Игорь Ефимов - Аркадий Северный, Советский Союз

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Аркадий Северный, Советский Союз"
Описание и краткое содержание "Аркадий Северный, Советский Союз" читать бесплатно онлайн.
А Северный — он всегда относился к творчеству Высоцкого достаточно уважительно. И все его известные публичные, — к сожалению, немногочисленные, — высказывания в адрес Владимира Семёновича подтверждают это. Но только до начала этого, 1978 года. Следующий раз он "вспомнит" Высоцкого в конце 1979 года, в Москве. И тон уже будет совершенно другой — резкий и с явной обидой в голосе: "Я преклоняюсь перед твоим талантом!.. Но как перед человеком — никогда в жизни! Ты не прав!" Причём, эта фраза почти дословно будет повторена Аркадием несколько раз на протяжении вечера. Что это? Отголосок всё-таки состоявшейся встречи? Или реакция на слова Высоцкого о "всяких северных", которую тот произнёс на одном из своих выступлений? Наверное, мы никогда уже не узнаем об этом. И нет уже ни Владимира Семёновича, ни Аркадия Дмитриевича.
А мы вернёмся всё-таки обратно в лето 1978 года. Северный тем временем продолжает свои гастроли. Следующий концерт он делает с совершенно новым уже ансамблем — "Аэлита". Как следует из вступления к концерту, дело происходит в "старинном городе Кафе", то есть — в нынешней Феодосии. Но надо сказать, что о многих поездках Северного сохранилось очень мало информации. Что поделаешь! — большинство из них организовывалось в обстановке глубокой конспирации. Во-первых, время было такое конспиративное, во-вторых — Её Величество Конкуренция. А, в-третьих, и сами участники и организаторы концертов сочиняли всевозможные байки о месте записи, то ли по причине той же самой конспирации, то ли просто хохмы ради. Вот и поди, проверь теперь, был этот концерт в той самой Кафе или, всё-таки, на какой-то одесской хате. Так что нам так и не удалось узнать, откуда были музыканты, собравшиеся в ансамбль на этот раз. Но очевидно, что это были профессионалы, хорошо чувствующие блатную музыку, и достаточно красиво её изображающие, причём в "старинном", классическом стиле. Что было несколько неожиданно: всё-таки тогда в провинциальных ресторанах как-то "моднее" было аранжировать блатняк в стиле электроВИА. Но мода — модой, а классика — классикой; и, видимо, организаторы концерта прекрасно понимали, какая музыка лучше подходит для сопровождения знаменитого шансонье Северного. И концерт получился достаточно интересный, несмотря на то, что здесь не прозвучало практически ни одной песни, которой Северный не пел бы раньше. Только одна песня Коцишевского, очередная "музыкальная разборка". Но, всё-таки, в хорошем сопровождении можно было слушать и вторые, и третьи варианты исполнения одних и тех же песен, — ведь исполнительский шарм и кураж у Аркадия каждый раз сверкали какими- то новыми гранями:
Я больной, разбиты грудь и ноги, Пред собой я вижу три пути. И стою один на перекрёстке, И не знаю — мне куда пойти…
А после концерта с "Аэлитой" совершенно неожиданно все следы Северного теряются вплоть до декабря. За одним маленьким исключением. Сохранилась справка УВД Одесского Горисполкома о том, что гражданин Звездин А. Д., проживающий по адресу: Одесса, улица Советская, дом 44, кв. 3, - 1-го и 2-го сентября 1978 года с 9-00 до 17–00 находился в этом самом УВД в качестве свидетеля. Но свидетелем чего он там был, и где и чем он занимался в дальнейшем, — никто не знает. Сколько он находился в Одессе, поехал ли оттуда в Ленинград или ещё куда-то — абсолютно неизвестно. Можно только строить догадки. Позже он сам будет вспоминать об этом: "В Москве меня уже похоронили." А, судя по всему, и не только в Москве. 28 декабря 1978 года Маклаков и Мазурин записывают в Питере концерт Виталия Крестовского с ансамблем "Крёстные отцы". Вот как сам Аркадий говорил о причине появления этой записи: "По "Би-Би-Си" передали, что Аркадий Северный повесился". И далее объяснял, что поскольку Крестовский мог копировать его голос один к одному, Мазурин и предложил Маклакову сделать концерт этого исполнителя. Скорее всего, это был просто очередной прикол Северного, хотя, может быть, и ходили такие слухи по просторам страны. А в самом деле — что же ещё оставалось Сергею Ивановичу делать? Аркадий невесть куда пропал почти на год, не может же "фирма" простаивать! Вот и запустили новый проект. Жаль только, что не получил он, практически, дальнейшего развития. Крестовский действительно был очень интересным и самобытным исполнителем, но рассказ о нём мы оставим для другой книги.
Однако вернёмся к Аркадию. Как мы говорили чуть выше, сейчас уже почти невозможно более-менее достоверно восстановить события с июля по декабрь 1978 года, то есть, того периода, когда в его жизни случился очень трагический и поворотный момент. Именно в это время у него происходит очередной, последний срыв. Что послужило причиной этому? Может быть, какой-то конфликт с новой женой? Ходят разные туманные слухи о том, что она якобы украла у него деньги. То ли после концерта в Москве в период лечения 1977 года, то ли после Тихорецких гастролей в 1979 году. Не сходится никак. В 1977-м они ещё не были знакомы, а к 1979-му, скорее всего, уже расстались. Между прочим, по поводу утери денег в Москве сохранились воспоминания Д. М. Калятина. Ранее им не нашлось места, а здесь как раз будут кстати: "В Москве он дал концерт (за достоверность не ручаюсь, Аркаша мог и приврать) для дипломатов, на котором присутствовал сын Громыко. За выступление Аркаше дали полный "дипломат " денег. Было тепло, он сел на скамейку, уснул, и "дипломат " увели. Он звонит мне с почтамта: "Михалыч, выручай — ни копейки денег, не на что приехать!" Я быстренько иду на почту, отсылаю нужную сумму до востребования, Аркаша приезжает и рассказывает, как дело было. Но верить ему на слово или нет? И да, и нет, потому что он мог и соврать". Так что к данному периоду времени этот случай не имеет никакого отношения, и не это послужило причиной разрыва отношений. Кстати говоря, мы даже не знаем, что произошло раньше: рецидив болезни или сам "развод".[20]
Но оставим всё это будущим исследователям. Факт остаётся фактом: в декабре 1978 года Северный снова в Одессе, тому свидетельство — запись концерта "На слова Есенина". Разрыв с Зиной, видимо, уже произошёл. Это косвенно подтверждает и брань самого Аркадия в её адрес во время исполнения песни "Сыпь гармоника. Скука, скука." Физическое состояние его уже совсем на пределе, это чувствуется буквально в каждой песне, а под стать состоянию и настроение. Такого надрыва у Аркадия никогда до этого не было, — да это даже и не надрыв уже, а что- то почти психоделическое. Взять хотя бы песню "Не жалею, не зову, не плачу." — Северный явно исполняет её "на автомате", с какими-то своими, одному ему известными мыслями и словами, идущими из подсознания. Наверное, многие недоумевали над тем, как Аркадия в этой песне просто заклинивает на странном и непонятном слове "благогословно". Сам-то он объяснял, что это просто до идиотов не доходит, но. Возможно, что это уже не обычная оговорка или импровизация Аркадия, когда-то так восхищавшие некоторых слушателей.
Вот что мы выловили на эту тему во Всемирной Паутине: "Северный — гениальный русский скоморох, а значит и (может быть, неосознанно) шаман. Его оговорки, его алкогольный транс — это советская алкогольная тантра 70-х годов". Что-то, безусловно, есть в этом утверждении, — хотя, честно говоря, в тантрах, мантрах и прочем мракобесии мы разбираемся слабо. Но нельзя же отрицать, что в творчестве Аркадия Северного, в магии его голоса было нечто, необъяснимое простой логикой. Ведь мы ж и сами не знаем — чем конкретно нас так "цепляют" те или иные скоморошьи штучки Северного, это происходит на абсолютно иррациональном уровне. Не знал, видимо, этого и сам Северный. "Ты знаешь, как надо петь, а я — чувствую", — так говорил он профессионалам, пытавшимся его "поправлять". Однако, как бы там ни было, надо признать: Северному подчас удавалось в пении то, что дано в этом мире очень немногим. Нисходило ли что-то на него свыше, или же здесь было нечто иное… А, впрочем, кому ж это всё ведомо? И вот в этом "Есенинском" концерте как раз таки начало твориться вот такое — совершенно новое и запредельное. Но мы опять-таки не берёмся судить: проявился ли тут в полный рост этот самый шаманский транс, или наоборот — здесь уже иссякло всё великолепие импровизаций, и началось, как говорят врачи, общее психическое расстройство на фоне длительного злоупотребления, вовсе безо всякой мистической подкладки.
К сожалению, мы почти ничего не знаем об истории записи этого концерта. Почему организаторами было принято решение о таком простом музыкальном сопровождении, как гитара и аккордеон: из желания сделать "ретро-стилизацию", или просто потому, что не нашлось музыкантов на нормальный состав? И откуда взялась идея сделать целый концерт на стихи Есенина? Может, просто из желания сотворить нечто оригинальное, — а жанровых песен, ещё не звучавших в репертуаре Северного, в запасе не нашлось. Не было у одесситов и своего Раменского. Вот в итоге "творческого поиска" и решено было обратиться к бессмертной поэзии Сергея Есенина. Хотя, конечно, сама по себе мысль была абсолютно не новая, проэксплуатированная ещё в калятинских концертах. Но здесь всё-таки было спето несколько оригинальных песен, на те стихи Есенина, которые никогда ранее под музыку не звучали.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Аркадий Северный, Советский Союз"
Книги похожие на "Аркадий Северный, Советский Союз" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Ефимов - Аркадий Северный, Советский Союз"
Отзывы читателей о книге "Аркадий Северный, Советский Союз", комментарии и мнения людей о произведении.