Елена Хаецкая - Атаульф и другие, Готский для всех
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Атаульф и другие, Готский для всех"
Описание и краткое содержание "Атаульф и другие, Готский для всех" читать бесплатно онлайн.
Дядя Агигульф спросил тогда дядю Ульфа: не мог он по оружию угадать, что за люди убитые плыли? Ульф на это сказал, что мечи с топорами не плавают, стрелы же, которые из трупов торчали, были странные.
На севере эта большая река бежит быстро; у бурга она движется помедленнее. Сперва думали, что это разные реки, но потом нашелся человек, который прошел по всему ее берегу и сказал, что это одна и та же река.
К бургу от нашего села дорога такая. Нужно переправиться через речку, что возле села нашего протекает; за речкой начинаются курганы. За курганами поле, а дальше лес. Через лес тропа есть нахоженная; нужно по приметам знать, как в лес войти, а дальше не собьешься.
Тропа выводит к старой дороге; еще ромеи ее строили. По дороге на юг - как раз к бургу выйдешь.
Если от бурга дальше идти по этой дороге, начинаются равнинные места. По этим равнинам кочуют аланские роды. Четыре рода всего аланских по соседству от нас. Мы этих аланов не опасаемся и они нас не опасаются; между готами и аланами уже не первый год вечная дружба. Аларих-Неистовый, отец теодобадов, своими подвигами аланов почти на нет свел. Но потом, как Аларих умер, вместо него стал Теодобад. Аланские старейшины, выждав время, в бург приехали. Тут и дружба между ними и Теодобадом сладилась. Аланы предлагали даже породниться; Теодобад им нескольких молодых своих дружинников в зятья дал.
Дедушка Рагнарис говорит, что у аланов оттого с готами дружба, потому что у нас с вандалами дружба.
Обликом аланы на нас похожи, а живут как гунны. Нет у них ни бургов, ни сел. Кочуют со своими стадами между нашим бургом и селениями вандальскими.
Вандалов на эти земли еще ромеи посадили. Потом Аттила пришел. С собой тоже несколько вандальских родов привел. Вандалы как сыр в масле катались - и при ромеях, и при Аттиле. Умеют они угодить, ничего не скажешь, все их любили и привечали - и император ромейский, и грозный Аттила-батюшка.
Велемуд так рассказывает: Вотан как-то раз шел по земле и в землю копье вонзил. Из того копья вотанова дуб вырос могучий, и стало это место центром мира. Вокруг же центра мирового построилось село вандальское; и он, Велемуд, в том селении родился. Велемуда послушать - все у вандалов лучше, чем у других. И деревья выше, и дома больше, и девушки иначе устроены. Мол, девицы вандальские таковы, что щит их добродетели только вандальским копьем пробить можно, а другие об тот щит копья тупятся и ломаются. Услышав это, дядя Агигульф в азарт вошел. Велемуд же по плечу его хлопнул и пригласил с собой ехать, жену из вандальского рода ему подыскать. Дядя Агигульф согласился, предложил для начала на сестре Велемуда готское копье попробовать. Знал дядя Агигульф не по наслышке: действительно хороши собой вандальские девицы. Велемуд, услышав это, сперва надулся, а потом улыбкой просиял и вот что Агигульфу предложил: есть у него, Велемуда, родич; у того родича есть родич в другом селе; у того же родича-вандала из другого села есть дочка на выданье - она бы Агигульфу подошла - нравом вылитый дядя Агигульф, только в юбке. И на коне скакать горазда, и копье метать. У вандалов ей трудно мужа себе под стать найти, никто ее брать не решается. У дяди же Агигульфа от рассказа велемудова слюни по бороде потекли.
А Велемуд дальше беседу ведет. "И Гизульфа мы оженим, и положим начало новому роду вандалоготов".
Тут дедушка Рагнарис, который при разговоре том был, взревел раненым быком и дядю Агигульфа послал за скотиной в хлеву убирать - мол, два дня как не чищено.
Велемуд после того несколько дней на Агигульфа хитро поглядывал.
С аланами же вандалы очень хорошо живут, потому что между ними много родичей, и охотно они берут в жены друг у друга дочерей.
К югу за вандальскими землями идут холмы, за холмами большая река Данубис. До Данубиса от вандалов два дня пути скорым шагом. Река, что мимо бурга течет, в Данубис впадает. Так дядя Агигульф говорит.
К юго-востоку же от вандалов, на самом берегу Данубиса сидят на земле несколько герульских родов. Это те самые герулы, которые дяде Ульфу глаз выбили. У нас нет мира с этими герулами.
К северу и северо-востоку от этих герулов, где горы начинаются, лангобарды живут. Они с Аттилой пришли, а прежде жили в другом месте. После той битвы великой с сыновьями Аттилы перебрались в предгорья и там сели. У них ни с кем дружбы нет, со всеми воюют. И к ним никто не ходит. У нас про них говорят, что они страшный народ, никому обид не прощает.
Я только одного лангобарда видел - дядю Лиутпранда, того, что срубил голову нашему дяде Храмнезинду. Этот дядя Лиутпранд потом заменил нам дядю Храмнезинда. Он вовсе не был страшным, и мы его приняли. Только он недолго с нами жил - ушел в поход и не вернулся. А дядя Ульф и дядя Агигульф с ним в тот поход не ходили и потому никто не мог сказать нам, куда делся Лиутпранд.
Когда у нас гостил Велемуд, я спросил его, почему, если вандалы такой великий народ, они бурга не возвели? Велемуд говорил, что бург у них был. Раньше на тех землях, где сейчас герулы сидят, могучие вандальские роды жили. На Данубисе их, вандалов, много было; правили же ими славные Асдинги. Но потом ушли вандальские роды. Было это, сказал Велемуд, когда дед его родился. Тогда не только мы, вандалы ушли, сказал Велемуд; тогда и вы, готы, ушли, и аланы ушли; остались только те роды, которые к этой земле приросли. И поскольку мы все к этой земле сердцем прикипели, то и стали друг другу через эту землю как бы родными. И даже более родными, чем своим соплеменникам из числа тех, что ушли. Так Велемуд-вандал сказал, мой родич.
Тогда я спросил Велемуда: если мы все тут как родичи, то зачем тогда герулы дяде Ульфу глаз выбили? На это Велемуд сказал, что про родство наше не все понимают. Герулы про это плохо понимают.
Дедушка Рагнарис сказал, что гепиды ему, дедушке Рагнарису, всяко не родичи. А Велемуд, если хочет, пусть с ними милуется.
Я спросил Велемуда, много ли вандалов ушло. И еще спросил, много ли готов ушло. Велемуд на это странно ответил: мол, малая толика осталась.
"ПЬЮ-КРОВЬ" - МЕТАТЕЛЬНЫЙ ТОПОР НАШЕГО ДЯДИ АГИГУЛЬФА
Наш дядя Агигульф - великий воин. Наш дядя Ульф еще более великий войн. Но, покуда дядя Ульф живет в рабстве, а с нами не живет, самый великий в селе воин - наш дядя Агигульф. К тому же он любимец богов. Так говорит наш дедушка Рагнарис.
Дядя Агигульф владеет многими видами оружия. Он владеет мечом, секирой, а еще у него есть метательный топор. Дядя Ульф тоже владеет этими видами оружия и другими. Говорят, с тех пор, как дядя Ульф глаза лишился, он отменным лучником стал. Говорят, какой-то алан его из лука стрелять учил в бурге. Только дядя Ульф с нами не живет, так что об этом говорить. К тому же дядя Ульф - не любимец богов. Дедушка Рагнарис говорит: "Одно дело доблесть, другое - удача". А вот удачи-то и нет у дяди Ульфа.
Мать моя Гизела говорит, что удача у людей от ангела-хранителя. Мы с братом моим Гизульфом так думаем: у дяди Агигульфа самый сильный ангел был, он побил всех других ангелов детей Рагнариса и всю удачу себе захапал. Оттого и дядя Агигульф такой счастливец. Только сам дядя Агигульф в ангелов не верит. Он верит в Вотана, Доннара и Бальдра, которые у дедушки стоят. Я говорил об этом с нашей матерью Гизелой, но она отвечала, что ум весь Ульфу достался, а удача вся Агигульфу пошла.
- А что отцу нашему, Тарасмунду? - спросил я, потому что отец наш старший из трех братьев.
- Тарасмунду доброта да терпение достались, - так отвечала мать наша Гизела.
- А дедушке Рагнарису? - спросил мой брат Гизульф. Ему тоже любопытно стало.
Об этом мать не захотела с нами говорить. Дедушка Рагнарис молится деревянным богам и часто спорит с нашим отцом, который молится Богу Единому, а мать наша Гизела сердится за то на дедушку.
Наш дедушка Рагнарис очень храбрый. Он часто спорит со своими богами и даже ругается с ними, я слышал. Тарасмунд никогда не ругается с Богом Единым. Я думаю, это потому, что ему достались доброта и терпение.
Хватало у него терпения и на нашего дядю Агигульфа, когда Тарасмунд был еще молодым воином, а дядя Агигульф - мальчиком, как я теперь. Ходил тогда Агигульф за старшим братом, как привязанный, в рот засматривал. И не прогонял его от себя Тарасмунд.
Первые уроки мастерства ратного от Тарасмунда перенял. Дедушка наш боец хороший, но учить не может, все убить норовит.
Отец наш Тарасмунд вспоминает, как дедушка учил Агигульфа умению воинскому и как боялся Агигульф учения этого - убегал и прятался. И драл его Рагнарис за это нещадно, трусом именуя.
С Тарасмундом же такого не случалось. И не забывался Тарасмунд, когда с братом меньшим бился, а потому и не боялся его Агигульф.
Настал день, когда дедушка Рагнарис повелел Тарасмунду жениться и заводить семью, чтобы продолжить наш род, и жену к нему привел - нашу мать Гизелу. За Гизелой давали хорошее приданое: корову, четыре гривны серебряные, пять одежд хорошего беленого холста, стан ткацкий (ибо искусница ткать Гизела) и сундук тяжелого дерева. Большой сундук, на нем спать можно. Родом же Гизела из бурга, родня Алариха и нашего военного вождя Теодобада, только не ближняя. Рагнарис в те времена часто в бурге бывал, ибо водил дружбу с Аларихом, тогдашним военным вождем. Оттого и у Теодобада, нынешнего вождя, к Рагнарису такое почтение, почти сыновнее.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Атаульф и другие, Готский для всех"
Книги похожие на "Атаульф и другие, Готский для всех" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Хаецкая - Атаульф и другие, Готский для всех"
Отзывы читателей о книге "Атаульф и другие, Готский для всех", комментарии и мнения людей о произведении.