Василий Гришанов - Все океаны рядом
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Все океаны рядом"
Описание и краткое содержание "Все океаны рядом" читать бесплатно онлайн.
Выло отрадно, что семья героев, отличившихся в послевоенные годы, росла. Мы рассматривали высокие награды Родины как проявление внимания партии и правительства к флоту, как важное средство политической работы с личным составом. Дальние походы атомных подводных лодок, превзошедшие по своему размаху, расстоянию и трудностям походы подводных лодок прошлых лет, - разве это не могучее средство патриотического воспитания, разве это не темы для бесед, для наглядной агитации, для экспонатов в музеях?!
Уже после кругосветного плавания довелось побывать в одном из флотских музеев. На его экспонатах широко были представлены походы русских каравелл, дальние плавания соотечественников. А вот как советские моряки в 60-х годах штурмовали полюс, водружали флаг на льдине, как экипажи атомных лодок совершали кругосветное плавание, нигде ре показывалось - ни на стендах, ни на витринах.
Вскоре побывал в Высшем военно-морском училище. Начальник училища вице-адмирал В. А. Хренов провел меня по кабинетам и лабораториям, не без гордости показал современное оборудование классов, красочную наглядную агитацию. Все это действительно выглядело впечатляюще. И снова, как и в музее, я обратил внимание на то, что в наглядной агитации слабо отражался современный флот, его люди, герои. Правда, мне показали несколько картин, на которых были изображены атомные лодки и ракетные крейсера. Я тогда возразил: двумя-тремя картинами проблему пропаганды современного флота не решишь.
Бывая в других училищах, снова убеждался: в наглядной агитации, как и в произведениях изобразительного искусства, предпочтение отдается русскому флоту. Аналогичная картина наблюдалась и в лекциях. Иной преподаватель мог часами рассказывать об открытиях Витуса Беринга, о походах фрегата "Паллада", а когда дело касалось современного флота, свершений советских моряков, тут порой не хватало запаса впечатлений.
Или такой факт. В училищах и научных флотских учреждениях, как правило, на самых видных местах, в залах и галереях высятся бронзовые бюсты известных русских адмиралов. Но разве меньше заслуг перед Родиной у тех, кто закладывал основы советского флота, разрабатывал и осуществлял операции, кто свершал героические подвиги в годы Великой Отечественной войны? Почему так робко выставляются их скульптурные изображения?
Конечно, мы обращались и будем обращаться к истории прошлого. Нам и теперь бесконечно дороги подвиги русских моряков. Кстати, флот исстари привержен традициям, пожалуй, как никакой другой вид Вооруженных Сил. Матросы, старшины и офицеры бережно хранят и приумножают их. Они воспринимают все лучшее, что было в старом русском флоте: его морскую культуру, умение дорожить честью корабля, званием моряка, дух морского братства. Вместе с тем пришло время, когда в нашей пропаганде и агитации должен быть сделан акцент на показе современного флота, на тех изменениях, которые он претерпел в результате научно-технической революции, на показе людей, умело владеющих новым оружием. Но решить эту задачу одними указаниями нельзя. Вот почему Военный совет и политорганы начали активно привлекать к этой работе агитпропколлективы, писателей, журналистов, скульпторов, художников. Военно-морские училища мы обеспечили необходимыми материалами о новейших кораблях. На флоты направили несколько выставок, корабли получили плакаты, листовки, фотоальбомы о современном флоте. Все это было лишь первым шагом.
В начале шестидесятых годов с заводских стапелей сошли новые корабли: атомные подводные лодки, ракетные крейсера, большие противолодочные корабли, сторожевики. Встал вопрос: какие давать им имена? Это представлялось важным. Ведь корабль понесет свое имя по морям и океанам, и будут люди разных стран спрашивать, что это за имя, будут повторять его. В названиях кораблей увековечены имена многих известных русских адмиралов, кораблей-героев. А вот теперь настала пора отдать должное советской столице, полководцам и флотоводцам нашего времени. Было решено: противолодочным крейсерам давать названия крупных городов, таких, как Москва, Ленинград, Киев, Минск, Новороссийск; противолодочным кораблям и ракетным крейсерам - имена полководцев и флотоводцев. Так появились "Маршал Ворошилов", "Маршал Тимошенко", "Адмирал Головко", "Адмирал Юмашев", "Адмирал Октябрьский", "Адмирал Фокин".
Так уж повелось с давних пор: каждый корабль при своем рождении получает имя. Оно может быть наполнено высоким содержанием, а может и просто представлять собой скромное сочетание цифр и букв. Но любое имя, как бы оно ни звучало, и с окончанием корабельного века остается в летописи флота, если корабль того заслужил. Все зависит от экипажа, от командиров и политработников, от партийных и комсомольских организаций, от их умения воспитать у моряков чувство любви к кораблю, стремление дорожить его именем.
Однажды, будучи на дважды Краснознаменном Балтийском флоте, я посетил корабль, имя которого было овеяно славой военных лет. У него были свои традиции, и одна из них - нерушимое воинское братство. Этот корабль отличился при защите Ленинграда, его орудия точно били по боевым порядкам фашистов.
В послевоенные годы корабль неоднократно участвовал в ответственных походах, имел устойчивые показатели в боевой и политической подготовке, славился меткими артиллерийскими стрельбами, образцовым порядком. В делах экипажа была большая заслуга офицеров корабля, коммунистов и комсомольцев. Они многое делали по воспитанию у моряков чувства любви к кораблю.
Обхожу корабль, знакомлюсь с людьми и все больше убеждаюсь: в экипаже произошли перемены не в лучшую сторону. Беседую с командиром, заместителем командира по политчасти и не чувствую в их словах тревоги за доброе имя корабля. Разговариваю с матросами; спрашиваю, знают ли они историю корабля, его боевой путь, достижения в учебе и службе. Многие из тех, с кем беседую, отрицательно покачивают головой.
Напоследок высказал командиру и его заместителю по политчасти критические замечания, советы, рекомендации. Напомнил слова выдающегося полководца М. В. Фрунзе о том, что задачу воспитания можно считать решенной лишь тогда, когда каждый советский воин проникнется чувством любви к своей части, а через нее и ко всей Красной Армии, когда он будет гордиться принадлежностью к ней, будет радоваться ее успехам и огорчаться из-за ее неудач.
Я преднамеренно не называю имени корабля: не хочу огорчать людей, проходивших когда-то службу под его флагом. К тому же недостатки, о которых шла речь, были, к чести экипажа, быстро устранены. Побывав снова на корабле, убедился, что здесь многое изменилось: и внешний вид, и дела, и организаторская работа командира, его заместителя по политчасти, коммунистов и комсомольцев. На корабле хорошо отзывались о встречах с ветеранами корабля, участниками дальних походов, о тематических вечерах "Путь нашего корабля". Для воспитания членов экипажа широко использовались исторический журнал, карты похода, викторины, стенд "Лучшие люди корабля". Любовь к кораблю - это проявление большой любви к флоту, к Вооруженным Силам, к Отчизне. А это чувство не приходит само собой. Оно воспитывается всей системой политико-воспитательной работы на корабле.
В Москве собрались участники первого заграничного плавания советских кораблей - крейсера "Аврора" и учебного судна "Комсомолец". За столом сидели заслуженные моряки, убеленные сединой. Более чем полвека назад они уходили в тот поход, еще будучи курсантами высших военно-морских училищ. И теперь, вспоминая, они делились впечатлениями с флотской молодежью, живущей в счастливую пору, когда длительные океанские плавания стали обычным явлением.
Адмирал в отставке В. А. Андреев, участник того первого заграничного похода, рассказал о том, что накануне прихода советских кораблей в Гетеборг шведские буржуазные газеты из номера в номер помещали клеветнические материалы о нашей стране и ее флоте, распространяли всевозможные небылицы, запугивая своих читателей. Поэтому поначалу шведы встретили советских гостей довольно настороженно и холодно. Однако вся абсурдность газетных измышлений стала очевидной, как только советские моряки сошли на берег. Они покорили всех своей вежливостью и культурой поведения, опрятным видом. Более подробно ветеран флота излагает эти события в своих воспоминаниях{5}.
Заграничные походы теперь нередки. Находясь в океанских плаваниях, корабли нашего флота, в порядке взаимного обмена или по приглашению, заходят с визитом в порты той или иной страны. И всякий раз советских моряков встречают приветливо, по-дружески. А вот буржуазная пропаганда, как и полвека назад, по-прежнему сочиняет всякого рода измышления о миссии нашего флота, о якобы грубом поведении моряков, поднимает крик о "советской военной угрозе" и т. д. Но, как говорится: собака лает - ветер носит!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Все океаны рядом"
Книги похожие на "Все океаны рядом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Василий Гришанов - Все океаны рядом"
Отзывы читателей о книге "Все океаны рядом", комментарии и мнения людей о произведении.