Василий Гришанов - Все океаны рядом
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Все океаны рядом"
Описание и краткое содержание "Все океаны рядом" читать бесплатно онлайн.
Мне довелось побывать на крейсере "Михаил Кутузов", только что возвратившемся из Средиземного моря. Командир крейсера капитан 1 ранга Н. К. Федоров - бывалый моряк, прошедший все ступеньки корабельной службы, совершивший походы вокруг Европы, а также в южные моря.
В сложных условиях плавания командир крейсера умело управлял кораблем. Как-то справа по курсу кабельтовых в пяти появилась группа американских кораблей - три эсминца. Эсминцы были уже позади, когда один из них, с бортовым номером 831, отделившись от группы, пустился вслед за крейсером. Он вышел на правый траверз, сблизившись с крейсером меньше чем на кабельтов. Капитан 1 ранга предупредил командира эсминца: "Прошу соблюдать осторожность". Воспользовавшись тем, что американский эсминец шел рядом, командир крейсера обратился по радиотрансляции к личному составу: "Рядом с нами идет эсминец "Гудрич" шестого флота США. Корабли этого типа действовали в Юго-Восточной Азии, принимая участие в кровавой агрессии Соединенных Штатов Америки против Демократической Республики Вьетнам".
"Гудрич" какое-то время продолжал идти рядом. На палубах и мостиках обоих кораблей стояли моряки - советские и американские. Лицом к лицу.
В том дальнем походе "Михаил Кутузов", как всегда, о честью справился с задачей. И в этом была большая заслуга командира. Ныне Николай Константинович Федоров - вице-адмирал, возглавляет Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе.
Закалка, воспитание командиров кораблей, всех офицерских кадров выдвинулись тогда на первый план. Большая и разнообразная работа в этом направлении проводилась командующим Средиземноморской эскадрой контр-адмиралом Б. Ф. Петровым (впоследствии вице-адмирал) и начальником политотдела капитаном 1 ранга Н. Н. Журавковым.
Итак, ни провокационные вылазки, ни облеты наших кораблей, ни опасное маневрирование не помогли руководителям флотов стран НАТО добиться своей цели. И они перешли к более тонкой тактике - к заигрыванию с экипажами. Американские вертолеты подлетали к нашим кораблям, пытаясь спустить на верхнюю палубу ящики с мороженым. Бывало и так: командиры стоявших рядом американских кораблей приглашали по семафору наших командиров на чашку кофе. К чести советских офицеров, они сохраняли в этих ситуациях дипломатический такт, находили верное решение.
- На удочку дешевых приманок наших командиров не возьмешь, - сказал мне по радиотелефону И. Ф. Кондратов, ставший начальником политотдела. - У советских моряков обострено до предела классовое чутье, и их трудно сбить с толку внешне якобы дружественными, а на самом деле провокационными затеями.
Я уже упоминал, что западные средства массовой информации распространяли всякого рода небылицы о плавании советских кораблей в Средиземном море. Надо было разоблачить ложь буржуазной пропаганды, информировать международную общественность об истинном положении дел. Для объективного освещения целей и задач, которые решали наши корабли в дальних плаваниях, в район Средиземного моря отправились советские журналисты, писатели, работники радио и кино. В короткое время в различных издательствах вышли книги, повествующие о благородной миссии советского флота, например, "На румбах Средиземного", "В дальнем плавании", на экранах страны появились фильмы, такие, как "Нейтральные воды", дающие представление о той обстановке, в которой выполняли задачи корабли Средиземноморской эскадры.
Походы советских кораблей приобрели большое интернациональное значение. Народы стран, прилегающих к Средиземному морю, видели в кораблях нашего флота силу, способную противостоять агрессивным устремлениям империалистов.
Итальянский публицист Франко Праттико писал тогда: "Буржуазная печать подняла истерическую кампанию, когда в Средиземное море вошли первые советские корабли. Нельзя было не заметить паники и у наших отечественных буржуа, когда одним прекрасным утром они обнаружили в "нашем море" флаг Октябрьской революции, красный флаг, развевающийся над военными кораблями... Присутствие советского флота в этих водах объективно играет роль узды для тех, кто пытается сдавить кольцом политической, военной и экономической блокады страны на северных берегах Африки и Ближнем Востоке"{8}.
В 1968 году впервые в Средиземное море вошли корабли болгарского флота под флагом командующего, ныне адмирала, И. Добрева. Волнующими были встречи моряков двух братских стран. В море состоялся незабываемый митинг дружбы.
Для нашего политуправления очень важно было знать, чем живут экипажи, находившиеся в длительном плавании, их запросы, нужды, настроения. В этом отношении нас во многом обогатило совещание начальников политотделов соединений, о котором уже шла речь. Но никакое совещание не может заменить непосредственного общения с экипажами. В беседе в кубрике, каюте порой почерпнешь то, чего не узнаешь нигде.
Запомнились беседы с матросами и старшинами ракетного крейсера "Адмирал Фокин", вышедшего в море. Это было в июне 1969 года. Перед этим крейсер вместе с другими кораблями отряда только что совершил многомесячное плавание в Индийском океане. Походу кораблей отряда
140
нет 141?
Министр обороны дал высокую оценку. У меня уже тогда появилась мысль побывать на крейсере, встретиться с его экипажем. И вот такая возможность представилась. Во время плавания разговаривал с моряками, интересовался их настроением. Один бойкий старшина сказал мне, что настроение у экипажа всегда было хорошев.
- Пожалуй, только однажды некоторым стало грустно, - доверительно добавил он. - Это когда после очень длительного плавания, выполнив задание, мы собирались возвратиться домой, а нам объявили, что пришел другой приказ и только один из кораблей нашего отряда - эсминец "Вдохновенный" - уходит домой, наш же крейсер "Адмирал Фокин" и ракетный корабль "Гневный" остаются в океане продолжать выполнение задания.
Я объяснил матросам и старшинам, что изменение срока возвращения кораблей в базу, конечно, очень нежелательно. Оно всегда отражается на настроении людей, и мы стараемся избегать всяческих переносов. Однако на практике могут быть такие случаи, связанные с изменением обстановки и задач.
Меня заинтересовал вопрос, как отреагировал политотдел на изменение сроков плавания. Начальник политотдела капитан 1 ранга В. Н. Сергеев доложил, что, как только стало известно о переносе сроков возвращения в базу, были собраны командиры кораблей, заместители командиров по политчасти, командиры подразделений и проинформированы о новых задачах. Им предлагалось разъяснить всем морякам необходимость продолжения плавания, проявлять больше чуткости, внимания к людям, больше бывать в кубриках. Кроме того, задачи нового этапа учебы в море были обсуждены на собраниях коммунистов и комсомольцев. Все принятые меры помогли морякам сохранить оптимизм, преодолеть чувство грусти и скуки.
В дальнем плавании нет мелочей. Там важно все: и питание, и одежда, и обувь. Подтянутый, опрятный вид моряка способствует хорошему настроению, а это особенно необходимо при несении службы вдали от Родины. Беседуя с моряками, я обратил внимание, что у многих из них на ногах были потрепанные сандалии, а у некоторых даже самодельные. Как выяснилось, обувь, выдаваемая на период плавания в южных широтах, изнашивается гораздо быстрее, так как морякам приходится ходить по раскаленной палубе. Пришлось вмешаться и тут же отдать необходимые распоряжения хозяйственникам.
Факт с сандалиями послужил поводом для обсуждения вместе с различными специалистами более широкого вопроса о пригодности и надежности тропической формы одежды. В результате эта проблема была решена.
Участие в походе на крейсере "Адмирал Фокин" навело меня еще на одну мысль - в длительных походах необходимо лучше поставить дело информации о жизни родной страны. Когда корабль находится вдали от родных берегов, Отчизна становится моряку еще дороже. В мыслях он часто уносится в родные края, в коллектив, где трудился до службы, в семью. Такому настрою души должна соответствовать и политико-воспитательная работа. День на кораблях обычно начинается с исполнения по радиотрансляции Гимна Советского Союза, а затем песни "Широка страна моя родная...".
Партийные и комсомольские активисты стали заботиться об организации регулярного информирования личного состава об успехах советского народа в коммунистическом строительстве, о военно-политической обстановке в районах плавания. Я уже упоминал о передачах на корабли политинформации, практикуемых политуправлением ВМФ. В походе также широко использовались передачи Всесоюзного радио, особенно "Последние известия". Они записывались на магнитофонную ленту, а затем в разное время транслировались по корабельной сети, размножались на машинке в нескольких экземплярах, вывешивались в кубриках и коридорах.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Все океаны рядом"
Книги похожие на "Все океаны рядом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Василий Гришанов - Все океаны рядом"
Отзывы читателей о книге "Все океаны рядом", комментарии и мнения людей о произведении.