» » » » Борис Привалов - Веселый мудрец. Юмористические повести


Авторские права

Борис Привалов - Веселый мудрец. Юмористические повести

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Привалов - Веселый мудрец. Юмористические повести" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юмористическая проза, издательство Центральный комитет ЛКСМ Узбекистана Издательство «Ёш гвардия», год 1963. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Привалов - Веселый мудрец. Юмористические повести
Рейтинг:
Название:
Веселый мудрец. Юмористические повести
Издательство:
Центральный комитет ЛКСМ Узбекистана Издательство «Ёш гвардия»
Год:
1963
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Веселый мудрец. Юмористические повести"

Описание и краткое содержание "Веселый мудрец. Юмористические повести" читать бесплатно онлайн.



Повести Бориса Привалова «Веселый мудрец», «Нестерко — мужик озорной» и «Два чудака» написаны по мотивам узбекских, белорусских и молдавских народных сказок и анекдотов.

Герои повести — находчивые, остроумные, веселые люди. Мудрость народа, которую они олицетворяют, помогает им преодолевать трудности, выходить из беды, побеждать своих недругов, достигать цели.






— Сказывали, — пробормотал растерянный "приказчик, — петух свинье, свинья борову, а боров всему городу. А про добро, что паны вам делают, небось охоты нет сказывать.

— Можно и про добро, — охотно согласился Нестерко и с готовностью встретил подозрительный взгляд приказчика. Столько наивности было в серо-голубых глазах дикуличского мужичка, что приказчик подумал успокоенно:

«Ну, этот, как дитя несмышленое, мелет языком все, что в ухо влетело!»

Приказчик поднялся с земли и отошел к крайнему возу: мол, не хочу с вами, голью перекатной, рядом быть.

Мужики проводили подпанка веселыми взглядами. — Дед мой, — начал Нестерко, — одному ясновельможному пану жизнь спас, а когда и где — не упомню. Барин был добрый, деда землей наделил. «Все, говорит, что вырастишь на ней, — твое». Приказчик на бричке за дедом приехал, повез его надел смотреть. Остановили в поле бричку, вышли. Приказчик говорит: «Вот, борода, твоя земля, кланяйся в ножки ясновельможному пану». Дед говорит: «Приду на усадьбу — поклонюсь, однако где она, земля-то моя?» Приказчик туда-сюда, круть-верть — не может дедовой земли найти. Кругом — панская. «Как же, — удивляется приказчик, — тут вот и был твой надел, сам замерял. Не иначе, козни бесовские». Так они прокрутились чуть не до темени, а потом — делать нечего — сели в бричку и поехали. И только лошадь тронула, приказчик кричит: «Стой! Вот она, земля твоя! Под бричкой была!» Ну, привез приказчик деда на усадьбу, дед поклонился пану в ножки: «Паночек, земли этой мне ненадобно. Слишком ее много, я с ней один не управлюсь».

— Вот я и говорю, — сказал молчавший до сих пор крестьянин в новеньких лаптях, — паны так думают: мужику земля ни к чему, мужику и на панщине хорошо. Вот мужика бы еще от еды отучить, совсем бы полегчало.

— А как мужик пана от еды отучал, знаете? — спросил Нестерко. — Давно это было. Слыхал я от старых людей, а они врать не будут. Пан жил один, детей у него не было, пани свою голодом уморил — такой скаредный барин. И мужиков своих разорил вконец — голодают. Раз заходит он в одну хату. Мужик оборванный, закопченный. Хата курная, сажа кругом — ну черная баня!

Пан удивился:

«Тут и спите, тут и хлеб едите?»

«Спать спим, — отвечает мужик, — хлеба у нас нет».

«Как так?»

«Да так, не едим».

«Может, секрет какой знаете, — обрадовался пан, — чтобы не есть, не пить, а живому быть?»

«Знаем, — мужик-то отвечает. — И вас, барин, научим».

А пан жадный: каждый грош считает, ему хочется не есть, не пить — деньги копить. «Научите», — просит. Но сам не верит: где же такое видано? Приказал за мужиком смотреть, глаз с него не спускать: может, дескать, он все-таки и ест и пьет. Ну, мужик привык голодом сидеть — три дня хоть бы что, даже на панщину выходит.

Барин поверил. К себе мужика зовет, допытывается:

«Как же это ты живешь не евши? Так и богу душу отдать можно».

Мужик ему в ответ:

«Прикажите — научу. Хоть с завтрашнего дня начнем».

Вот на завтра утром мужик взял веревку, приходит в усадьбу, а пан уже ждет. Пошли они в лес. Там в овраге яма, с колокольню глубиной. Откуда та яма — никто не знал. Но кто туда проваливался, сам выбраться не мог.

«Посидите, ясновельможный пан, в этой яме три дня, — говорит мужик, — и вам никогда в жизни больше есть не захочется».

Пан радуется — скорей бы! Мужик его, конечно, спустил туда, а веревку с собой забрал.

На следующий день мужик приходит к яме, спрашивает:

«Как, пане, есть хочется?»

«Ох, хочется!».

«Первый день всегда так, сидите еще».

На второй день приходит:

«Как, пане, есть хочется?»

«Прямо умираю с голоду!» — кричит пан снизу.

«Второй день всегда так, сидите еще».

На третий день приходит:

«Как, пане, есть хочется?»

«Тащи назад, — кричит пан, — помираю!»

«Третий день всегда так, сидите еще».

На четвертый день мужик пришел;

«Как, пане, есть хочется?»

«Хочу», — еле слышно пан снизу отвечает,

«Еще денек, пане, и скоро совсем не захочется», — говорит мужик.

И верно — через день пан и слова вымолвить не может, только пальцами шевелит да очами ворочает.

Тогда мужик его вытащил, привез в имение. Там пан и помер через день. И что ему перед смертью ни подносили, ничего пан есть не хотел. Был пан да пропал. А мужик свое слово сдержал.

— Свое слово всегда держать нужно, — сказал босой крестьянин с ежовой щетиной на лице. — Раз сказал: буду за костром смотреть, так смотри.

Маленький мужичонка в большой, налезающей на глаза шапке, внимательно слушавший бывальщины, бросился к костру, подбросил ломаных сучьев, затем полез на воз, достал из мешка бульбу.

Солнце уже заходило, и далекие крыши имения пана Кишковского алели, словно охваченные пламенем. Приказчик пани Дубовской расстелил кожух, растянулся на нем, словно на перине, даже в сторону костра, возле которого сидели мужики, не посмотрел ни разу.

— Откуда у нас паны пошли, знаете? — спросил Нестерко.

— Змей Смок о девяти головах жил здесь, — сказал мужик в новеньких лаптях. — От него паны и начались.

— Не-е, — замотал головой босой мужик. — Жила в тридевятой земле, в тридесятом царстве баба Каргота. Однобокая, одноглазая, с одной ногой, с одной рукой. На плече — полголовы, на лице — полноздри. Дом у нее обнесен частоколом и на каждом колу — голова. Она вместе со своими дочками людей ела. Потом дочек-людоедок замуж повыдавала. Вот уж паны наши от тех людоедок и народились.

— Мой дед по-другому сказывал. — Нестерко уселся поудобнее, подвинулся к костру. — Послали как-то черта на землю да наказали ему в ад не возвращаться, пока людям вреда какого-нибудь не сделает. Ходил черт, бродил… зашел черт в Полесье, в леса, в болота. Притомился, только собрался поспать, вдруг, слышь, едет кто-то. Выскочил черт на дорогу. Видит; пан в карете, кругом гайдуки, лошадей четверка. Черт стоит, глаза выпучил, удивляется — никогда пана не видел!

«Эй, быдло, с дороги!» — кричит пан. А черт не уходит.

«Дайте хлопу горяченьких!» — приказывает пан гайдукам.

Те кинулись к черту, а он мимо них да к пану. Схватил его и понес над лесом. «Вот, думает, подарок сатане сделаю». Несется черт, а пан тяжелый, с ним высоко не заберешься. Вот и бьется пан о верхушки деревьев. Как о дуб ударится — там сразу пан Дубовский появляется. Другой раз о дуб ударится — пан Дубицкий вырастает, а там и Желудицкий, Желудовский;.0 березу пан стукнется — на земле пан Березовский как гриб выскакивает, а за ним Березинский. О сосну шмякнется — Сосновский рождается, Сосенский, Подсосенский, об осину — Осинский, Осиновский…

Летел черт, летел, аж устал. На пана взглянул — а от него одни ошметки остались! Не нести же их в ад! Черт и побросал их по всей земле. Вот от них-то и пошли у нас всякие Кишковские, Печенки, Почковские.

…Сумерки и вечерний туман подкрались незаметно. Пасущиеся невдалеке лошади стали невидимками — от них осталось лишь фырканье. Приходилось время от времени ходить присматривать за ними, не забрели бы невзначай на луг Кишковского.

Маленький мужик в большей шапке ловко разгреб землю под прогоревшим костром, закопал туда бульбу.

Молча пришел приказчик пани Дубовской, волоча за собой по траве кожух, и улегся между Нестерком и босым мужиком.

Потом ели печеную картошку без соли — что делать, ни у кого ни щепотки не отыскалось.

И до утра все, кроме пана приказчика, спали крепко, без снов.

Приказчик же время от времени вскакивал и испуганно всматривался в стену тумана: ему казалось, что вот-вот выскочит откуда-нибудь Римша с лозовым прутом в руках…

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

ГДЕ КУПИТЬ ДЕНЬГИ?

Карман пустой — с ярмарки долой.

Белорусская пословица

Ярмарка начинается за много верст от села.

Телеги, возы, колымаги скрипят по дорогам — на ярмарку!

Овцы, коровы, волы пылят по дорогам — на ярмарку!

Паны, купцы, приказчики, как мошкара на костер, летят на ярмарку!

Гусляры, скоморохи, поводыри медвежьи спешат, кто пешком, а кто с попутным обозом — на ярмарку!

В деревнях окрестных не увидишь уже выложенных на солнце домотканых холстов и рядна, ни одной целой крынки и плошки не найдешь в хате гончара, а кузнец из последнего куска железа выбил две косы и отправил их с кумом туда, куда весь товар идет, — на ярмарку!

Если бы весь ярмарочный товар можно было сложить в одну кучу, то куча бы горой стала и закрыла желтый, похожий на репу, купол сельской церкви. Но так как каждая кучка — будь то морковь или редька, каждая связка — будь то лапти или лук-цибуля, каждая мерка — будь то гречка или просо — имела своего хозяина, то церковь беспрепятственно господствовала над селом, и мужики, едущие на ярмарку, завидев с высоты своих возов крест вдали, вздыхали с облегчением; вот и конец дороги, скоро будем на месте!


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Веселый мудрец. Юмористические повести"

Книги похожие на "Веселый мудрец. Юмористические повести" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Привалов

Борис Привалов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Привалов - Веселый мудрец. Юмористические повести"

Отзывы читателей о книге "Веселый мудрец. Юмористические повести", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.