (ал-Бара б. Азиб) был среди тех, кто поехал с ним. Он пробыл у них шесть месяцев, а они не дали ему никакого ответа. И послал пророк Али б. Абу Талиба и приказал ему возвратить Халида и тех, кто с ним, а если кто-то из тех, кто был с Халидом, останется с ним (Али), то оставить" [Таб., I, 1732].


[+157] Бану зубайд в числе побежденных упоминает Салама, мавла Абу Джа'фара. Согласно ал-Балазури, Али прибыл в рамадане собирать садаку и не имел столкновений [Балаз., А., с. 384].


[+158] Вак., пер., с. 417, 419; И. Хиш., с. 950–952; И. Са'д, т. 2, ч. 1, с. 122; Таб., I, 1724–1729, 1731–1737.


[+159] От 90 тыс. до 114 тыс. человек "и больше" [Мугултай, с. 78; Дийарб., т. 2, с. 165].


[+160] Вак., пер., с. 428; Азр., с. 123.


[+161] Были несколько изменены время выступления из Арафата (соответственно изменилось время выступления из Мина) и обряд кидания камней. Как мы видели, эти же предписания якобы были уже даны Абу Бакру при совершении малого хаджжа в предыдущем году. Во всяком случае, личный пример Мухаммада бесповоротно закреплял эти новшества, как мусульманский обряд.


[+162] Так, фраза: "Не нарушайте решения Аллаха о том, что нет ростовщического процента; воистину, все проценты ал-Аббасу б. Абдалмутталибу — отменены" [И. Хиш., с. 968] — явно относится к моменту завоевания и странно выглядит через два года. То же можно сказать и о следующей за ней фразе: "Всякая кровная месть за убийства в джахилийу отменена, и первая месть за кровь, которую я отменяю, — за сына Раби'а б. ал-Хариса б. Абдалмутталиба".


Объявление об аннулировании мести за убийство этого грудного младенца, совершенное хузайлитами, также было более уместно при завоевании Мекки, когда разрубались все узлы старых взаимоотношений. Кстати, ал-Балазури упоминает отмену мести за это убийство в связи с рассказом о завоевании Мекки ("И отменил посланник Аллаха [месть за] его кровь в день завоевания") [Балаз., А., с. 364].


[+163] Имеются в виду корректировки года из 12 лунных месяцев для согласования с солнечным годом.


[+164] Вак., пер., с. 430–432; И. Хиш., с. 968–969; Таб., I, 1753–1755.


[+165] Таб., I, 1754.


[+166] Так, М. Годфруа-Демомбин, исходя из предположения, что Мухаммад чувствовал себя неизлечимо больным, перевел его заключительный вопрос, обращенный к слушателям.- ("Ясно ли я изложил?") — как вопрос к Аллаху: "Ai-je rempli ma tache?" ("Завершил ли я свою задачу?") [Gaudefroy-Demombynes, 1969, с. 202].


[+167] Балаз., А., с. 451 — "в конце раби' I" (30 раби' I 10/6.VII 631 г.).


[+168] Там же.


[+169] Таб., I, 1854.


[+170] Там же.


[+171] В. В. Бартольд [т. 6, с. 564–565] допускал, что Мусайлима начал свою проповедь после переселения Мухаммада в Медину. Более поздние исследователи не без основания полагали это маловероятным [Watt, 1977, с. 135; Eickelmann, 1967, с. 35]. М. Б. Пиотровский [1984, с. 19] безоговорочно принимает сообщение Ибн Хишама, будто мекканцы знали о проповеди Мусайлимы еще в начале деятельности Мухаммада. Для нас важно то, что проповедь Мусайлимы стала политической силой только после возвращения посольства из Медины.


[+172] В. В. Бартольд видел в учении Мусайлимы тенденцию к сохранению первоначальной чистоты ислама [т. 6, с. 563–565].


[+173] В. В. Бартольд считает, что он был "призван народом" [т. 6, с. 560].


[+174] Балаз., Ф., с. 87.


[+175] Середина мухаррама 11/середина апреля 632 г. [И. Са'д, т. 1, ч. 2, с. 77].


[+176] Сообщение ал-Вакиди об Убне (Йубна, Иамнийа) как о цели похода Усамы [Вак., пер., с. 434, 435; Медников, 1897, с. 25, 27] — явное недоразумение, так как, с одной стороны, Зайд был убит в Муте и мстить совсем другому городу было бессмысленно, с другой стороны, чтобы достичь Убны, нужно было пересечь всю Палестину до моря, что в ту пору было невозможно. У Ибн Хишама (по Ибн Исхаку) цель похода указана правильно — "ал-Балка и ад-Дарум" [И. Хиш., с. 999; Медников, 1897, с. 15].


[+177] Честь доставки Мухаммада в последнее его жилище приписывали себе Али и ал-Аббас, Убайдаллах б. Абдаллах б. Утба рассказывал как-то со слов Аиши, что Мухаммада привели к ней двое мужчин, один из которых был ал-Фадл б. ал-Аббас. Присутствовавший при рассказе Абдаллах б. ал-Аббас спросил его: "А ты знаешь, кто этот другой мужчина?" Убайдаллах ответил, что не знает. "Али б. Абу Талиб, — сказал Абдаллах, — только она не может сказать о нем хорошего" [И. Хиш., с. 1005–1006] ([Балаз., А., с. 544–545] — тот же рассказ, со ссылкой на Ибн Исхака, но с пропуском нескольких слов).


В другом случае она же рассказывала, что его несли четверо () [Балаз., А., с. 563]. По одной из версий у Ибн Исхака, эти четверо — мавали Мухаммада перечисленные поименно [Балаз., А., с. 545]. Замечание Ибн ал-Аббаса, что Аиша утаила доброе дело Али, так как терпеть его не могла, явно навеяно гораздо более поздними событиями — участием Аиши в политической борьбе против Али.


[+178] Сведения о том, сколько дней Абу Бакр руководил молитвой, противоречивы, называются: три дня, семнадцать молитв, три раза, девять дней [Балаз., А., с. 555–556].


[+179] Видимо, в комнате находились и другие жены, которые ушли, когда Мухаммад, как им показалось, погрузился в забытье.


[+180] Балаз., А., с. 563.


[+181] О последних днях Мухаммада см. [Вак., пер., с. 433–434; И. Хиш., с. 999–1000, 1005–1011; И. Са'д, т. 2, ч. 2, с. 9–59; Балаз., А., с 543–569].


[+182] Nagel, 1981, с. 19–81.


[+183] И. Са'д, т. 2, ч. 2, с. 57–58; Айни, т. 8, с. 437–438. Последний объясняет некоторые расхождения в дне недели тем, что новую луну в зу-л-хиджжа мекканцы и мединцы увидели с разницей в один день. Однако 1 и 2 раби' I — среда и четверг, а связанная с этой датировкой дата заболевания — суббота 22 сафара — также оказывается сомнительной, так как 22 сафара — вторник. Несомненно, что на каком-то этапе передачи сведений произошла ошибка, ровно на десяток в числе месяца, причем наиболее вероятно выпадение его, а не добавление. По-видимому, верна дата ал-Вакиди — понедельник 12 раби' I 11/8 июня 632 г. (по синхронистическим таблицам, понедельник приходится на 13 раби' I, но мы останавливаемся на 12-м, поскольку расхождение в днях недели на один действительно могло произойти из-за ошибки в наблюдении новолуния).


Э. Миттвох считал, что легенда о смерти Мухаммада в день его рождения появилась под иудейским влиянием (Моисею приписывается смерть в день рождения как знак особой угодности богу). Мы полагаем, что не день смерти притянут ко дню рождения, а наоборот — ко дню смерти притянут совершенно неизвестный день рождения [Mittwoch, 1927].


[+184] Этот вопрос подробно освещен Т. Андре [Andrae, 1918].


[+185] Gabrieli, 1968, с. 23.


[+186] П. А. Грязневич справедливо критикует утверждения о том, что ислам возник как осознанная реакция определенных социальных групп на глубокий кризис, охвативший Аравию, как необходимое условие политического объединения Аравии [Грязневич, 1984, с. 10–12]. Вынужденная конспективность этой статьи не позволила ему показать, что в Коране и во всем учении Мухаммада об исламе нет стремления решить эти проблемы. Решения практического характера, так или иначе использованные впоследствии для создания теории государства, были каждый раз связаны с какой-то практической задачей, а не порождены целью создать объединенное государство и политически объединить арабов (ср. [Лапшов, 1982, с. 118]).

Глава 5. РОЖДЕНИЕ ХАЛИФАТА

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМНИКА


Рис. 9 Центральный Недж в начале VII в.


Невероятность события — смерть посланника Аллаха, как обычного человека, должна была потрясти всю мединскую общину. Пока послали за Абу Бакром и тот пришел, новость уже распространилась, и в мечети собралось немало народу. Умар стал поносить «лицемеров», поверивших в смерть пророка, и убеждать, что он только на время призван к Аллаху и вернется к общине, как Моисей [+1].


Абу Бакр, вышедший из комнаты Аиши, остановил его и обратился к присутствующим: «О люди! Кто поклонялся Мухаммаду, так [знайте, что] он умер, а кто поклонялся Аллаху — так он вечен и не умрет». И продекламировал: «А Мухаммад — только посланник, до которого были посланники. Неужто, если он умрет или будет убит, вы повернете назад? Кто поворачивает назад, ничем не повредит Аллаху, а благодарным — Аллах воздаст» [+2].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Халифата. Том 1. Ислам в Аравии, 570—633"

Книги похожие на "История Халифата. Том 1. Ислам в Аравии, 570—633" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Большаков

Олег Большаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Большаков - История Халифата. Том 1. Ислам в Аравии, 570—633"

Отзывы читателей о книге "История Халифата. Том 1. Ислам в Аравии, 570—633", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.